Одной из самых авторитетных фигур в мировом кинематографе является культовый американский кинорежиссер Джеймс Кэмерон. В его послужном списке насчитывается множество фильмов, а два из них – «Титаник» 1997 года и «Аватар» 2010 года получили одиннадцать и три премии «Оскар» соответственно и стали наиболее кассовыми фильмами за всю историю мирового кинематографа. Джеймсу Кэмерону принадлежит идея и образ Терминатора из одноименного блокбастера режиссером двух первых серий, которого он является. В общей сложности все фильмы режиссера получили в мировом прокате больше пяти с половиной миллиардов долларов. Помимо режиссерской деятельности Кэмерон известен как продюсер, сценарист и участник разнообразных экологических проектов.
Джеймс Фрэнсис Кэмерон родился в Капускасинге (Канада) в 1954 году в семье художницы и инженера-электрика. Судя по всему, мальчик унаследовал таланты обоих родителей: он прекрасно рисовал и делал очень подробные технические наброски для своих проектов. Например, Стэн Уинстон признался, что практически весь дизайн терминатора он «выманил» из Джеймса Кэмерона в период подготовки фильма к съемке.
Еще в детстве Кэмерон отличался тем, что постоянно подбивал друзей на постройку и сооружение каких-нибудь технических приспособлений. Он был прирожденный лидер, под его руководством у пацанов выходили машины, лодки, ракеты, действующие катапульты и миниатюрные батискафы для мышей. Мать будущего режиссера поощряла его занятия рисованием и даже организовала выставку его работ в местной галерее. Маленький Джеймс увлекался научной фантастикой и вместо домашней работы писал фантастические рассказы. Однажды, на уроке биологии он написал историю, которая позже стала «Бездной».
Когда мальчик впервые увидел фильм Кубрика «Одиссея 2001 года», он заболел кинематографом. В 1971 году его семья переехала в Калифорнию, но округ Орандж – не Голливуд, а водить машину Джеймс Кэмерон тогда еще не умел. Пока он даже и не мечтал стать режиссером, для него эти люди были сродни небожителям. «Я считал, что этим занимаются люди какой-то особой касты, которые рождены быть кинематографистами. А пацаны из маленьких канадских городков режиссерами не становятся». Еще он любил науку, в особенности – ту, что связывала его с морем, хотя на тот момент моря он ни разу не видел. Джеймс даже подумывал стать морским биологом.
Окончив физический факультет колледжа при Калифорнийском университете, он все-таки решил, что наука не для него, и попытал счастья в изучении английского языка и литературы, но это его тоже не удовлетворило. В 1973 году он поступил на факультет философии Университета Торонто, но не окончил его: ведь он все время просиживал в библиотеке и архивах USC перед экраном с микрофильмами книг, содержащих информацию о технологиях комбинированных съемок, рир-проекции или колорирования пленки. «Если мне не давали распечатать копию, я переписывал».
В конце концов, Кэмерон решает покончить с учебой и устраивается работать водителем грузовика, а в свободное время пишет и продолжает изучать технологии киноиндустрии. Но в 1977 году вышли «Звездные войны» Джорджа Лукаса, изменившие многие судьбы и вдохновившие целое поколение молодых талантливых кинематографистов. И Джеймс Кэмерон был одним из них. Тем летом он уволился с работы, твердо решив посвятить себя кинематографу.
Творческий Гигант!
Прочитав книгу Сида Филда «Сценарий», Джеймс Кэмерон понял, что искусство и технологии - все это совмещено в сценарии, поэтому начал тренироваться в писательстве. Он вместе с парой друзей написал сценарий к короткометражке под названием «Ксеногенез». Троица взяла на прокат камеру с набором объективов, купила пленку и арендовала студию. Чтобы понять, как работает камера, они разобрали аппарат в первый день съемок, и потом весь день собирали.
Свою профессиональную карьеру в кино он начал с должности модельмейкера в студии под началом Роджера Кормана, который известен тем, что выпестовал целое поколение талантливых кинематографистов. Корман снимал мелкобюджетное второсортное кино, но делал это быстро и эффективно. Именно эти полезные качества Кэмерон перенял у мэтра.
Именно эта работа вселила в Кэмерона уверенность в возможности снять полноценный фильм. Таким фильмом стал снятый в 1984 году «Терминатор». Вместе с будущей женой Энн Херд режиссер снял ставший культовым фантастический боевик, который представил ему новые возможности для творческой реализации. В следующие годы Джеймс Кэмерон снимает продолжение триллера «Чужой», фильм «Бездна» и, дождавшись прогресса в сфере спецэффектов, принимается за работу над продолжением «Терминатора». Картина увидела свет в 1991 году, получила четыре премии «Оскар», а мировой кассовый сбор в пять раз превысил огромный бюджет фильма в 100 миллионов долларов.
