Александр Македонский – греческий инквизитор - изображение

Александра Македонского можно считать духовным сыном Герострата, так как через четверть века после поджога Геростратом храма Артемиды, Александр лично спалил дворец Дария в Персеполе. И тем, и другим, — убеждён наш автор, — двигала одна и та же идея: не допустить губительного влияния на эллинскую культуру религиозного и мистического учения Зороастризма.


Ночью 21 июня 356 года до н. э. какой-то человек, старавшийся не привлекать к себе внимания, крался по улицам греческого города Эфес. В руке у него был небольшой факел, который при приближении случайных прохожих он пугливо прикрывал своим плащом. Наконец, незнакомец окольными путями добрался до храма Артемиды богини плодородия, покровительницы охоты и рожениц, возвышавшегося на окраине города. Стража мирно спала, и он беспрепятственно проник в святилище, где своим факелом поджёг несколько культовых предметов. От них загорелся полог перед статуей богини, потом пламя перекинулось на двери, пропитанные маслом, а с них — и на деревянные балки потолка. В считанные минуты храм, считавшийся одним из семи чудес света, пылал как костёр.

Поджигателя схватили на месте преступления. Им оказался некто Герострат, которого в ходе следствия подвергли пыткам, дабы выяснить причины, толкнувшие его на это преступление. Несмотря на жестокие истязания, он сознался лишь в том, что поджёг храм, чтобы обессмертить в веках своё имя. Подобное объяснение едва ли можно считать правдоподобным. Хроники донесли до нас мнение жрецов храма Артемиды, которые придерживались другого мнения и открыто говорили: Герострат выполнял чей-то заказ. Однако, поскольку иных данных из него выколотить не удалось, в конце концов его попросту объявили сумасшедшим, так и не докопавшись до истинных причин поджога.

Казалось бы, если тогда не удалось установить истину, то едва ли это можно сделать сегодня. Но это не совсем верно. Искать причины уничтожения Геростратом храма Артемиды, как это ни удивительно, нужно в обстоятельствах такого же преступления, совершённого Александром Македонским спустя двадцать пять лет. Великий завоеватель в столице поверженного им персидского царя Дария, Персеполе, лично поджёг его дворец Ападану, также претендовавший на то, чтобы считаться одним из чудес света.


По стопам Герострата

В тот день и час, когда Герострат поджёг храм Артемиды в Эфесе, в семье македонского царя Филиппа и его жены Олимпиады родился сын Александр — будущий великий завоеватель Александр Македонский. Даже это обстоятельство невольно наталкивает на мысль о существовании какой-то мистической связи между этими двумя людьми.

В связи с этим особый интерес представляет мать Александра — Олимпиада. Многие античные авторы ставят её в один ряд с Клеопатрой, Аспасией, Хатшепсут, Феодорой… Будучи дочерью эпирского царя, она происходила из той местности в горах Иллитрии, что до сих пор считается одной из самых мрачных и мистических в Европе. С детства Олимпиада была ревностно привержена традиционным эллинским верованиям и магии.

Отец Александра, Филипп, лишь изредка виделся с сыном, так что его воспитанием занималась исключительно мать. Естественно, она сумела вырастить из своего чада религиозного фанатика, приверженного традиционному греческому культу. Всю жизнь Олимпиада была для великого завоевателя наставником, чьи советы он практически неукоснительно выполнял.

Так, сразу же после смерти отца, который, согласно одной из версий, был убит по прямому указу Олимпиады, не простившей ему его женитьбы на юной македонянке Клеопатре, Александр по совету матери создал специальный отряд, задачей которого стало физическое устранение всех потенциальных претендентов на македонский престол. От рук этих античных опричников пали сводный брат Александра Каран, двое братьев из царского рода Линкестидов, юная жена Филиппа Клеопатра с братом и маленькой дочерью… И это далеко не полный список.

Став македонским царём, Александр прежде всего начал забирать под свою руку все греческие земли. В 334 году до н. э. его непобедимая армия подошла к воротам Эфеса. Город сдался без боя. Однако наибольший ужас при виде полчищ завоевателя по непонятной причине испытали жрецы восстановленного храма Артемиды. Они считали, что храм будет непременно разрушен Александром Македонским.

Но вопреки их ожиданиям, македонянин не только не разграбил город, но и внёс на восстановление храма, близившееся к завершению, немалую сумму.

В 321 году до н. э. Александр Македонский, разбив персидского царя Дария, подошёл к столице его государства — Персеполю. Население без боя открыло перед ним ворота. Завоевателя поразил величественный город, особенно царский дворец — Ападана. Поднявшись по его ступеням на своём коне Буцефале, Александр спешился и через огромные ворота Всех стран с изваяниями крылатых чудовищ и капителями в виде быков прошёл в тронный зал. Его периметр составлял 112 метров, потолок поддерживали 72 колонны высотой 18 метров каждая. К тронному залу примыкали стоколонный дворец Дария, дворец Ксеркса, святилище, сокровищница, библиотека, гарем, конюшня, казармы и помещения для слуг.

