Телепузиков сейчас обсуждают везде. Одни восхищаются (в основном те, кому еще нет трех лет), а другие при одном упоминании приходят в бешенство. Так чушь или восторг? Попытаемся разобраться:

Да здравствуют 'Телепузики'!

В этой затянувшейся дискуссии мы решили поставить точку, обратившись за разъяснениями к доктору психологических наук, профессору Института психологии Елене Алексеевне СЕРГИЕНКО.

- Как 'телепузиков' только не называют: телеуродами, телемонстрами, теледуриками, телегнусиками. Так ли страшны эти мультяшки, как их малюют?

- Вся критика 'Телепузиков' бездарна: сплошные спекуляции без всякого анализа. Это единственный в мире сериал, который создан специально для малыша от 6 месяцев до 4 лет! А его берутся критиковать взрослые, у которых мышление и психика устроены несколько иначе.

- Так ли уж сильно 'иначе'? Мы же с удовольствием смотрим детские мультики.

- Да, но знаете ли вы, что малыши не понимают сюжета ни 'Ну, погоди!', ни 'Том и Джери'. Младенцам недоступен даже такой простой мультик, как 'Колобок', потому что там хотя бы надо понять, кто кого обманывает, а что такое хитрость, дети узнают лишь к пяти годам. А на вопрос: 'Зачем Колобок убежал от бабушки с дедушкой, почему со всеми разговаривал, а Лисе на нос сел?' - даже вы ответа не знаете. В 'Телепузиках' же все упрощено до предела: вместо сюжета - невинные шалости, вместо беседы - восклицания. Схематичны даже бесполые фигурки.

Авторы сериала Энни Вуд и Энди Дэвенпорт для создания своих героев собрали все последние исследования малышей, которые проводили психологи во многих странах мира, и создали очень удачные психологические портреты детей. Поэтому и героев четверо: самому маленькому По - годик, а самому взрослому Тинки-Винки - четыре.

- Странные, кстати, имена!

- Почему же? Это не пустые звукосочетания, а простые фонемы, то есть самые элементарные звуковые единицы, которые дети повторяют чаще всего - ла, тин, вин, по...

- Но согласитесь, что по сравнению с нашими мультяшными волками, лисами, золотыми рыбками эти человечки с телевизорами на пузе и антеннами на голове выглядят уж слишком экзотично.

- А Чебурашка не кажется вам существом довольно странным, мохнатым, лопоухим, некрасивым и живущим почему-то в телефонной будке?

- Кстати, о будке... Непонятно, где 'телепузики' живут: какая-то поляна с невнятным пейзажем и их дом, больше похожий на вросшую в землю 'летающую тарелку'.

- Этот ландшафт универсальный, потому что лишен резкого национального признака. Поэтому каждый ребенок в любой стране воспринимает его как свой собственный маленький мир.

- В словарном запасе 'телепузиков' всего 10 - 20 слов и 'охи', 'ахи', вздохи. По многу раз повторяют слова типа 'Пока! Пока! Привет! Привет!'. Такой 'язык' не тормозит развития маленьких телезрителей?

- Ни капельки. Ведь дети очень долго используют язык невербальный, то есть жесты и восклицания. И в этом возрасте они действительно знают только два десятка слов. 'Телепузиков' ребятишки так хорошо и смотрят, потому что им все понятно. 'Телепузики' не ставят перед собой цели чему-то обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами.

- Недавно появилось сообщение, что за спиной создателей мультфильмов о 'покемонах' и 'телепузиках' стоят люди из исследовательских центров, которые занимаются психопрограммированием. И с помощью этих мультиков они зомбируют наших детей.

- Подумайте: что же за такое простое существо человек, если из него легко можно сделать зомби?! СМИ, безусловно, оказывают влияние, но в основном на тех, у кого нет собственного мнения или отсутствуют другие источники информации. А у ребенка, помимо телевизора, есть родители и друзья, которые дают ему другие ценности и установки, формирующие сознание. Из ребенка можно сделать зомби, только если он будет заперт в комнате с телевизором один. А надежных результатов, которые бы показывали, что именно информация, переданная с помощью '25-го кадра', толкает людей на совершение тех или иных действий, нет.

- А откуда тогда у детей безудержная страсть к собирательству наклеек, карточек, игрушек 'покемонов' и 'телепузиков'?

- Страсть к коллекционированию в конце младшего школьного возраста - штука нормальная. И эта 'мания' быстро проходит.

Долой 'Телепузиков'!

