Саломея Крушельницкая - изображение

Ее называли непревзойденной Аидой, привлекательной Баттерфляй и единственной в мире Джокондой. Титул самой выдающейся певицы мира Саломея Крушельницкая получила еще при жизни. Оперными партиями в ее исполнении восторгались зрители в огромном количестве европейских городов, Крушельницкой присвоено звание «Вагнеровской примадонны 20 века». Петь на одной сцене с уроженкой небольшой украинской деревни считали большой честью именитые исполнители 20 века.


Саломея Крушельницкая родилась в 1872 году в селе Белявинцы, что на Тернопольщине. Семья будущей оперной дивы вдохновляла многих украинцев того времени, а о благородном роде Крушельницких знали все.

Отец артистки Амвросий Крушельницкий был священником, который отличился и гражданской деятельностью. Вместе с женой Теодорой Марией он воспитывал 5 детей, каждому из которых дал образование. Саломея с братом и тремя сестрами росла в достаточно творческой атмосфере, ведь ее дедушка Григорий Савчинский был основателем украинской басни на Галичине. Поэтому с детства девочка изучала фольклор, в частности, украинские песни, которые любила напевать во дворе. «У нас помнят молодую Саломею, как она по вечерам пела в группе девушек где-то в садике или на площадке. Уже тогда голос ее был сильный, красивый и очень отличался от других»,

– вспоминала знакомая певицы Мария Цыбульская.

Уже с детства Саломея Крушельницкая мечтала стать артисткой. Поэтому ее родители сделали все возможное, чтобы она осуществила свой замысел. Сначала девушка училась в Тернопольской школе общества «Друзья музыки», а впоследствии поступила в Тернопольскую классическую гимназию. Именно там будущая звезда развивала мастерство петь. В возрасте 11 лет девушка впервые вышла на сцену во время Шевченковского концерта. Выступление окончательно развеяло сомнения, что Саломея Крушельницкая станет легендарной певицей.

Чтобы развивать свой талант, девушка решила поступить во Львовскую консерваторию, которая открыла вокалистке дверь на большую сцену.

Консерваторию Саломея закончила с серебряной медалью. Интересно, что в характеристике экзаменационной комиссии указано: «Имеет все данные для того, чтобы стать украшением даже перворазрядной сцены. Звонок и очень симпатичный звук голоса ее меццо-сопрано, музыкальное образование, высокое чувство прекрасного, приятная внешность... Словом все, чем наградила ее природа, обещают ей в артистической карьере самое лучшее будущее».

Позже оперная певица будет жаловаться на бедность своего образования. Тем не менее, после окончания учебы, Саломея поехала в Италию совершенствоваться. Там она брала уроки у знаменитых Фаусты Креспи и профессора Конти. А уже в 1890-х Саломея Крушельницкая триумфально выступала на сценах мировых театров.

Известная польская ежедневная газета за 5 ноября 1898 года писала: «Она ошеломляет чувства зрителей, не обращаясь к заезженным приемам театрального и певческого мастерства. В каждом ее слове чувствуется не только профессиональная певица, но и совершенная артистка, которая благодаря врожденному таланту и опыту, достигнутому упорной учебой, умеет с одинаковой легкостью быть в один вечер Галькой - девушкой с простого народа, а завтра - графиней, великосветской дамой, которая сдерживает себя в моменты отчаяния».

В 1897-м году Саломея впервые посетила Южную Америку. Интересно, что именно этот континент принес ей большую славу. Ее гастроли начались 29 мая 1897 года оперой «Аида» в Сантьяго. К слову, захватывающее исполнение партии Аиды Крушельницкой осталось частично зафиксированным на грамзаписи романса «Возвращается победитель», сделанного в 1907-м году.

Многогранный талант

Мало кто знает, что Саломея Крушельницкая не только обладала непревзойденным сопрано в три октавы, но и легко исполняла песни на 8 языках. Следовательно, оперная дива не имела никаких ограничений в выборе своего репертуара. Крушельницкая стала выдающейся певицей в мире, а в ее адрес поступали контракты с нью-йоркской «Метрополитен опера», лондонского «Ковент-Гардена» и итальянского «Ла Скале». Приглашая украинку, оперные агенты были уверены, что шоу отметится аншлагом.

Кроме этого, Саломея ловко управляла машиной. На то время многие мужчины не могли похвастаться таким умением. Оперная дива сама добиралась до места проведения выступлений.

17 февраля 1904 года в миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие певцов Розины Сторкио, Джованни Донателло, Джузеппе де Луки, спектакль провалился. После этого Пуччини переработал оперу, и 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешиа состоялась премьера новой редакции «Мадам Баттерфляй», в главной роли выступила Саломея Крушельницкая. На этот раз приём был совершенно иной. Аплодирующая публика семь раз вызывала артистов и композитора на сцену. После спектакля Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: «Прекраснейшей и очаровательнейшей Баттерфляй».

Из-за успешной карьеры Саломея Крушельницкая не могла дать слабину. Она всегда выходила на сцену с невероятным репертуаром и завораживающим голосом. Однажды оперная дива установила музыкальный рекорд: после выступления Саломеи Крушельницкой люди 17 раз приглашали ее исполнить песню на бис. С такой нагрузкой и гастролями звезда решила немного сбавить темпы.

Строгое расписание, умеренная еда, запрет давать волю своим слабостям – такие ограничения установила себе артистка. Кроме этого, чтобы голосовые связки были в отличной форме, Саломея Крушельницкая ни с кем не разговаривала в день выступления.

Интересным был и ритуал перед концертом: легендарная украинка приезжала к месту шоу заблаговременно и в течение 2 часов сама наносила макияж и грим. По словам знакомых и друзей Крушельницкой, всемирная слава не опьянила ее, ведь в общении со звездой не было ни намека на гордыню или тщеславие.

Таким же необычным было и шоу артистки. Каждый раз звезда подчеркивала свое происхождение и не допускала, чтобы кто-то делал ошибку в афише или в анонсе. В конце выступления Саломея Крушельницкая всегда исполняла народные песни, подчеркивая, что она – украинка.

Одна любовь на всю жизнь

Красивая женщина привлекала внимание многих мужчин, многократно Крушельницкую просили выйти замуж. Юрист и политик Теофил Окуневский, который составлял компанию певице во время прогулок, предлагал ей стать своей женой, на что получил отказ. Специально поехал в Италию, чтобы сделать предложение адвокат Николай Шухевич, после отказа он поцеловал распущенные волосы Саломеи и вернулся домой без лишних слов.

Сестра Саломеи рассказывала, что у певицы за всю жизнь была только одна любовь, к врачу-фармацевту Иосифу Белинскому. Медик был мужчиной красивым и обеспеченным, он служил при египетском дворе личным аптекарем короля. В Египте он был медиком, а для украинцев меценатом – на его средства были построены бурсы, гимназии, библиотеки в западной части территории страны. Белинский помогал финансово Лесе Украинке во время ее лечения за границей, Ивану Франко, Борису Гринченко, Василию Стефанику. По словам знакомых мужчины, Крушельницкая стала любовью всей его жизни, но судьба так и не позволила им быть вместе.

Уроженец соседнего села с родным для Крушельницкой и также сын священника Белинский увидел Крушельницкую впервые в опере «Сила судьбы», на сцене в итальянском Триесте. На следующий день молодой человек предложил певице руку и сердце, на что Крушельницкая в очередной раз ответила отказом. В одном из писем затем свое решение певица объясняла тем, что не хотела делать Белинского несчастным своей огромной любовью к музыке. Одна из постановок в репертуаре Львовского театра имени Заньковецкой посвящена отношениям Крушельницкой и Белинского.

С адвокатом Чезаре Риччони певица познакомилась в зале суда. В 1906 году выступление певицы в Неаполе было сорвано извержением Везувия. Поскольку по дороге в Неаполь присутствовала необходимость проезжать через участок, засыпанный вулканическим пеплом, выступление не состоялось – певица опасалась негативного влияния испарений на свой голос, поэтому в опасный путь не поехала.

Руководство театра подало в суд на певицу, поскольку все билеты на выступление были распроданы заранее. Возмещение убытков и стало предметом судебного иска. Адвокат доказал правоту Крушельницкой в споре. Затем юрист-аристократ, ценитель таланта Крушельницкой начал общаться со своей подзащитной более близко, что и закончилось венчанием в Буэнос-Айресе в 1910 году, замуж вышла примадонна только в 38 лет.

