Колдуны

Сама внешность колдуна, строгая и внушительная, очень напоминает старый дуб. Суеверный страх перед колдунами покоится на обще народном убеждении, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Что ни придумают колдуны - все чертям нипочем, одна забава; выдумал один колдун заставить их овин молотить - в одну ночь измолотили так, что и соломы обирать не надо: осталась одна мякина. Дал другой меру овса и меру льняного семени, велел обе смешать и отобрать по зернышку, каждое в отдельное место: думал, что над льняными зернами, скользкими и увертливыми, черти надсадятся, а они в полчаса всю работу прикончили. Пошлют иные колдуны на елке хвою считать, каждую иголку перебрать, чтобы бесы искололи себе лапы, изошли кровью от уколов, а они сказывают верным счетом да еще самодовольно ухмыляются. Другие затейники на осину им указывают: сосчитайте, мол, листья (а осиновый лист, как известно, неподатлив: без ветру изгибается, без устали шевелится, ухватить себя лапами не дается). Долго черти с ними бьются: пот с них льется градом, несмотря на то, что, на осине листьев меньше, чем иголок на елке, - однако и глазом заказчик едва успеет мигнуть, как работа у чертей окончена.

Опять осклабили они зубы, опять навязываются на работу. Вбил один колдун в озеро кол и оставил конец над водой: 'Заливайте, - говорит, - кол'. - Стали черти заливать - не могут. 'Теперь не скора, явятся, - думает колдун, - дня два промучаются, а я тем временем отдохну от них'. Однако колдун ошибся: хотя он наказал носить воду решетом, да забыл его 'заменить', сделать по молитве таким, чтобы они не могли навести свои чары - превратить решето в лукошко. Вот черти и залили кол. Снова пришли, расхохотались: давай им что-нибудь потруднее. Тогда колдун озлился: 'Вот вам чурбан из того проклятого дерева, которое вы любите за то, что на нем удавился Иуда, и под корою которого видна кровь (кора под кожицей красновата); чурбан я вырубил во весь свой рост, да с одного конца отсек от него пол-аршина. Надо вытянуть кряж так, чтобы стал по мерке снова вровень с ростом'. Тянули черти три дня целых - ничего у них не вышло. Пришли покаяться и опять просить работы, хотя бы еще поскучнее, например, песок с берега перетаскать в реку, по песчинке, или еще мудренее: развеять куль муки по ветру, да и собрать его по порошинке.

Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними никакой, кроме того, что последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун, по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой. Впрочем, помимо этих двух категории колдунов, существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и мать-сыра земля его не примет. Поэтому знающие и осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые близкие родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться. Рассказывают, что один колдун позвал девку и говорит: 'На тебе!' - Та догадалась: 'Отдай тому, у кого взял'. Застонал он, заскрипел зубами, посинел весь, глаза налились кровью. В это время пришла проведать его племянница; он и к ней: 'На, - говорит, - тебе на память!' - Та спроста приняла, пустую руку, - захохотал он и начал кончаться.

Для 'невольного' колдуна возможно покаяние и спасение: их отчитывают священники и отмаливают в монастырях, для 'вольных' же нет ни того, ни другого.

Посвящения в колдуны, в общем, сопровождаются однородными обрядами, смысл которых повсюду сводится к одному - к отречению от Бога и царствия небесного, и затем к продаже души своей черту. Для первого довольно снять с шеи крест и спрятать его под правую пятку или положить икону на землю вниз ликом и встать на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом - перекрестки дорог, как излюбленное место нечистой силы. Удобны также для сделок с чертом бани, к которым, как известно, приставлены особые духи. При заключении договоров иные черти доверяют клятвам на слово, другие от грамотных требуют расписки кровью, а неграмотным велят кувыркаться ведомое число раз через столько-то ножей, воткнутых в землю. Когда все обряды благополучно окончены, к посвященному на всю жизнь его приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята.

Волшебники

Волшебники - как правило, добрые носители магии.

'У царя дочь умерла, волшебница, никто нейдет ее хоронить' (Ряз.). Названия 'волшебник', 'волшебница' (однокоренные с 'волхв') имеют несколько 'книжный' оттенок и в обыденной речи крестьян встречаются нечасто. Они более употребительны в сказках, в особенности в тех, которые подверглись литературной обработке.

Рассказ 'О волшебнике Демиде', записанный в Туле, сложился, по мнению собирателя, 'в среде оружейников и мещан'. Знающийся с нечистой силой Демид напоминает колдуна крестьянских поверий. Тем не менее, он старается служить Богу и людям. Характеристика его двойственна, как, впрочем, и восприятие крестьянами некоторых особо 'сильных' волшебников, которые могут быть 'от Бога': тульский мещанин Демид, охотясь, встречает в поле старого-престарого человека, уговаривающего Демида отдать ему душу. 'С этих пор у его завязалась самая крепкая дружба-любовь с нечистой силой, которая научила его многим чародействам и волшебствам, навозила ему так много золота, того целый двор был засыпан и полон этим добром. При всем том он был так щедр и милостив, что всех и каждого наделял золотом. При конце жизни Демид построил Никольскую церковь (около Демидовской улицы) и решился выстроить золотую церковь, если Бог не простит греха; но Бог простил его, и ему не пришлось выстроить золотую церковь. После смерти его положили в большой чугунный гроб и повесили его на цепях в огромной подземной пещере под выстроенной им Никольской церковью. Этот гроб висит там и доселе. Ходили легенды, что кто-то будто бы отыскал подземный ход от его дома в том месте, где теперь находится Демидовская улица, хотели, было туда проникнуть, но никак не могли: дул до того сильный и пронзительный ветер, что даже невозможно стоять на ногах. Пытались также пройти туда с крестным ходом; но и тут тоже неудача, явилось много духов, которые совсем не допустили до этой пещеры... Вообще о Демиде и его деяниях рассказывают много. Так Христо-рождественская церковь в Туле, которая прежде была освящена во имя Николая Чудотворца, и теперь по-старинному называется Николою Богатым. Такое название, как рассказывают, она получила оттого, что близ этой церкви жили Демидовы, которые славились своим богатством...'

Часто волшебники и волшебницы состояли на службе у королей и были главными советниками правителей, а так же местными учеными, которые больше всех знали, и к которым все время шли за советом. Как правило, это люди очень образованные, много путешествовавшие и повидавшие много стран.

Чародеи

В.Даль определяет чародея как человека, 'напускающего мару, мороку' 'Чародеять' - творить чары, волхвовать, кудесить, колдовать, знахарить.

Одно из толкований слова чародей предложено Б.А.Рыбаковым, который полагает, что чародеянье как способ колдовства восходит к магическим действиям над чарой - сосудом; позднее название колдовских действий 'чародеянье' получило более широкое значение 'колдовства вообще'.

Слово чародей видимо синонимично наименованиям колдун, волхв, в обычной крестьянской речи имеет несколько книжный оттенок.

От злого чародейства помогает молитва или 'добрый' заговор.

Чернокнижники.

Чернокнижники - в общем редкое в устной речи название колдующих людей. В сургутском крае считали, что чернокнижника можно узнать по внешнему виду - 'такой колдун не стрижет ногтей, не чешет волос, не молиться Богу'. Заговоры чернокнижников действуют год, их 'подновляют' в Христову заутреню (нужно молча, не оглядываясь, прочесть все заговоры); если же в это время тронуть чернокнижника и сказать 'Христос Воскрес!' - то он упадет мертвым.

В европейском же фольклоре - чернокнижниками называли попросту 'Начитанных' колдунов. Как правило, у них были большие библиотеки книг по магии. Чернокнижники чаще всего были злыми и приносили людям вред с помощью вызванных бесов или демонов. Не редко заключали договор с дьяволом.

Некроманты

Некроманты самые страшные и злые черные маги, умершие и вновь ожившие, потому что их души не принял ад (по аналогии с зомби).

Некромант имеет способность воскрешать мертвых, видимо именно поэтому в легендах замки некромантов охраняли полчища оживших мертвецов, зомби и охранные заклинания черной магии. Магия некромантов в той или иной степени сильно связана со смертью. Это даже видно из названия этих магов - 'некро' в переводе с латыни 'мертвый'. Но магия некромантов не обязательно должна нести только смерть. Если у некроманта хорошее настроение он способен принести и исцеление, и помощь кому бы то ни было. Правда, никто не застрахован от того, что после этого, некромант не потребует с вас ТАКУЮ плату, за которую вы пожалеете, что остались живы.

Некроманты редко встают на сторону других существ, да и их редко об этом просят. Жизнь некроманта не заключается в высасывании энергии из других существ, это всего лишь, одна из его многих 'способностей', которая помогает ему восстанавливать энергетический запас и силу. Энергия же 'других' - энергетически сильных существ - вот, что ему нужно. Тем самым он становится охотником на охотников. Некроманта вполне можно назвать энергетическим вампиром.

Охотник на колдунов

Есть много редких занятий и профессий. Но есть и редчайшие. Скажем, 'охотник на колдунов'.

В Кении был такой один официальный охотник - Цума Выше. У него даже была лицензия на работу. За свои 63 года Цума упрятал за решетку немало людей за занятием вредным колдовством и ворожбой.

И, представьте себе, многие из них даже были ему признательны: ведь он приводил полицию, и та успевала их арестовать до суда толпы. Колдунов здесь обычно сжигают заживо.

Как признавался Цума Ваше, всех пойманных колдунов он предварительно видел во сне. Но, очевидно, надорвался на работе. Утратил бдительность - и его сглазили. Неуклонный борец с темными силами умер за три дня от неизвестной болезни.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: Непознанное
  • Опубликовано: 05/12/2003

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Безбожная пятилетка.

Безбожная пятилетка.

Опубликовано: 08/10/2003

Сталин, как известно, не терпел соперников. С земными ему было справиться легко: объявил врагом народа - и к стенке. С Богом дело обстояло сложнее: несмотря на жесточайшие репрессии против церкви, нар...

Сборник анекдотов 09-10-2013 часть 2

Сборник анекдотов 09-10-2013 часть 2

Опубликовано: 09/10/2013

На толстяка наехал мальчуган на мопеде.
- Ты что, объехать не мог, что ли? – закричал пострадавший.
- Боялся, что бензина не хватит…

Взлет и падение одного символа

Взлет и падение одного символа

Опубликовано: 27/04/2004

Символ этот настолько древний, что никто не может сказать, когда он появился. Археологи датируют самые ранние его изображения шестым тысячелетием до нашей эры. За последний десяток тысяч лет во всех с...