Однако Персеполю была уготована судьба, отличная от Эфеса. Город отдали на разграбление войску. В этом варварстве поучаствовал и лично Александр, запалив Ападану. Официальная версия этого поступка изложена римским историком Квинтом Курцием Руфом. Во время одного из пьяных пиршеств, устроенных завоевателем в покоях персидских царей, проститутка по имени Таида сказала, что Александр заслужит благодарность всех греков, если отдаст приказ поджечь царскую резиденцию персов. Этого де ожидают все те, чьи города разрушили эти варвары. Будучи во хмелю, Македонский схватил факел и поджёг тронный зал. В итоге выгорели многие покои в дворцовом ансамбле. Как утверждает Плутарх, протрезвев, Александр пожалел о содеянном и велел потушить бушевавший уже несколько часов огонь. Далеко не все хронисты даже во времена Плутарха поддерживали эту версию. Они считали, что поджог Ападаны был совершён преднамеренно, и это действительно похоже на правду. Как известно, Александр не следовал совету ни одной из женщин, кроме своей матери. Так что даже во хмелю едва ли он прислушался к словам какой-то проститутки. Для сожжения резиденции персидских царей нужны более веские основания. Поэтому рассказ Плутарха не более чем легенда, инспирированная, скорее всего, самим завоевателем, дабы обелить себя после совершения столь варварского деяния в глазах соратников и потомков.

Но тогда какова же действительная причина поджога Ападаны? Почему жрецы храма Артемиды ожидали его разрушения, а Александр Македонский этого не сделал?

Оказывается, на все эти вопросы есть вполне разумные и правдоподобные ответы.


Борцы за веру — Герострат и Александр Македонский

Изучая деяния Александра Македонского, невольно приходишь к мысли, что судьбы храма Артемиды в Эфесе и дворца Ападаны в Персеполе как-то связаны между собой, а значит связаны друг с другом и Герострат, объявленный безумцем, и великий завоеватель. Но как? Что общего между греческим храмом и персидским дворцом?

А оказывается вот что! Среди прочих помещений Ападаны выгорела библиотека, в которой находились десятки тысяч глиняных табличек и папирусов. Вместе с этим бесценным собранием в резиденции персидских царей хранился один из двух экземпляров священной книги, содержащей учение Заратустры (на древнегреческом — Зороастра) пророка Ахурамазды. Она была написана на 1200 пергаментах. Второй экземпляр этого трактата хранился в… храме Артемиды в Эфесе.

Зороастризм — религия, появившаяся в Персии в 7–6 веках до н. э., был средоточением секретных доктрин, близких буддистской и халдейской философии. Распространившись в Персии, это учение в ходе войн с греками стало проникать и на земли эллинов. В начале четвёртого века до н. э. идеями пророка Ахурамазды заразились и жрецы храма Артемиды. Они вовсю стали пользоваться зороастрийскими методиками тайного духовного воздействия на прихожан и даже начали ревизовать эллинское религиозное учение. Если учесть, что храм Артемиды был своего рода Ватиканом древней Греции, то действия его жрецов носили характер, сопоставимый с деятельностью, например, Лютера, которая привела к расколу католицизма. Естественно, в эллинском мире было немало тех, кто противился религиозной реформации. Наиболее активной противницей зороастризма была мать Александра Македонского Олимпиада, развернувшая в Греции настоящую идеологическую войну, как сейчас бы сказали, с ересью. Первейшей задачей в этой борьбе она, видимо, считала уничтожение священной книги пророка, которая существовала всего лишь в двух экземплярах. Наверное, именно от неё и получил приказ уничтожить тот из них, что хранился в храме Артемиды, Герострат. Однако, где точно хранилась книга, он не знал — жрецы держали её в тайнике. Известно было лишь то, что она хранится непосредственно в храме. И тогда Герострат находит гениальное решение проблемы: он сжигает весь храм до основания, справедливо полагая, что вместе с ним сгорит и тайник. Так и происходит. Герострат, выдержавший на следствии все пытки и не раскрывший истинных причин поджога, объявляется сумасшедшим, одержимым жаждой славы.

Совершенно очевидно, что и дата пожога храма была выбрана Олимпиадой и совершенно неслучайно. Появление на свет Александра именно в день уничтожения книги Заратустры должно было стать символическим событием — в мир пришёл тот, кто станет заступником истинной эллинской веры. Вполне возможно, что дата рождения будущего великого завоевателя и не совпадала с днём пожога Эфесского храма, но ловкая Олимпиада вполне могла изменить реальный день рождения своего сына на нужный ей. Александр — сын Олимпиады, был воспитан матерью в эллинских традициях, и его отношение к зороастризму не отличалось от её. Поэтому, став царём Македонским, он сразу же начал борьбу с еретиками. Согласитесь, не стоило организовывать кавалерийский отряд в несколько десятков человек, чтобы убить пять–шесть претендентов на престол, для этого было достаточно одного наёмного убийцы. Да и зачем очернять себя в глазах подданных открытыми убийствами родственников, если это можно было сделать тихо и незаметно. А вот ежели представить себе, что отряд создавался для борьбы с еретиками, то картина резко меняется. В этом случае открытость идёт только на пользу. Народ видел, что ради веры Александр готов уничтожить даже своих родных. Из всего этого следует: им уничтожались вовсе не претенденты на трон, к слову сказать, даже после чистки таковых осталось около десятка, а приверженцы зороастризма. Более того, исходя из численности отряда, в его задачи входило истребление не только еретиков царской крови, а вообще всех, он был своего рода священной инквизицией Александра Македонского.

После наведения порядка в родной Македонии Александр решил восстановить истинную эллинскую веру по всей Греции, что он и делал в ходе захвата греческих земель. В этом свете совершенно понятен страх жрецов храма Артемиды в Эфесе. Однако поскольку завоевателю было известно, что книга пророка уничтожена, а Артемида входила в классический греческий пантеон богов, он не стал повторно разрушать храм и даже внёс деньги на его восстановление.

Через несколько лет в ходе Персидского похода Александр Македонский, разбив Дария, захватил его столицу. Считая этот город колыбелью ереси, он отдал его на разграбление. Но этого было мало. Нужно было уничтожить второй экземпляр книги пророка Ахурамазды. Подобно Герострату, он не знал точного места, где она хранилась. Перспектива потратить не один день на её поиски среди тысяч других книг его не радовала. И тогда он поступил так же, как его предшественник, — взял и целиком сжёг Ападану. Тушить горящий дворец начали лишь тогда, когда все основные помещения полностью выгорели. Не тронутыми огнём остались лишь хозяйственные постройки, казармы и конюшня, где главная книга Зороастризма храниться не могла.

В пользу такого хода событий говорит и тот факт, что в Персеполе, когда его захватил Александр, уже не один год находился жрец храма Артемиды. Что он там делал? Очевидно — снимал рукописную копию с книги пророка Ахурамазды. Спалив Ападану, завоеватель сжёг и этот незаконченный экземпляр. Так был ли действительно Александр Великий своего рода религиозным фанатиком? Скорее всего — да! Во всяком случае, во всех своих походах он пытался перетянуть местное население в эллинскую веру, или, по крайней мере, доказать ему превосходство греков над ними не только в военном и экономическом плане, но и в духовном. Если же это ему не удавалось, последствия могли быть весьма плачевными. Так, в Индии он повесил, по свидетельству Плутарха, местных религиозных философов, порицавших местных же царьков за признание духовного превосходства греков и утверждавших, что все народы и верования равны.

Как бы ни относиться к религиозной нетерпимости Александра Македонского, но одно можно сказать точно: его действия позволили сохранить Греции духовное и культурное единство и во многом определили религиозный облик мира на несколько веков. Уничтожение им и Геростратом книги пророка Ахурамазды не дало возможности зороастризму стать одной из мировых религий. Из целостного учения Заратустры на сегодня до нас дошли лишь отдельные куски, сделавшие его всего лишь одним из философских направлений.

Такая трактовка событий, связанных с сожжением храма Артемиды и дворца Ападаны, позволяет не только иначе взглянуть на походы Александра Македонского, теперь многие из них носят не захватнический характер, а характер религиозных войн, но и на фигуру его духовного отца Герострата. Он, конечно, не был безумцем, жаждавшим славы, он был религиозным фанатиком, пожертвовавшим своей жизнью ради сохранения исконной эллинской веры.

Виталий Меньшиков


Реклама на сайте


Перейти в раздел: Былое
  • Опубликовано: 21/12/2015
Автор комментария: Роман - 13.08.2016

Спасибо, Виталий.


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Смешные истории из жизни 03-12-12

Смешные истории из жизни 03-12-12

Опубликовано: 03/12/2012

Философия – великая наука. Сижу на последней парте. Преподаватель надоедает, что мы с соседом без перерыва разговариваем и он задает моему соседу задачу. - Вот рождаются поколения людей. И деды, отцы...

Смешные короткие истории из жизни 16-03-2013

Смешные короткие истории из жизни 16-03-2013

Опубликовано: 16/04/2013

Знакомый доктор работал в Сусумане, небольшом поселке в Магаданской области. Однажды к ним в реанимацию поступил мужичок лет сорока после перенесенной операции, судя по лицу – большой любитель выпить....

Куда же плавал Одиссей?

Куда же плавал Одиссей?

Опубликовано: 05/12/2003

За семь столетий до рождения Христа на этой земле Гомер написал 'Одиссею'. Произведение описывает историю Одиссея, великого воина, который, разграбив Трою в Троянской войне, отправился в десятилетнее ...