Елена Соловей - изображение

24 февраля отмечает день рождения Елена Соловей. Актриса, на счету которой десятки ролей в кино и театре, запомнилась нашему зрителю, прежде всего как Ольга Вознесенская из картины Никиты Михалкова «Раба любви». Сама Соловей однажды заметила: «История этой женщины – это как предчувствие моей судьбы. Я очень люблю эту женщину, и спустя много лет она до сих пор жива во мне».

Известная советская актриса Елена Яковлевна Соловей появилась на свет 24 февраля 1947 года в германском городе Нойштрелиц в семье военнослужащих. Ее отец и мать познакомились во время войны в Берлине, где проходили службу в соседних подразделениях. Когда Елене было три года, семья переехала в Красноярск, куда получил распределение отец. Еще через семь лет семья переезжает в столицу и получает квартиру на Юго-Западе Москвы. «Я благодарна своему детству, потому что неважно, сытое оно или голодное, богатое или бедное, — оно все равно остается очень счастливым временем. Даже если это военное детство. Если ты воспитываешься и живешь в хорошей семье, в которой все дружат и дети окружены любовью, то это самое главное для будущей жизни. Моя семья была такой. Мои родители любили нас, занимались нами. В Красноярске у меня была совершенно потрясающая школа, в которой был свой духовой оркестр, роскошный хор, мы даже ставили детские оперы и оперетты. Учителя устраивали праздники для детей прямо у себя дома. Я впервые узнала, что такое игра в шарады, от учительницы английского языка, которая в свою небольшую квартиру приглашала весь класс и устраивала какие-то бесконечные игры. Помню вкус молочного киселя, который подавался как угощение. Мои родители тоже часто собирали детей дома, устраивали кукольные театры, показывали диафильмы. Ведь кино тогда было мало, это позже появились и детские кинотеатры, и телевидение. А пока этого всего не было, родители вешали на стену белую простыню и крутили диафильмы. Это вообще особый вид искусства: закадровый голос, озвучивавший нам, малышне, титры, должен был быть таким, чтобы дети не только заинтересовались, но и что-нибудь запомнили. Это удивительный способ общения между детьми и родителями.

И все это в возрасте от 7 до 12 лет — этот период был невероятно насыщенным и, безусловно, оказал на меня особое влияние. Когда из Красноярска папа демобилизовался в Москву, у меня совершенно не было комплекса провинциальной девочки. Помню, как однажды прочла в журнале «Советский экран», что актер, сыгравший главную роль в фильме «Друг мой Колька», учится в детской театральной студии имени Станиславского. «Ой, хочу туда поступить!» — подумала я и помчалась на прослушивание. Даже не задумывалась о том, кому я там такая нужна, смешная девочка с косичками. Никаких комплексов не было! К удивлению всех окружающих, меня приняли. Вот это провинциальное ощущение самодостаточности, когда нет столичных претензий и комплексов, много раз помогало мне в самых разных жизненных ситуациях».

Во время учебы в школе Елена Соловей училась и в музыкальной школе. Еще с раннего детства будущая народная артистка РСФСР точно знала, что она станет известной актрисой. Поэтому по окончании средней школы Елена, не раздумывая подала документы во ВГИК, однако не смогла набрать нужное количество балов. Не опуская руки, девушка решила попытать счастья на следующий год, а пока пойти работать учительницей пения в одну из московских школ.

На следующий год попытка поступить в институт кинематографии увенчалась успехом, и после его окончания Елена Соловей была распределена в труппу Малого театра, однако вышла замуж за ленинградского художника Юрия Пугача и переехала жить к мужу в северную столицу.

На следующий год Соловей принимают в штат киностудии «Ленфильм». На самом деле дебют молодой актрисы на киноэкране состоялся несколькими годами ранее, когда она снялась в киноленте «В горах мое сердце» режиссера Хамдамова. Зрителям Елена Соловей запомнилась, как героиня, которой присуще тонкое чувство женственности, стиля и лирических порывов души.

По настоящему знаменитой ее сделала «Раба любви» Никиты Михалкова. Созданный ею образ слегка растерянной, что называется не от мира сего женщины с широко распахнутыми глазами и ее знаменитая фраза «Господа, вы звери!» стали новой классикой российского кинематографа. Эта картина мистическим образом нашла свое отражение в судьбе самой Соловей она и в жизни оказалась рабой любви, ее заложницей счастливой или несчастной это как посмотреть.

За 24 года актерской карьеры в Советском Союзе Елена Соловей снялась в 56 картинах, в большинстве из них исполнила главную роль. Получается, что каждый год она была занята в съемках как минимум двух фильмов! И, тем не менее, на первом месте для Елены всегда была семья. Ее первый и единственный брак оказался очень счастливым. Юрий и Елена воспитали прекрасных детей: дочь Ирину и сына Павла. Которые уже подарили им в свою очередь троих внуков (внучки Соня и Аграфена, внук Иван).

Старожилы всевозможных киностудий до сих пор вспоминают, как Никита Михалков перенес начало съемок «Рабы любви» - ждал, когда Елена родит дочку и вернется к работе. «Раньше она сниматься не может, а без нее делать фильм я не буду, и точка!» - уперся режиссер.

Вторая беременность Соловей чуть не сорвала съемки легендарных «Трех мушкетеров». Режиссер Юнвальд Хилькевич настаивал, чтобы сценаристы писали роль Миледи именно под Елену. «Она была беременна, но вроде бы рожать не собиралась, - вспоминает «папа» кино-д'Артаньяна. - Но потом буквально перед началом съемок позвонила мне: «Георгий Эмильевич, я все-таки буду рожать. Он уже шевелится». Сказать, что я чуть в обморок не упал, - это ничего не сказать... Пришлось выкручиваться, приглашать Риту Терехову».

Спустя девять месяцев выкручиваться пришлось и Никите Михалкову: на съемки «Неоконченной пьесы для механического пианино» Лена приехала с новорожденным сыном Павлом. Вот что вспоминает Никита Сергеевич: «Вся наша бригада была занята тем, что купала и пеленала малыша, а Лена в перерывах между кормлениями и пеленаниями играла избалованную, изнеженную барышню. Зато как играла! Сразу было понятно: у Соловей - потрясающее актерское будущее!»

Чужая Америка

Однако ни режиссерские дифирамбы, ни всесоветская известность, ни тысячи поклонников не остановили Елену, когда она решила бросить все и уехать в США. «Тогда мне некогда было думать, что будет со мной, знаменитой на весь Союз артисткой, в Штатах. Было так много проблем, которые надо было решать, что не хватало времени задумываться.

Аплодисменты по ночам не снились! На самом деле все это, конечно, довольно драматично. Но ведь решение было принято, и принято не просто так. Помню, однажды меня в Америке позвали на радио «Свобода», и какая-то дама за моей спиной удивленно сказала: «А ей-то чего там, в Союзе, не хватало?» Понимаете, если бы мне не хватало колбасы, тогда, наверное, у меня были бы метания. Но решение уехать было жизненно важным для моей семьи и детей, и, когда ты это понимаешь, колбаса отходит на второй план. Как раз колбаса у меня в Союзе была. И даже советские очереди меня не унижали: ведь мы все тогда жили с этим. Но, знаете, я думаю, мне было легче, чем молодым эмигрантам, которым нужно строить жизнь заново, реализовываться в новой стране. Во-первых, я для себя решила, что все, кончилась моя карьера, что я должна заботиться о семье, доме, внучке. Я теперь просто мать семейства, которая должна заниматься своими делами. Если возникала возможность принять участие в каком-нибудь проекте, я с удовольствием соглашалась. У меня была небольшая программка на радио, несколько ролей в кино, в русскоязычном театре, но я никогда не относилась к этой деятельности как к возможности возродить свою карьеру на новом месте. Кроме того, у меня есть муж, который с самого начала работал и взял на себя всю ответственность по обеспечению семьи. Мы столько лет вместе и я даже не знаю почему. Меня часто спрашивают, как прожить жизнь с одним человеком. А я не знаю что ответить. Наверное, нужно терпение, да больше и ничего. Вы знаете, как говорят: браки совершаются на Небесах. Такая вот судьба: это просто случилось в моей жизни — и все. И совершенно нет никаких рецептов счастливой жизни. Просто бывает так, что все складывается.