Благодаря всем вышеперечисленным фильмам Джеймс Кэмерон уверенно занял место в мировой киноэлите, но истинным триумфом стал вышедший в 1997 году фильм «Титаник». Этот поистине монументальный фильм с бюджетом в 200 миллионов долларов смог собрать в мире 1,8 миллиардов долларов и больше чем десять лет являлся мировым рекордсменам. Американская Киноакадемия присудила картине одиннадцать «Оскаров». После «Титаника», режиссер снимает сериал «Темный ангел» и несколько документальных лент, среди которых - «Чужие из бездны» и «Экспедиция: Бисмарк».
Казалось бы, успех «Титаника» повторить крайне сложно, но это удается режиссеру в 2009 году с помощью фантастического фильма «Аватар». Невиданные еще спецэффекты, захватывающий и актуальный сюжет позволили собрать в мировом прокате 2,75 миллиардов долларов и побить предыдущий рекорд.
Во время подготовки к съемке «Аватара» Джеймс Кэмерон научил Зои Салданья стрелять из лука по-самурайски - натягивая тетиву пальцами «изнутри», у лица. Специалист-лучник сказал, что это неправильно, так никуда не попадешь. «Видишь тот куст?» - спросил Кэмерон. Куст находился на расстоянии 45 метров от них, и Кэмерон в него попал. Этот поступок прекрасно иллюстрирует жизненное кредо Джеймса Кэмерона: «Если ты устанавливаешь свою планку нереально высоко, и пытаешься допрыгнуть, то твой провал на голову превышает величайшие достижения других людей».
Немного о личной жизни Джеймса Кэмерона
Личная жизнь режиссера всегда была тесно переплетена с кинематографом. Из пяти жен Кэмерона, только его первая жена Шерон Уильямс, с которой он пробыл в браке с 1978 по 1984 год, не была связана с миром кино. С 1985 по 1989 год его женой является продюсер Гейл Анна Херд, с которой они создали первую часть «Терминатора». В 1989 году Кэмерон женится на режиссере Кэтрин Бигелоу. Но спустя несколько лет он разводится и связывает свою жизнь с актрисой Линдой Хэмилтон, которая исполнила роль Сары Коннор в обеих частях «Терминатора». В 1993 году на свет появляется их ребенок Жозефина Арчер Кэмерон. Последней женой режиссера становится актриса Сьюзи Эймис, на которой он женится в 2000 году. Этот брак является самым продолжительным и дарит культовому режиссеру троих детей.
Как видим, главное место в жизни Джеймса Кэмерона занимает кинематограф. «Кино должно идти от сердца, для этого нужна страстью. Если твоя цель – только заработать денег, ты не создашь ничего интересного как художник, ты должен делать только то, во что веришь. При этом я горжусь рекордными сборами своих фильмов. Это говорит о том, что мой подход однозначно работает, что мое понимание того, чего люди хотят от индустрии развлечений – это правильное понимание.
Для режиссера самое главное – быть понятым, донести свою идею. Очень важно, чтобы фильм сработал, оказал сильное воздействие на людей, и этого нужно добиваться.
В своих картинах я всегда стараюсь совмещать экшн и насилие с неким моральным компасом. Например, картина «Аватар» - я пытался высказать свои личные убеждения, но если бы я говорил, что это фильм об экологии, о душе, о правах коренных народов, то никто бы не пошел смотреть, а так – все выстроились в очередь».
Увлеченность кино Кэмерона не знает пределов - 26 марта 2012 года совершил рекордное погружение на глубине 10898 м в котловине Челленджер в Марианской впадине. Таким образом, Кэмерон является третьим в мире человеком, побывавшим на дне Марианской впадины, и первым человеком, побывавшим там в одиночном погружении около трёх часов. «Я не люблю риск сам по себе, я предпочитаю риск ради достойной цели. И для меня это – не столько риск, сколько вызов, желание сделать то, чего еще никто не делал».
P.S. В это 2014 году Джеймсу Кэмерону исполняется 60 лет, а он все также полон планов на будущее. Сейчас режиссер трудится над «созданием мира «Аватара», то есть пишет своеобразный словарь-путеводитель по своей картине. Кэмерон решил сделать из «Аватара» не просто киношедевр, но и довести его до формы настоящей отдельной Вселенной: он решил закаталогизировать все и вся на планете Пандора.
Режиссер потратит порядка $1 млрд. на производство трех научно-фантастических фильмов «Аватар». Помимо фильмов, средства будут направлены на создание различных продуктов: книг, тематических парков развлечений, а также стилизованных представлений, которые будет показано в 350 городах мира. «У меня уже есть идея для сюжета четвёртой части фильма. Правда, пока что я ничего не написал. Зрители должны узнать о ранних экспедициях на Пандору. Нужна предыстория отношений людей и На'ви: каково было попасть в новый мир, почему что-то пошло не так. Ведь в первом фильме мы уже сразу оказываемся в процессе колонизации, которая на тот момент уже идёт около 35 лет. Когда мы закончим три части «Аватара», такой сюжет может стать отличным продолжением. Мы не собираемся подражать «Звёздным войнам», съёмки будут продолжаться, если нам будет о чём рассказать. Остаётся только одно — вернуться в прошлое, посмотреть, какими были первые экспедиции на Пандору, и создать новых героев. Таков мой план».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян