ИСТОРИЯ.

Янтарный кабинет был задуман архитектором и скульптором Андресом Шлютером во время восшествия на престол прусского короля Фридриха I. Первоначально он предназначался для убранства одного из залов большого Королевского дворца в Берлине. Взбалмошному правителю Пруссии пришла в голову мысль украсить Янтарным кабинетом свой загородный дворец в Потсдаме и тем самым превзойти роскошь Версаля. Теперь янтарные панели предназначались для галереи в замке Шарлоттенхоф.

Работу завершили в 1709 году, но это был несчастливый год для создателей чудесного кабинета: янтарные панно, которые были плохо закреплены, рухнули, и король в гневе приказал изгнать А. Шлютера из страны.

Впоследствии ни янтарный кабинет, ни янтарная галерея так и не были закончены: Фридрих I умер, новый король Фридрих Вильгельм I, осуждавший мотовство своего отца, работы прекратил. Но и в незавершенном виде янтарные панели представляли собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня разных оттенков - от светло-прозрачного до темно-желтого.

Уникальность творения немецких мастеров заключалась еще и в том, что до них из этого самоцвета из-за его ценности и дороговизны делали в основном ювелирные украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и облицовки. Картины были созданы впервые.

Стены Янтарного кабинета представляли собой панно из полированных янтарных пластинок - целые полосы красочных драгоценных самоцветов. Лучисто-прозрачные, желтые, желтовато-коричневые.

Спустя несколько лет Фридрих Вильгельм I преподнес это сокровище в дар русскому царю Петру I. Но и русский царь не остался в долгу. За панно он подарил прусскому королю 55 русских солдат ростом более двух метров.

Однако Петр I, более пристально рассмотрев в Петербурге полученные драгоценности, был несколько разочарован и потерял к ним всякий интерес. Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои Летнего дворца, где долгие годы лежал несобранным в подсобных помещениях, в так называемых 'людских покоях'. Здесь он находился до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны не возникла идея убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего дворца.

В своем первоначальном виде подарок прусского короля представлял отдельное панно площадью около 55 квадратных метров, покрытое мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. При расположении панно в зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера, чем в прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала очень непростая задача. Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Таким образом, был создан праздничный зал изысканной красоты.

В Царском Селе под руководством В. Растрелли кабинет и превратился в знаменитую Янтарную комнату. В ней должны были иначе, чем в Зимнем дворце, размещаться янтарные панно, и поэтому пришлось добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и золотые бра.

Около 200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в сентябре 1941 года последний отряд бойцов, оборонявших Царское Село, отошел на Пулковские высоты, она была еще не демонтирована. И вывезти ее не успели.

Фашисты ободрали Екатерининский дворец буквально как липку: со стен срезали шелковые обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери. Специальные команды тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные сокровища. Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии - город Кенигсберг. С тех пор она пропала.

Чем больше проходит времени после окончания войны, тем меньше шансов остается на то, что это сокровище будет когда-то найдено. Существует около десятка различных версий, куда же делся всемирно известный шедевр? У каждой версии есть свои сторонники и свои противники, каждая подкреплена какими-то документами: И ни в одной из них нет полной уверенности, иначе комнату давно бы уже нашли. Но как только исследователи вплотную подходят к разгадке тайны, что-то непременно случается: или умирает важный свидетель, или пропадают документы, или ещё что-то:

Нельзя упускать из виду и другие обстоятельства. Очень возможно, что нахождение Янтарной комнаты связано с такой важной тайной, что сильные мира ни за что не допустят ее раскрытия. И пока не выяснится, какая же тайна связана с этим шедевром, искать Янтарную комнату можно почти вечно.

ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ ГОРАЗДО УДИВИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ:

Её автор Федор Морозов, краевед из Царского Села, предлагает нам почти фантастическую версию. Мы объективно, познакомим Вас вкратце с этой поистине сенсационной историей (снабдив ее необходимыми дополнениями и комментариями).

Иосиф Сталин, конечно, был занят многими делами государственного значения, и интерес к Янтарной комнате возник у него совершенно неожиданно.

Сразу после подписания в 1939 году 'Пакта о ненападении' Сталин общался с большой группой деятелей литературы и искусства, среди которых особым покровительством вождя в то время пользовался красный граф Алексей Николаевич Толстой. После общего разговора Сталин попросил Толстого задержаться и обратился к нему за советом: как укрепить наметившуюся и пока довольно хрупкую 'дружбу' с Германией. Алексей Толстой, который длительное время жил в Пушкине и хорошо знал Екатерининский дворец, предложил подарить немцам... Янтарную комнату.

Сталин возмутился таким предложением, но Толстой поспешил объяснить, что Янтарная комната все равно находится в плачевном состоянии, а кроме того, ее в свое время подарил России император Фридрих и, следовательно, немцы с радостью примут обратно 'свое национальное сокровище'.

Подумав, Сталин поинтересовался, а нельзя ли изготовить копию Янтарной комнаты, чтобы подарить ее немцам. А подлинник, по мнению вождя, нужен нам самим.

Толстой, вспомнив о замечательном реставраторе и резчике по камню Анатолии Осиповиче Барановском, заверил вождя, что такая возможность есть. Правда, нужно предоставить материалы и создать необходимые условия.

Материалы и условия, конечно, не были проблемой для Иосифа Виссарионовича.

Через неделю к Сталину доставили Барановского, который вначале даже не поверил рассказу Толстого о намерениях вождя.

Сталин принял Барановского ласково. Пообещал ему всяческую поддержку, распорядился о выделении всего, что необходимо для создания копии Янтарной комнаты, и даже подарил Барановскому свою роскошно изданную биографию с дарственной надписью.

Польщенный вниманием, Барановский рассказал вождю известную историю о том, как царица Александра Федоровна намерилась в 1915 году подарить Янтарную комнату своему прусскому кузену, да бдительная Государственная дума этому воспротивилась.

Сталин милостиво выслушал реставратора и подчеркнул, что самое трудное в задании - это, конечно, сроки - нужно побыстрее 'укрепить дружбу' с Гитлером.

Барановский, на всякий случай, предупредил, что детально повторить Янтарную комнату в такие сроки невозможно.

Но Сталина это не смутило, и работа закипела.

В окружении учеников и помощников Барановский день и ночь трудился над правительственным заданием.

Толстой был приставлен надзирающим. И для того были причины: многочисленные 'инстанции', узнав об искусном мастере, проникали через плотную охрану сотрудников НКВД и досаждали Барановскому всякого рода заказами на броши, кулоны, браслеты и другие поделки из янтаря.

Работа продвигалась медленно, и Толстой, понимая, что отвечать все равно придется ему, во время очередного разговора со Сталиным пожаловался на визиты любителей янтаря.

На следующий день поток посетителей прекратился, а многие из 'заказчиков' бесследно исчезли.

У Барановского случился инфаркт. Однако он нашел в себе силы продолжить работу. По словам свидетелей, которых мы назовем ниже, одновременно создавались две янтарные комнаты: копия, которую делал сам Барановский, и макет комнаты в масштабе 1:1, над которым трудились ученики.

В мае 1941 года у Барановского - второй инфаркт, после чего мастера отправляют на отдых в Сочи.

Но обе комнаты уже были готовы! Спустя всего два года.

- Это игрушка! - с восхищением воскликнул граф, увидев результат титанических трудов Барановского.

Однако, по свидетельству Толстого, копия оказалась не точной по цветовым соотношениям. Пилястры и фриз копии были вырезаны из янтаря, в то время как в подлинной комнате пилястры были зеркальные, а фриз декорирован под янтарь.

И вообще, это была новая Янтарная комната, Комната Барановского.

2 июня 1941 года - за 20 дней до начала войны! - подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его месте установили копию Барановского. Затем ее детально сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики и перенесли для хранения в подвалы Екатерининского дворца.

Панели подлинника перенесли в мастерскую Барановского и тщательно упаковали.

А вот макет, созданный учениками, собрали в том зале, где два века находилась сама Янтарная комната.

Однако вручить презент немцам не успели - хрупкая 'дружба' завершилась ранним утром 22 июня 1941 года.

Итак, в Царском Селе оказались три комнаты: разобранная и подготовленная к отправке подлинная Янтарная комната, спрятанная в подвалах Екатерининского дворца копия и установленный на месте подлинника макет, выполненный учениками.

Но проект Сталина не был остановлен. В присутствии Алексея Толстого и Анны Ивановны Зеленовой (директора Павловского дворца-музея) подлинник был тщательно упакован, а в акте поставлены подписи Толстого и Зеленовой.

6 июля 1941 года подлинник Янтарной комнаты был вывезен под охраной НКВД в Москву.

Сопровождали Янтарную комнату двое учеников Барановского.

О дальнейшей судьбе других учеников ничего не известно.

Сам Морозов задается вопросом: почему Алексей Толстой ничего не сказал Брюсову, когда тот создавал свою 'комиссию' по розыску Янтарной комнаты, тем более что Толстой участвовал в этой комиссии?!

Ничего не сказал об этой невероятной версии и Анатолий Кучумов. Он опроверг результаты комиссии Брюсова и заявил, что Янтарная комната не сгорела в Королевском замке Кенигсберга.

Конечно, Кучумов не мог не знать, происходило ли все так, как рассказывает Морозов, но когда Кучумова об этом спросили, он долго и удрученно молчал, а потом обреченно сказал: 'Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!'

В 1945 году Алексей Толстой подробно рассказал об этом задании Сталина известному краеведу, доктору Евгению Головчикеру, и тот сделал специальное сообщение на заседании Пушкинской краеведческой секции. Правда, только в 60-х годах, когда о Сталине уже можно было говорить.

Еще через 20 лет Морозов лично читал конспект выступления Головчикера, полученный от краеведа Владимира Николаевича Смирнова.

Еще через три года Морозова нашел ученик, Барановского - Андреи Николаевич Воробьев, -один из тех, что в 1941 году сопровождал подлинник Янтарной комнаты в Москву.

Он-то и рассказал о том, что происходило дальше.

Оказывается, в столице подлинник Янтарной комнаты был помещен в Третьяковскую галерею, фонды и персонал которой уже к октябрю 1941 года были отправлены за Урал.

Третьяковка использовалась как склад НКВД. Подлинник янтарной комнаты был собран в одном из залов, его тщательно измерили и сфотографировали.

Там Янтарную комнату осмотрел Иосиф Виссарионович...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ.

Официальное открытие для посетителей Янтарной комнаты состоится 31 мая 2003 г. в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. После многолетних и бесплодных поисков и упразднения в 1984 году государственной комиссии по розыску шедевра (действовала с 1967), было окончательно решено воссоздать Янтарную комнату по имеющимся эскизам. Первые шаги были начаты реставраторами ещё в 1979 году. На сегодняшний день работы по реставрации комнаты выполнены на 98 %. При восстановлении было использовано около 6 т янтаря. Поставщиком камня стал Калининградский янтарный комбинат. Любопытный подарок преподнес в 1987 году Виктор Черномырдин. Он подарил реставраторам конфискованный таможенниками янтарь массой, превышающей тонну.

Из федерального бюджета поступило $7,754 миллиона на восстановление Янтарной комнаты. В 1999 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым окончание работ по воссозданию Янтарной комнаты ведется за счет безвозмездной помощи в размере $3,5 млн, выделяемой немецкой фирмой 'Рургаз АГ'.

Первая сенсация последнего десятилетия, имеющая непосредственное отношение к Янтарной комнате, датируется 13 числом декабря 1994 года, когда в Лондоне, на аукционе 'Кристиз' была продана гемма с изображением головы римского воина, определённая экспертами как подлинный элемент декора шедевра, похищенного нацистами из Екатерининского дворца. Покупатель, имя которого осталось неизвестным (как, впрочем и имя продавца) выложил за приобретение 180 тысяч австрийских шиллингов. Другая часть 'Янтарной комнаты' всплыла из пучины небытия в мае 1997 года, когда полицией Потсдама была обнаружена одна из четырёх мозаичных картин, украшавшей залу. Панно признано подлинным. Это подтвердили и российские эксперты, прибывшие в Германию во главе с директором Царскосельского музея Екатерининского дворца Иваном Саутовым сразу же после мгновенно разлетевшегося по свету сенсационного известия о находке. Спустя несколько дней там же, в Германии, был обнаружен один из двух комодов, дополнявших убранство комнаты.


Реклама на сайте


Перейти в раздел: Былое
  • Опубликовано: 08/10/2003
Автор комментария: гоша - 26.12.2015

янтарная в Америке


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Возможен ли секс в космосе

Возможен ли секс в космосе

Опубликовано: 07/05/2004

В шестидесятые годы в СССР планировался запуск космического корабля с тремя космонавтами на борту. Людмила Токова и ее муж - командир корабля - должны были осуществить опыт, результатом которого должн...

И чихал на все...

И чихал на все...

Опубликовано: 27/09/2004

Прошла весна, а за ней пришло лето и осень подоспела, поют птички, зеленеет травка, цветут цветочки. Теснение в груди, слезы на глазах, а на щеках неестественный румянец. Думаете - это любовь? Как бы ...

История бильярда.

История бильярда.

Опубликовано: 08/10/2003

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних - Индия...