А в Америке я до сих пор чувствую себя чужой. Может быть, потому что я живу здесь в своей ракушке, окружающая жизнь не очень затрагивает меня. Самое главное — это мой круг, моя семья. Больше мне ничего не надо».

Частью новой жизни Елены стала и творческая студия, где она преподаете актерское мастерство. «Я сейчас много занимаюсь с детьми. Это совершенно удивительные существа. Особенно когда не только ты видишь, на что они способны, но и они сами тоже начинают это понимать. Правда, самое болезненное для меня — когда дети лет в 11-12 уже увлечены театром, но уходят заниматься другим. Занятия в нашей творческой студии ведутся на русском языке, а в жизни есть свои приоритеты. Будущая карьера этих детей напрямую зависит от того, насколько интенсивно они будут учиться.

Хотя казалось бы, где еще, как не в Нью-Йорке, с его многочисленными театральными площадками и киностудиями, можно найти себя в актерской профессии. Но с точки зрения самореализации профессия актера сложна везде, но советская система в определенном смысле была более дружественной. После театральных школ начинающих актеров непременно распределяли в какие-то театры, студии. Вся эта социалистическая система больше поддерживала человека в профессиональном плане. В Америке же, да и в России сегодня тоже, закончил колледж — и ищи работу, где хочешь. Это очень трудно, ведь это значит, что надо устраиваться официантом и параллельно бегать по бесконечным кастингам. Я бы не желала такого будущего детям».

Последние годы Елена ведет особую борьбу, ее муж Юрий сильно болеет – у него серьезные проблемы с почками. Но эта беда лишь сплотила и без того дружную семью.

P.S. Именно так самая несоветская из советских актрис уже много лет живет в Соединенных Штатах без большого кино, театра и аплодисментов публики. Но она счастлива!

Актерский талант — это дар свыше. Но Елена Соловей благодарна Богу не только за него. «На самом деле, я благодарна Богу за то, что во мне течет кровь великого русского и великого еврейского народов. Есть некое провидение в том, что я умею чувствовать боль моих еврейских предков, хотя плохо знаю еврейскую культуру, не говорю на идиш. И так же остро я ощущаю и трагедию своих русских предков. Эта двойная боль, наверное, и составляет основу моего характера. Я мечтаю, когда отпадет необходимость заниматься суетным, заняться историей моих народов, чтобы глубже прочувствовать связь с ними. Мне кажется, это очень важно для человека, который прошел определенный этап жизни и готовится вступить в Вечность. Я к этому себя готовлю. Если же говорить просто о жизни, то я не перестаю благодарить Бога за семью, мужа, детей — у всех них очень непростая жизнь, но они получили возможность заниматься тем, что им по-настоящему нравится. Благодарна за саму жизнь…

Мои дети состоялись. Сын Паша – доктор наук, занимается иммунологией. Дочь Ириша тоже защитилась. Ее сфера – молекулярная антропология. Кроме того, они воспитывают детей. Внуки называют меня бабулей. А что? Мне нравится. Ребятки мои молодцы, много сил отдают детям».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Алла Клюка



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 13/02/2015

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Сборник анекдотов 30-08-2013

Сборник анекдотов 30-08-2013

Опубликовано: 30/08/2013

К дантисту приходит скелет. Осмотрев его дантист говорит:

- Зубы мне ваши нравятся, а вот десны очень плохие...

Рецепты фруктового желе

Рецепты фруктового желе

Опубликовано: 20/08/2018

Желе домашнего производства - натуральный и вкусный продукт, который охладит вас в летнюю жару и порадует яркими красками. Готовить натуральное желе совсем не сложно, убедитесь в этом самостоятельно!

«Живой магнит»

«Живой магнит»

Опубликовано: 09/11/2012

В фантастических триллерах часто действуют мутанты - люди, обладающие сверхъестественными способностями. В жизни такие люди встречаются гораздо реже, чем в кино, и тем больший интерес вызывают у окруж...