Антонио Страдивари - изображение

Вся жизнь Антонио Страдивари была посвящена усовершенствованию создания смычковых инструментов, которые прославили его имя на весь мир. Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

Антонио Страдивари родился в 1644 году на севере Италии. Отец его происходил из обедневшей аристократической семьи. Основными чертами его характера были безмерная гордость и нелюдимость, которые отпугивали местных жителей. Старший Страдивари изводил сына рассказами об истории своего рода и чрезмерной скупостью. Неудивительно, что как только Антонио повзрослел, он решил уйти из дома.

Юный Страдивари поменял множество профессий. Вначале он мечтал стать скульптором. Его статуи были изящны, но лица их — невыразительны. Забросив это ремесло, юноша зарабатывал себе на жизнь резьбой по дереву. Он научился делать прекрасные деревянные украшения для мебели, однако неожиданно оставил и это занятие, увлекшись рисованием. Антонио очень старательно изучал настенную роспись в храмах и картины великих художников. Затем его привлекла музыка, и юноша решил стать скрипачом: он учился играть на скрипке, но его пальцам не хватало легкости и беглости, а звук у него получался приглушенным и резким. О Страдивари говорили: «ухо музыканта, рука резчика». Юноша оставил и это ремесло, хотя забыть его до конца так и не смог. Страдивари часами изучал свою скрипку, восхищаясь ее формой и звучанием.

Антонио все время пытался найти себе занятие по душе, в котором бы сочеталось творчество художника, умение резчика по дереву и музыка. Он понимал, что ни в одной из приобретенной профессий по отдельности не сможет стать мастером.

Поиск своего места в жизни привел юношу в мастерскую Никколо Амати. Сейчас трудно сказать, был ли этот выбор случайным или Антонио сознательно избрал ремесло скрипичного мастера, но он нашел дело по душе. С 18 лет Страдивари был учеником у этого известнейшего скрипичного мастера. Годы, проведенные в его мастерской, не только помогли юноше овладеть азами мастерства, но и определили его дальнейшую судьбу.

Первый год Антонио был бесплатным учеником: исполнял только самую неквалифицированную работу, мелкие ремонты, убирал в мастерской и разносил заказы. Он бы и дальше продолжал так работать, если бы не случай. Однажды Никколо Амати увидел, как Антонио вырезает эфы из бракованного куска дерева. После этого случая старый мастер изменил свое отношение к ученику: с этого времени Антонио днями напролет изучал работу великого Амати. В его мастерской он научился правильно выбирать дерево для скрипок и виолончелей, узнал некоторые секреты обработки заготовок и понял закон соответствия отдельных частей инструмента между собой. Это правило стало основным в его работе. И самое главное, он понял, как важен лак, которым покрывался инструмент.

Создав свою первую скрипку, Страдивари с волнением показал ее учителю. Амати отнесся к результату работы своего ученика снисходительно, и это придало юному мастеру сил и вдохновения в труде. С необычайным упорством он старался добиться того, чтобы его скрипка звучала не хуже, чем инструменты Амати. Но, достигнув желаемого, Антонио решил, что его скрипки должны звучать по-другому. Для достижения этой цели ему пришлось потратить годы. «Страдивари под Амати», — говорили о начинающем мастере. А Антонио мечтал, чтобы его скрипки звучали подобно женским и детским голосам.

Голоса скрипок Страдивари

В 1680 году Страдивари оставил мастерскую Амати и начал работать самостоятельно. Учитель выдал ему небольшую сумму денег, которой хватило на покупку дома и материалов для изготовления скрипок и виолончелей. В этом же году Антонио женился на Франческе Ферабоши. Дом «Каса дель Пескаторе» был очень мал и дешев. Под мастерскую начинающий мастер отвел почти все помещение, оставив для жилья небольшую комнатку на чердаке.

Целыми днями Антонио работал в своей мастерской. Каждый новый инструмент, выходящий из его рук, был лучше предыдущих. Голоса скрипок Страдивари уже можно было различать среди тысяч других. Их свободный, певучий, чарующий звук был похож на голос прекрасной девушки. И детская любовь Антонио к краскам, изящным линиям навсегда воплотилась в его скрипках и виолончелях. Мастер любил украшать свои инструменты, расписывая бочки, шейку или углы маленькими купидонами со спелыми плодами, цветами лилий. Иногда он вставлял кусочки перламутра, черного дерева или слоновой кости.

К сожалению, все его труды были напрасны — инструменты Страдивари никто не покупал, разве что редкие заезжие музыканты. Солидные заказчики предпочитали скрипки Амати, охотно выкладывая по 100 пистолей за одно только имя мастера. А для бедняков творения Страдивари были слишком дороги.

Спустя год у Антонио родился первенец Паоло, а еще через год — второй сын, Джузеппе. Несмотря на все его старания, семья прозябала в нищете. Только через несколько лет неожиданно к нему пришла удача.

В отличие от других мастеров, Страдивари важное значение придавал внешнему оформлению своих инструментов, превращая их в произведения искусства. В 1700 г. он изготовил одну из самых великолепных своих скрипок. Четера была выполнена с большой любовью, Антонио вложил в нее все свое мастерство. Завиток, который завершал инструмент, изображал голову Дианы, обвитую тяжелыми косами, на шее ее было одето ожерелье. Чуть ниже он выточил две небольшие фигуры — Сатира и Нимфу. Сатир свешивал свои козлиные ножки крючком, который служил для ношения инструмента. Обе фигуры были исполнены с редким изяществом. Не менее тонко была сделана под заказ узкая карманная скрипка — сордино. Завиток, вырезанный из черного дерева, имел форму негритянской головы.

За двадцать пять лет — с 1700 по 1725 г. — мастер стал таким же знаменитым, как когда-то его учитель. Признание не было случайностью. За этим стояли годы упорного и кропотливого труда с раннего утра и до позднего вечера. Днем Страдивари стоял за верстаком, а вечером в своей скрытой от посторонних глаз мастерской работал над лаками и производил расчеты будущих инструментов. По праву эти годы можно назвать золотым периодом мастера.

В это время он смог создать свои лучшие скрипки: в 1704 — Бетте, в 1709 — Виотти, в 1715 — Апард, а спустя год — Миссию. На каждой из них гордо красовалось клеймо Антонио Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Знаменитый мастер маркировал свои скрипки, проставляя на каждой год создания инструмента. Его деревянная печать состояла из трех передвижных цифр — 166. Много лет Страдивари добавлял цифру за цифрой к этому числу, подчищая вторую шестерку и дописывая следующие две цифры от руки. С наступлением XVIII века постаревший мастер оставил только единицу.

Богат, как Страдивари

К сорока годам Антонио Страдивари добился всего, о чем мечтал. Он был баснословно богат. В его родном городе Кремоне даже появилась поговорка: «Богат, как Страдивари». Но жизнь знаменитого скрипичного мастера не была счастливой. Его жена Франческа умерла. Он фактически потерял двух взрослых сыновей: Паоло занялся коммерцией и в поисках удачи отправился в далекое путешествие в Америку. Джузеппе — самый талантливый из сыновей — стал монахом, после того как чудом излечился от холеры. 31 декабря 1694 года в возрасте 50 лет Антонио Страдивари женился второй раз — на 17-летней Марии Замбели, которая также родила ему двух сыновей.

Чем старше становился Страдивари, тем сильнее его мучила мысль о том, что ему некому передать свои знания и накопленный опыт. Хотя он имел учеников, да и младшие сыновья Омобоно и Франческо трудились вместе с ним, Антонио понимал, что они никогда не достигнут его мастерства. У него оставались еще и любимые ученики: Карло Бергонци и Лоренцо Гваданини. Но передать свои знания ученикам для него было все равно что обокрасть своих детей.

И еще одна мысль не давала ему покоя. У знаменитого мастера появился соперник — Джузеппе Гварнери, прозванный Дель Джезу.

Бесспорно, Страдивари был первым мастером в своем деле. А его соперник Гварнери смог превзойти его самого только по силе звучания инструмента. Антонио пришел к выводу, что, несмотря на огромный жизненный опыт, его мастерство так и не достигло совершенства — напевный, нежный тон его скрипок можно обогатить новыми красками, большей силой звучания. Страдивари успокаивало то, что именитые заказчики не будут покупать скрипки Гварнери, потому что им не нужны инструменты, изготовленные пьяницей и буяном.


В последние месяцы перед смертью Антонио Страдивари принял самое главное решение в своей жизни — он решил никому не раскрывать секретов своего мастерства. Умер знаменитый скрипичный мастер 18 декабря 1737 года. Его похороны были очень пышными. Траурная процессия заполонила всю улицу. Он был похоронен в церкви монаха доминиканского ордена. На его могиле сделана надпись: «Благородный Антониус Страдивариус скончался на 94-м году славной и благочестивой жизни».

После смерти отца его сыновья пытались раскрыть секреты лака и формулы для изготовления скрипок и виолончелей, но им это так и не удалось. Перед самой смертью Страдивари сжег все самые важные бумаги.

Многие поколения ученых пытаются разгадать секрет удивительного звучания скрипок Страдивари. Некоторым из них удалось приподнять завесу тайны. Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак позволяет декам резонировать «дышать». Это придает тембру характерный «объемный» звук.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Однако повторить творение рук знаменитого мастера никому не удается, таким образом загадка скрипок Антонио Страдивари все еще не разгадана. Но это не мешает истинным любителям музыки наслаждаться их волшебным звучанием.

Но даже если бы нам и удалось разгадать секреты великих итальянских мастеров, повторить их достижения, очевидно, не удалось бы. Ибо существуют для каждой эпохи свои вершины творчества, порожденные всем многовековым опытом человечества. Иногда эти вершины надо покорять заново!


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Влад Яма



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 09/12/2016

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Голоса приходят ниоткуда

Голоса приходят ниоткуда

Опубликовано: 10/08/2004

Нередки случаи, когда люди слышат «голоса из ниоткуда». Психологи и психиатры объясняют это звуковыми галлюцинациями или же следствием психических расстройств. Однако исследователи паранормальных явле...

Киркоров под следствием

Киркоров под следствием

Опубликовано: 17/06/2004

Старушки пьют валокордин, женщины в розовых и прочих кофточках плачут. Их кумир, исполнитель нетленки про зайку Киркоров снова оказался в центре скандала – уже не в первый и даже не во второй раз. В с...

Эти забавные менты и преступники.

Эти забавные менты и преступники.

Опубликовано: 08/10/2003

В Самаре милиция взяла с поличным троих воров. Самому старшему из них стукнуло всего 14, младшему - 11. В кармане куртки у среднего, 13-летнего, при обыске оперативники обнаружили оберег: 'Боже, отвед...