А вот Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологического развития дошкольников Психологического института РАО, убеждена, что 'Телепузики' не справляются с ролью настоящей детской передачи.

- Правильно ли поступило телевидение, взявшись показывать 'Телепузиков'?

- Передача сделана мастерски. В ней виден расчет на малолетнюю аудиторию. В сериале точно смоделированы особенности младенческого сознания: абсолютная понятность, действий персонажей, отчетливое речевое сопровождение, замедленность - все это 'примагничивает' маленьких детей к телевизору.

- Как вам сами телепузики?

- По внешнему облику они среднее между инопланетянами и роботами: неподвижная маска лица, стеклянные глаза, отсутствие мимики. И, что самое ужасное, в том месте, где у обычного человека душа, сердце, живот, у них телевизор. С другой стороны, совершенно очевидно, что это дети - по пластике, интонациям. Но при этом у них отсутствует главный атрибут Детства - у них нет родителей. А ведь у любых персонажей детских передач, у всех зайчиков, белочек и волков есть (или хотя бы подразумевается, что есть) папа и мама. И главное содержание их жизни - это отношения с родителями. А телепузики совсем одни. Но при этом они вовсе не являются самостоятельными, самодостаточными, независимыми субъектами. Их действия подчинены жесткому контролю некоего голоса свыше. И это меня просто ужасает. И в дополнение к голосу - пылесос, который убирает их экскременты. То есть функция родителей заменена автоматикой. У телепузиков отсутствуют характер и поступки, и это отличает их от классических образцов детской субкультуры. Чебурашка и Буратино тоже сомнительного происхождения, но они личности.

- Но ведь 'Телепузики' адресованы самым маленьким зрителям. Может, для них характер и не критичен?

- Эту передачу смотрят дети в возрасте до семи-восьми лет потому, что хорошие передачи для дошкольников отсутствуют. 'Телепузики' дебилизируют детей, зомбируют их сознание.

-- А детей до года не дебилизируют?

- До года вообще не надо смотреть телевизор. В этом возрасте детям надо руками что-то делать.

- Вы не считаете, что у детей может быть другая точка зрения на сериал?

- У ребенка нет защиты от средств массовой информации, ему нравится все, что показывают. И он любит то, что ему показывают. В шесть месяцев ребенку все равно, что смотреть - программу 'Время' или 'Телепузиков'.

- А покемонов вы исследовали?

- Нет. Но они еще ужаснее, потому что телепузики хоть не убивают друг друга. Но телепузики одновременно и никак не взаимодействуют: они просто проходят друг мимо друга. Если смотреть на наши народные сказки, даже самые простые, там везде есть конфликт, напряжение, развязка.

- Могут ли телепузики плохо повлиять на здоровье детей?

- Думаю, нет. Но то, что телепузики ограничивают и затормаживают развитие,- это точно. Задача любого произведения для детей - не консервировать младенческий тип сознания, а вести за собой вперед, в мир людей. Здесь же никуда не ведут, ничего не сообщают, никуда не продвигают. А без этого дети не развиваются. В итоге ребенок шести-семи лет выглядит, как годовалый, а тянется к тому же, что и шестимесячный. Эта паталогия называется 'депривация общения'.

- Чего не хватает 'Телепузикам'?

- Обычного человеческого лица. Или доброго, взрослого человека. Как когда-то в передаче 'Спокойной ночи, малыши'. Тетя Таня или дядя Володя теплыми глазами смотрели с экрана и говорили: 'Здравствуйте, мальчики и девочки!' И вся страна отвечала: 'Здравствуйте!' Взрослый гладил Хрюшу или Степашку, и кукла оживала в руках. Только такая передача может компенсировать недостаток общения, который испытывают наши дети. Вместо того чтобы 15-20 минут потратить на ребенка, мы начинаем от него отделываться. Сейчас на ТВ такой передачи нет. Зато 'Телепузики' идут в очень удачное время - чтобы разбудить ребенка, достаточно нажать кнопку.

- Учат ли 'Телепузики' детей общаться со сверстниками?

- Вряд ли. Ведь показывают не детей, а чудовищ. А с другими детьми малышам нужно общаться напрямую.

Что думают родители?

- Мы, русские патриоты, считаем, что телепузики это мерзкое порождение поганой америкосовской культуры! Эти телепужасы были специально заброшены на российское телевидение, чтобы размягчать мозги нашим детям! Телепузиков необходимо запретить, материалы с ними уничтожить, а тех кто допустил эту дрянь на экраны расстрелять!!!