Жила певица с мужем в курортном городке Виареджо. Трехэтажная вилла стояла на самом побережье Тирренского моря, из окна Крушельницкая любовалась закатом.

Удивительно красивая женщина и талантливая певица так и не стала заботливой матерью. Трудолюбивая певица не позволяла чувствам брать контроль над собой, поскольку это могло негативно отразиться на вокале. Огромный объем нерастраченной любви она направляла на многочисленных племянников и учеников во время преподавания.

Саломея много работала над собой, много читала, интересовалась культурной и политической стороной жизни. Ее называли «Шаляпиным в юбке». Ведь она была в те время единственной женщиной, достигшей подобных высот в музыкальном мире.

В 1938 году супруг Крушельницкой умер, на следующий год певица, несмотря на уговоры друзей, едет в Украину, на тот момент уже охваченную войной. Примадонна планировала вернуться в Италию, но так и не смогла этого сделать. Во Львове Крушельницкая пережила 2 оккупации. Путь за границу усложнялся ситуацией в мире. На то время власть в Италии удерживали фашисты, Германия контролировалась нацистами, поэтому певица решила остаться в Украине.

В послевоенный период Саломея едва начала преподавать в Львовской государственной консерватории им. Лысенко, как ее обвинили в том, что у нее нет консерваторского диплома. К счастью, диплом вскоре был найден в фондах исторического музея. В ее работу то и дело вмешивалась власть, диктуя правила и условия.

Один из учеников великой оперной певицы, профессор Арсений Котляревский вспоминал: «Саломея Амвросиевна подходит к роялю, садится и начинает петь, сама себе аккомпанируя... В голосе певицы, которая почти теряет опору в дыхании (потому что плоть уже бессильна), звучит благородный металл, звучат связки из чистого золота! И еще... помню глаза. Глаза великой артистки, лучистому взгляду которой корились тысячи людей. В нем происходила красота и глубина души. И еще в этом взгляде светились отблески давно минувших триумфов»...

Живя и преподавая в Советском Союзе, Крушельницкая, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости.

На сцене Львовской филармонии в 1949 году состоялось последнее выступление легендарной оперной певицы. Тогда мало кто знал, что артистка больна раком горла. Звание профессора Саломея Крушельницкая получила лишь в 1952-м году за месяц до смерти.

Ушла из жизни Саломея Крушельницкая 16 ноября 1952 года. Похоронили ее во Львове на Лычаковском кладбище. Ее могилу венчает «Поющий Орфей», символ музыки, той самой музыки, которая была смыслом всей жизни выдающейся украинской певицы.

Послесловие…

Критики отмечали, что Крушельницкая просто рождена для сцены, ее изумительное сопрано обладало почти гипнотическим эффектом. Голос Крушельницкой способен был развеселить любого опечаленного человека или заставить плакать веселого, в зависимости от исполняемой песни. Удивительный голос певицы на ведущих мировых сценах рассказывал изумленной публике о ее родной стране.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни


Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян



Перейти в раздел: Былое
  • Опубликовано: 08/11/2019

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Мистика в феномене Гитлера.

Мистика в феномене Гитлера.

Опубликовано: 09/11/2012

Мистика фюрера окутана мраком и тайной.Он был тем самым мифическим героем, приход к власти которого столь же неизбежен, как и его крах. Комментируея тему мистики в феномене Гитлера я вовсе не с целью ...

Алексей Булдаков. Главный тамада России

Алексей Булдаков. Главный тамада России

Опубликовано: 31/03/2004

Алексей Булдаков родился в 26 марта 1951 года в деревне Макаровка на Алтае. Мечтал стать летчиком. Ходил в авиамодельный кружок, занимался боксом, классической борьбой, но когда семья переехала в Павл...

Сборник анекдотов 11-08-2015

Сборник анекдотов 11-08-2015

Опубликовано: 11/08/2015

В питерском Доме природы во время одной выставки аквариумных рыбок около аквариумов висела табличка "РЫБ НЕ КОРМИТЬ!", где снизу фломастером кто-то приписал: "И ПИТЬ НЕ ДАВАТЬ!"