Трудно найти человека, который бы не знал, что такое 'коррида'. Но все же - что это? Спорт или искусство? А может, просто развлечение? Сами испанцы считают ее национальным праздником. Мнения людей по этому поводу диаметрально противоположны.

Коррида будет жить до тех пор, пока существует Испания...

С одной стороны - это акт насилия над почти беззащитным животным. С другой - это национальная традиция, которая возникла очень давно. И если она живет по сей день, значит, она имеет право на существование. Видимо, испанцам с их горячей кровью и взрывным темпераментом, просто необходимо выплескивать где-то свои эмоции. И лучше это сделать во время боя быков, чем в повседневной жизни на окружающих людях.

Коррида - это модель жизни. Сплошной театр, у всех есть свои роли, известен исход - смерть, но как мы дойдем до финала, никто не знает. Бык - жертва, а коррида - жертвоприношение, это языческий акт, религиозный, агрессивный. Настоящий тореро должен чувствовать любовь к быку. И в то же время тореро убивает быка, чтобы бык не убил его самого. Отношение любви-ненависти, жертвоприношение на алтарь агрессивности, которая есть абсолютно у всех - быка, тореро, зрителей и вегетарианцев, с негодованием отрицающих корриду как варварство. Да, это варварство. Варварами греки называли людей, говоривших на непонятном им языке. Язык корриды древний, как те инстинкты, которые коррида вынимает наружу.

Издревле человечество поклонялось быкам, об этом свидетельствует дошедшие до нашего времени сведения из Древней Греции, Месопотамии, Египта и Индии. Особое отношение к этим животным породило множество интересных ритуалов. Так, кровь принесенного в жертву быка часто служила для помазания, и многие верили, что она защищала от темных сил и наделяла человека мужеством и силой.

История корриды, скорее всего, восходит к началу новой эры, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным. Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. А к концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.

Как свидетельствуют дворцовые хроники, ни одно торжественное событие в Испании, начиная с коронации Альфонса VII и кончая Филиппом V, не обходилось без соответствующего празднества с быками под названием 'каньяс де торос'. Бой быков около 600 лет был важной составной частью жизни испанской аристократии, пока в середине XVIII века Филипп V Анжуйский, первый из династии Бурбонов, не выказал явное презрение к этому зрелищу. С тех пор бой быков превратился в общедоступное зрелище и проводится на специально оборудованных аренах. В настоящий момент крупнейшей ареной для боя быков является Пласа Монументаль де лас Вентас в Мадриде.

В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры. В драматургии XVI-XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненный герой или герой, только что победивший быка.

Первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные, появляются в XVII веке. И это знаменательная веха в истории корриды. Благородные кабальеро не могли снизойти до ремесленничества, профессионализм был уделом простонародья.

В 1700 году на испанский трон взошел первый Бурбон - Филипп V, внук Людовика XIV прибыл из Франции, страны другой культуры и, как он был уверен, страны более просвещенной. Ему, чужаку, бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до смерти монарха, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида - с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. Начал формироваться строгий канон. Смертельная схватка превращается в подобие трагического балета со своей 'божественной', как ее позже определил Лорка, геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой чуть дальше от себя, чем принято, - он трус, чуть ближе - покойник.

Когда на песке арены появляются человек и бык, когда сотни людей начинают дышать в едином ритме, приветствуя криками 'Оле!' удачные выпады и замирая в минуты опасности, происходит загадочная трансформация - из толпы рождается народ. В любом испанце вдруг начинает говорить кровь, и 'голос предков', давно ставший пафосной метафорой, оживает в тот миг, когда начинается поединок со смертью.

Вот почему коррида - зрелище, не предназначенное на экспорт, ибо нельзя экспортировать 'истинную' публику. Без биения ее жизни в унисон с происходящим коррида превращается в жестокое развлечение на потребу грубым вкусам. Для испанцев коррида - не спорт и не охота, это высокое искусство, предмет которого - смерть.

Правила игры.

Карьера кандидата в тореадора требует год посвятить тренировке с бычками не старше двух лет, а потом еще два-три года посвятить отработке умения на молодых быках - новильо (от 2 до 4 лет). Если ученик успешно прошел эти этапы, его ждет так называемая 'альтернатива' - посвящение в матадоры (похожее на посвящение в рыцари). Только после этого он сможет участвовать в корриде - бое с быком старше четырех лет и весом 600 килограммов.

По правилам на корриде 3 матадора ('матадор' по-испански - 'убийца') убивают 6 быков, по 2 каждый. Зрелище обычно продолжается в течение 2-2,5 часов, но может и затянуться. Это уже зависит от матадора: ему полагается 'играть' с быком не менее 15 минут.

Быки выращиваются для корриды специально. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.

Быков для корриды специально не тренируют. Они уже рождаются со склонностью нападать на все, что движется или бросает вызов их превосходству.

Из специального загона выпускают быка с уже приколотой к холке кокардой-розочкой. То есть у него уже есть изначальная рана. Помощники то там, то там показываются из-за ограды с желто-малиновыми полотнами, которые называются капоте, и гоняют зверя. Вопреки сложившемуся мнению, что красный цвет раздражает животное, бык совершенно не различает цвета, а бежит лишь на то, что движется. Затем на сцене появляются пикадоры на лошадях.

У лошадей глаза закрыты шорами, иначе лошадь видит быка и пугается его. Пикадоры длинными пиками должны колоть и раззадоривать быка, а он пытается повалить лошадь. Лошадь обвешана броней со всех сторон. Бык всегда настойчиво пытается завалить наездника, поэтому пикадоры пользуются пиками больше для того, чтобы защитить себя. Профессия пикадора не в почете у местного населения.

Когда бык заведен, на сцену выходит матадор (он же тореадор - хотя в испанском нет такого понятия) с конечной целью убить быка. Матадор - самая почетная профессия в Испании, и это самые богатые люди. Это и есть главный (после быка) участник зрелища. Именно от него зависит, насколько оно будет эффектным. При содействии помощников тореадор доводит быка до высшей точки ярости. Потом тореро остается на арене один на один с быком.

Тореадор делает красивые жесты, дразня животное мулетой (красное полотно), обращаясь к публике, поворачиваясь к быку спиной - здесь есть большая доля артистизма, чтобы показать то, что он не боится зверя. Наконец тореро подходит к ограждению и берет шпагу с загнутым концом.

Ее нужно всадить точно в определенное место на холке, чтобы шпага дошла до сердца и пронзила его.

Женщины-матадоры.

Сражаться с быком женщинам запрещали только в XX веке. В католической Испании женщины выходили на арену даже двести лет назад. Знаменитая матадорша конца XVIII столетия Пахуэлера сражалась на аренах Мадрида. А коррида 27 января 1839 года вошла в историю как чисто женская тавромахия: все участники - пикадоры, бандерильеро и матадор - были молодыми женщинами.

Звезда арены прошлого века Мартина Гарсиа была посвящена в матадоры в 1948 году. А легендарная Кончита Синтрон, подруга Хэминнуэя, не смогла пройти этот обряд: взлет ее карьеры пришелся на тридцатые - сороковые годы, когда франкистский режим вообще запретил женщинам сражаться. Кончита была из богатой аристократической семьи, и для нее сделали исключение - разрешили быть конным тореадором. Но она все же сходила с лошади и добивала быка в пешем бою - роль матадора была для нее предпочтительней. Никакого официального статуса у нее не было, но ее называли в числе 'пяти всадников апофеоза' - лучших конных тореадоров страны. Когда в 1974 году женщинам снова разрешили становиться матадорами, Кончита Синтрон уже не выступала. Сейчас она живет в Португалии, ей за восемьдесят, и она по-прежнему популярна.

За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать - двадцать лет, а учатся с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене - сто тысяч долларов за одно сражение.

Карьера конного тореадора начинается позже - сначала надо стать дрессировщиком, потом подготовить своих лошадей. Мужчины-всадники уходят из большой корриды в шестьдесят, женщины - в сорок лет.

Сезон корриды.

Сезон боя быков в Испании официально открывается 19 марта в день св. Иосифа и заканчивается 12 октября, в день Испании. Однако бои часто проходят и в другие периоды, тогда такие бои называются 'фестивалями', и тогда проходят выступления лучших матадоров и быков Испании. Каждый город обязательно проводит бои быков во время празднования дней своих святых покровителей. Во время таких боев матадоры одевают более простые 'крестьянские' костюмы, а рога быков украшаются цветами и скоблятся. Длятся фестивали часто на протяжении целых недель, радуя местных жителей и приезжих туристов этим красивым зрелищем.

Елена Долотова


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: Мир вокруг нас
  • Опубликовано: 08/10/2003

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Культ вынужденных убийц

Культ вынужденных убийц

Опубликовано: 03/05/2004

Медна Байракова помнит день, когда женщина средних лет появилась у ее дверей и попросила разрешения поговорить с ее 26-летней дочерью. Они на полчаса закрылись в спальне, а потом дочь ушла, сказав, чт...

Анормальная зона. Дурацкая сказка 2

Анормальная зона. Дурацкая сказка 2

Опубликовано: 10/06/2004

Тварь сделала шаг вперед. Дядька опрокинул бутылку с пивом в широко раскрытый рот, крякнул, перехватил за горлышко и ударил ей по металлической ограде. В руке у него осталось горлышко с острыми как бр...

Самые необычные завещания

Самые необычные завещания

Опубликовано: 09/11/2012

О том, как некоторые люди удивляют потомков даже после своей смерти. Самое короткое завещание написал банкир из Лондона. Оно содержало три слова: 'Я полностью разорен'.