- Я, например, эту передачу видел всего один раз, больше того - я даже не знаю по какому каналу идут эти Телепузики, но, вот странность - я их ЗНАЮ ! Не в том смысле, что я с ними дружу, созваниваюсь и встречаюсь каждую ночь на углу возле дома, я их просто знаю. Посмотрев эту передачу всего один раз, мне страх как запали эта музыка - 'Пум- пурум-пууум! Пим пирим пииим! ' и этот их 'Привееееееет! Привееееет!'. Затягивает!

- А кто внутри? Актеры-олигофрены или скрывающиеся от правосудия медиа-магнаты?

- Телепузики такие милые! Особенно По и Тинки-Винки!

- Это всё полная фигня. Кто хочет - пускай смотрит. А лично я смотрю мультсериал 'Покемон'. Вот это действительно надо посмотреть настоящим мужчинам!

- Насчёт 'телепузиков', против ничего не имею... одно меня просто бесит - это отвратительный перевод. Я понимаю, что телепузиков придумал не дурак, а очень даже умный человек, но озвучивали по-идиотски. Если смотреть телепузиков без звука или без перевода, то вполне даже похоже на кукольный мультик для детей.

- Как вы можете, взрослые амбалы, обсуждать передачку для трехлетних детей и при этом говорить, что она отстойная? Вы бы ещё 'Спокойной ночи малыши' пообсуждали! И пообзывали бы Хрюшу тупым куском сала. Телепузики, как и предполагалось должны нравиться детям детсадовского возраста и не более. Те, кто говорит, что после просмотра телепузиков им надо в дурдом, ошибаются. Поскольку им надо вовсе не в дурдом, а в детский сад, возможно в младшую группу в качестве воспитанников...

РЕЙТИНГ

Кто смотрит 'Телепузиков'?

По общепринятой практике рейтинги детских телепередач в нашей стране не рассчитываются, поскольку для этого пришлось бы опрашивать маленьких телезрителей. А подвергать таким испытаниям нервы детишек никто не рискует. И все же в пресс-службе РТР нам сообщили, что share 'Телепузиков' (то есть количество тех, кто смотрел передачу из числа всех зрителей, смотревших телевизор в это время) составляет примерно 20% в будни и 23 - 27% в выходные дни. И это совсем немало.

Что касается показов 'Телепузиков' в ранние утренние часы, то на телевидении нам объяснили, что делается это вполне умышленно, с единственной целью - чтобы, посмотрев передачу, ребятишки успевали к утренней каше в детский сад. Да и вообще по утрам их показывают во всем просвещенном мире.

ДОСЬЕ 'КП'

Четыре разноцветные куклы уже завоевали 120 стран

Во Франции за год было продано 1,5 миллиона игрушек-'телепузиков'.

В Германии за год продано книжек про них на 2 миллиона марок.

В Корее всего за четыре недели продали 100 000 кассет с записями серий. Всего же за четыре года 'Телепузики' в мире заработали около 150 миллионов долларов.

'Телепузики' сначала освоили всю Европу, потом 'захватили' ЮАР, Австралию, Новую Зеландию. И вот - Россия. Точнее - 'Россия'. Канал РТР купил у BBC Worldwide 365 серий 'Телепузиков'. Сегодня их смотрят в 120 странах на 35 языках (всего стран в мире около 160).

Действующие лица: Тинки-Винки, Дипси, Ла-Ла и По, на животиках которых - экран телевизора.


Реклама на сайте



При подготовке статьи использовались следующие источники:
http://www.kp.ru
Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 08/10/2003

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Go, Contex, Go!

Go, Contex, Go!

Опубликовано: 05/12/2003

Как-то ярким весенним днем Норманн Бенсон: невысокий, ладно скроенный, круглый и упругий, как капустный кочан, средних лет человек, выйдя на балкон своей квартиры, застал соседа по лестничной площадке...

«Монстр» - история прототипа

«Монстр» - история прототипа

Опубликовано: 01/04/2004

Голливудская красавица, обладательница премии «Оскар» Шарлиз Терон близко познакомившись с историей маньячки, которую она сыграла в новой ленте «Монстр», убеждает зрителей, что её героиня — не сумасше...

Сборник анекдотов 15-08-2013

Сборник анекдотов 15-08-2013

Опубликовано: 15/08/2013

Скажите - у вас кондиционеры для запорожцев есть?

- Нет.

- А для жителей Полтавы?