Есть фильмы однодневки, которые исчезают из памяти так же стремительно, как и появляются на экранах. А есть киноленты, для которых не существует времени — даже десятилетия спустя миллионы людей с удовольствием готовы прильнуть к телевизору, чтобы в который раз пересмотреть любимую картину. Таким был и остается легендарный фильм «Служебный роман», который сделал Алису Фрейндлих знаменитой и всеми любимой, а нам подарил бессмертный образ Мымры, моментально ставший нарицательным.
Актриса театра и кино Алиса Фрейндлих родилась в 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Артуровича Фрейндлиха и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих (в девичестве Фёдоровой). «Мои первые воспоминания еще довоенные… Они же, наверное, и самые лучезарные. Ведь это было мое раннее детство, совсем-совсем светлое и счастливое, когда родители еще были молодые, шальные, озорные, им хотелось гулять.
Но настоящим центром жизни была бабушка. Каждое лето мы с ней выезжали на дачу. Родители наведывались туда только на выходные, а мы с бабушкой ходили в лес то по грибы, то по ягоды и на озеро. Я была у нее первой внучкой, поэтому взяла на себя весь залп бабушкиной любви. А потом уже за мной пошел мой двоюродный брат Эдик, а потом, перед самой войной, родилась моя двоюродная сестра Регина. Мы ведь все жили в одной трехкомнатной квартире. Одна комната была совсем маленькая, там помещались мы с папой и мамой. Вторая — очень большая, наверное метров сорок, ее перегородили мебелью так, что получилось две спаленки для папиных сестер с мужьями. И третья комната считалась столовой, хотя в ней жила бабушка. Наша квартира располагалась на первом этаже, и мы, бегая во дворе, то и дело собирались под бабушкиным окном и хором кричали: «Булки с маслом и с песком! Булки с маслом и с песком!» Все дети нашего двора кричали! И бабушка из окна выдавала каждому по бутерброду с маслом и с сахаром. Это было нашим главным, обожаемым пирожным. И еще я помню, как бабушка пыталась нас — всех своих внуков – учить немецкому языку... Она ведь была немкой. Бабушкина родня обосновалась недалеко от Петербурга еще в екатерининские времена.
Все бабушкины дети «разменяли» немецкую кровь: папа женился на русской (на моей маме), его старшая сестра вышла замуж за грузина, младшая — за поляка. Так что мы, бабушкины внуки, уже не совсем немцами были. И моя мама настояла на том, чтобы в графе «национальность» у меня стояло «русская». Это оказалось мудрым решением, впоследствии, наверное, спасшим мне жизнь.
Бабушка огорчалась немножко из-за того, что не на немцах женились ее дети. Но внуков из-за этого любила не меньше. Она была главным связующим центром. Всех кормила, одевала, обувала, обшивала. Она никогда не работала, но всю жизнь была занята. Все мы висели на ней гроздьями. Недаром никто не уходил из дому, а все туда приводили жен-мужей.
А потом началась война… И этого светлого, лучезарного мира не стало. Сначала уехал папа — он эвакуировался с ТЮЗом, где к тому времени работал. Улетел буквально последним самолетом, после чего кольцо блокады окончательно сомкнулось. Мы с мамой почему-то с ним не поехали. Не знаю, в чем была причина. Может быть, потому, что всех взять не могли. Кстати, к нам отец так и не вернулся – в эвакуации у него появилась новая семья. Зимой 1941-го не стало нашей квартиры — в нее попал снаряд. Я очень хорошо запомнила, как мы вернулись домой и увидели выбитые стекла и двери, рояль, бедный, весь в штукатурке, все разметано… Жить там стало невозможно. Мы переехали в комнату папиного старшего брата, он жил в том же доме, но в другом флигеле, в коммунальной квартире.
А потом наступила зима 1941 года, и бабушка перешла на режим строгой экономии и дисциплины. Она больше не давала нам хлеб просто так. Только строго по часам. Помню, я сидела как истукан и подолгу смотрела на часы, на то, как бежит стрелка к тому заветному моменту, когда бабушка нам что-то даст. А ведь очень многие гибли из-за того, что сразу съедали свои 125 граммов хлеба, которые выдавались на сутки в самую тяжелую зиму. Потом, во вторую зиму, когда бабушки с нами уже не было, с продуктами в Ленинграде стало уже полегче. Нашлась возможность переправлять что-то в город. Всю блокаду мама работала и заботилась обо мне. Я убеждена, что ангел-хранитель — это суммированная энергия любви. Людей, которые нас любили. Думаю, что меня спасала энергия маминой любви».
«Впервые увидев себя на экране, я подумала: «Какой кошмар!»»
Несмотря на нечеловеческие условия для выживания, самая известная война 20 века оставила в памяти Алисы Фрейндлих яркое ощущение необходимости улыбаться. Так ленинградцы поддерживали друг друга, надеясь на грядущую радость освобождения.
После того, как закончилась война, Алиса с мамой переехали к родственникам в Таллин, где прожили три года. Вернувшись в Ленинград, будущая актриса в шестой класс пошла опять в свою школу. После войны в Ленинград вернулся и Бруно Фрейндлих с новой семьей. Встречи с отцом происходили втайне от его новой жены. Она была категорически против. Спустя годы, Алиса Бруновна познакомилась со своей сводной сестрой Ириной. Они стали хорошими подругами.
Вот воспоминания Алисы Бруновны об этом периоде ее жизни: «Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало». Свои первые уроки актерского мастерства Алиса получала в школьном театральном кружке, а мнение отца помогло Алисе определиться с выбором профессии.
После театрального института Фрейндлих приняли в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Здесь, по ее словам, она прошла огонь, воду и медные трубы. Но это только закалило ее характер и дало старт будущей карьере.
В кино Алисе Фрейндлих долго не везло. В основном, ей давали маленькие роли. Кроме этого, ей приходилось отказываться от ролей в кино из-за работы в театре. Переломить эту ситуацию удалось в 1976 году. В это время Эльдар Рязанов пригласил ее на теперь знаменитую роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в служебном романе. По словам Алисы Фрейндлих, походку героини она взяла из жизни. На тот момент начальственных теток, которые так двигались, было полно. Настоящее признание подтвердилось множеством писем от советских женщин. Они писали, что после просмотра фильма, сразу отправлялись в ателье шить себе такое же платье, а в парикмахерской делали себе такую же прическу, как у героини фильма. Для Алисы Фрейндлих эта роль осталась одной из самых любимых. «В театре я была уже известной актрисой, но меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов на «Ленфильме», даже имя в титрах не указали. Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу». Сказал: «Слишком много женственности». Хотя в дипломе у меня написано «травести» и «острохарактерна»! Правда в том, что я была недурно сложена, но в остальном — неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», — такой вердикт они вынесли. Возразить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… Но отставим клинику в сторону… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками в костюмерной «Мосфильма»».
После «Служебного романа» путь в большое кино для Алисы Фрейндлих был открыт. Анна Австрийская в «Д’Артаньян и три мушкетера», жена сталкера у Тарковского, Харита Игнатьевна в «Жестоком романсе», а в ХХI веке – Анна Борисовна из драмы «На Верхней Масловке» — каждая роль становилась кинособытием, и каждый образ открывал все новые стороны таланта актрисы, бесконечного, бездонного, безграничного.
P.S. В личной жизни Алису Бруновну сопровождали творческие люди. В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Молодые люди встретились и на 3-м курсе решили пожениться. Пара жила в квартире семьи Фрейндлих. Студенческий брак продлился недолго, к концу учебы Алиса рассталась с Владимиром.
Вторым мужем молодой актрисы стал Игорь Владимиров, руководитель театра имени Ленсовета. Этот брак - результат служебного романа. Режиссер был старше избранницы на 16 лет. Как признается актриса, Игорь многое сделал для неё в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара. Из-за творческих разногласий и проблем семья распалась.
Третий супруг Фрейндлих - художник Юрий Соловьев, с которым она прожила 12 лет. По словам артистки, Юрий не мог себя реализовать из-за недостатка знаний и образования, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы. «У меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...»
Несмотря на то, что с личной жизнью у знаменитой актрисы не сложилось, она счастлива, потому что имеет дочь и любимых внуков. Когда появляется свободное время, актриса идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает темное время, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах»: «Наверное, чувство одиночества не свойственно только идиоту. Иногда всем нам хочется на какое-то время уйти в себя от суеты и обилия общения. Так сложилось, что одиночество — тема большинства моих героинь. Как я спасаюсь? Я не умею готовить, но люблю гулять. Во время прогулок приходят хорошие мысли».
Концентрат мудрости: Афоризмы Алисы Фрейндлих
«Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Это такой балдизм!».
«Влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. Все это вместе и есть любовь. Если хотя бы один компонент отсутствует, вы получите все, что угодно, только не любовь».
«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань».
«Придуманная судьба редко оказывается счастливой. Счастливой оказывается судьба угаданная».
«Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты — национальное достояние».
«Деловая женщина — это женщина, которая занимается не своим делом. Потому что если женщина занимается своим делом — этот творческий момент холостыми словами «деловая женщина» не назовешь».
«Жизнь без искусства была бы скучна. Жизнь — имя прилагательное».
«Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести».
«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование».
«Что такое вкус? Чувство меры»
«Сидеть долго в ожидании — как-то непристойно. Это расточительно и несправедливо по отношению к своей судьбе».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян