Изящная, большеглазая, с короткой стрижкой, в мини-юбке, тогда только входящей в моду, и при этом сильный, глубокий голос, который на любом концерте легко и свободно управлялся с четырехтысячным залом. Модницы 70-х годов в салонах-парикмахерских просили сделать стрижку под Галину Ненашеву. Ненашева была частой гостьей на «Огоньках», «Песнях года» и других музыкальных программах. Но в конце 70-х карьера певицы вдруг резко затормозилась, а затем вообще прервалась…
Певица Галина Ненашева (Семененко Галина Алексеевна) родилась 18 февраля 1941 года в Архангельской области. «Папа был военным, а мама окончила в Ленинграде библиотечное училище. Кстати, она родом из Полтавы. Папа тоже украинец — он из Красного Луча Луганской области. А я родилась в Архангельске, там нас война застала. С годами связи с Украиной были утеряны. Родственники какие-то, по-моему, в Харькове живут. В общем, Россия меня приютила, но в паспорте у меня написано, что я — украинка…» Раиса Гавриловна Семененко, мама Галины, после того как муж, кадровый военный, ушёл на фронт, попала с ребёнком в эвакуацию вначале в Кировскую область, а позже, в конце войны, — в Чебаркуль Челябинской области. Там должен был продолжить службу её муж. В Чебаркуле семья жила в 20-комнатном бараке, и в это время 5-летняя Галя пристрастилась к пению. Соседи часто жаловались матери: «Рая, уйми свою Галку. Ты на работе, а она весь день песни кричит». Раиса Гавриловна на всю жизнь запомнила, что пела дочь: «Нэ пытай, чому в мэнэ заплакани очи, чому часто тикаю я в гай. И блукаю я там до пивночи, нэ пытай, нэ пытай, нэ скажу!»
К сожалению, родители вскоре разошлись (у отца Галины появилась другая женщина), и дальше девочку воспитывала одна мама. Галина Ненашева: «Музыкального образования у меня не было. Природа одарила голосом, и я понимала, что это моё главное достоинство. У меня с детства было контральто, даже хотела петь в мужском хоре. Мой прадед по маминой линии был дьяконом, пел в одной из полтавских церквей, он обладал уникальнейшим басом — его сравнивали с шаляпинским.
Я с первого класса занималась в художественной самодеятельности (у нас был замечательный Дом культуры). Вообще, послевоенное время было особое, люди думали о том, чтобы дети не бегали по улицам, а занимались каким-то делом. Вот я как запела — так и пою до сих пор.
А в седьмом классе на заключительном концерте смотра художественной самодеятельности Южно-Уральского края меня отметили как лучшую. Среднюю школу я окончила в Чебаркуле Челябинской области, а потом поехала в Челябинск. В нашем военном городке перспектива была одна: выйти замуж за офицера.
На прослушивании в Челябинском оперном театре я удивила всех присутствующих своими низкими нотами (мне было всего 17 лет). Так я попала в хор театра. Главный дирижёр театра потом часто говорил: «Эту девочку надо беречь — когда будем ставить «Ивана Сусанина», она споёт партию Вани». В общем, меня очень оберегали, педагоги занимались со мной вокалом…»
Вскоре Галина Ненашева познакомилась балетмейстером Владимиром Колчановым. Бурный роман закончился свадьбой и рождением сына Леонида. Впоследствии Владимир в качестве балетмейстера работал в различных музыкальных театрах Советского Союза. Последнее упоминание о нём было в сообщениях из Саратова — там в 2004 году Колчанов возглавлял Городской центр национальных культур. «Я рано вышла замуж (супруг был солистом балета), остро стоял квартирный вопрос. Какое-то жильё нам выделили, конечно, но перспективы никакой не было. Потом мы переехали в Челябинск-40 (Озёрск).
Некоторое время пела в Театре оперетты в городе Озёрске. Потом я перешла в драматический театр. В общем, работа в этих трёх театрах была для меня большой творческой школой.
Мне пришлось осваивать и драму (первой ролью была роль Маши в «Живом трупе»), и оперетту. Однажды после выступления на праздничном концерте дирижёр сказал, что мне надо быть эстрадной певицей. А через некоторое время мы с мужем развелись. Городок маленький. Нам стало тесно, даже душно в нём. И я сказала: «Или ты, Володя, уезжай, или я».
И в один из отпусков я решила поехать в Москву. Это было в 1960 году. Ехала я пробоваться в один из оркестров — к Рознеру или к Лундстрему. Рознера в Москве не оказалось, и я поехала к Лундстрему. Там тогда работал квартет «Аккорд» Вали Дворянинова. Съездила с Лундстремом в Прибалтику, где ко мне пришёл первый настоящий успех. К сожалению, жильём меня обеспечить не могли (оркестр Лундстрема сам был в Москве на птичьих правах). А я к этому времени с мужем разошлась, на руках 9-месячный сын… Пришлось возвращаться в Озёрск. Но уже на следующий год я поехала опять в Москву — поступать в студию эстрадного искусства. Сразу поступить не получилось по ряду причин, и тогда мне посоветовали перебраться поближе к Москве — в Тамбовскую филармонию. Я думала, поеду ненадолго, а получилось на шесть лет. Встретила там Володю Ненашева, своего будущего мужа. Меня приглашали в то время в Ленинград, Кишинёв, в Прибалтику, но меня в Тамбове всё устраивало. Однако прошло время и стало чего-то не хватать, хотя и квартиру уже дали. А потом в Москве была очередная декада, и меня дирижёр Владимир Рубашевский пригласил на работу в Московский мюзик-холл. Со временем к нему же в ансамбль «Коробейники» перешёл и мой муж Володя…» Второй муж Галины Ненашевой усыновил сына Галины от первого брака (Леонида), и дал ему свою фамилию. От второго брака родилась дочь Алёна. Сейчас Леонид живёт в США, он звукорежиссёр, женат на американке и растит сына Никиту. Внук Галины увлекается музыкой и играет на рояле.
«В мое время были индивидуальности!»
В Московском мюзик-холле Галина Ненашева впервые исполнила свой шлягер «А лес стоит загадочный…» на музыку Владимира Шаинского и романс «Ямщик, не гони лошадей». В то время многие считали Ненашеву лучшей исполнительницей «Ямщика». «Ну я его пою до сих пор. Сделала перезапись в несколько другой манере. А тогда обо мне была Валентиной Игнатовой написана хорошая, хвалебная статья в журнале «Театр». И только благодаря этой статье мне разрешили сделать запись на пластинку.
Работая в Мюзик-холле, я первый раз в 1969 году выступила на международном конкурсе и стала лауреатом. Потом уже, работая самостоятельно, принимала участие в разных фестивалях и в пяти международных конкурсах. После закрытия Мюзик-холла я перешла на работу в «Росконцерт» и стала выступать с сольными концертами». Тогда за звездами не надо было бегать, умолять дать интервью или автограф, они были отзывчивы и словоохотливы, не требовали за публикацию о себе гонорар и не заграждались от прессы и своих поклонников крутыми накачанными телохранителями. Да, в 70-80-е они были демократичными, как само искусство - то есть принадлежали народу, светили со сцены сдержанным светом, имели хорошие голоса и придирчиво относились к песенным текстам.
Ее любили за «Белую лебедь» и «Синеву». Потом она как-то незаметно и надолго исчезла из поля нашего зрения и слуха. Хотя на слуху-то о ней было много всякого и разного, но мы относили это к числу досужих сплетен, которые во все времена окружают артистов. «Просто я почувствовала, что работать становится все труднее: концерты, радио и телевидение находятся во власти чиновников от культуры, и чтобы получить выгодные контракты или поездку за границу, нужны, как теперь принято говорить, откаты, а попросту - элементарные взятки. А мне, как талантливому и знающему себе цену человеку не хотелось».
Появилась певица так же неожиданно. В телепрограмме «Старый телевизор», ностальгирующей о 70-х, Ненашева вышла в чем-то шикарном, белопушистом, совсем не изменившаяся, узнаваемая, стройная, улыбчивая – «белая лебедь» вернулась, чтоб опять волновать нас своим неповторимым голосом. Он зазвучал и по радио. Но уже не так часто, как хотелось бы. Ненашева сохранила свой репертуар, свой имидж и даже приобрела новых слушателей и поклонников. Певица гастролировала, принимала участие во многих концертах и фестивалях. Так, Галина Ненашева участвовала в гастрольном турне, посвящённом памяти великой польской певицы Анны Герман, тем более что в своё время их связывали дружеские и творческие отношения. Они часто встречались в Польше, так как Ненашева гастролировала там и была очень популярна. Если Анна узнавала, что в концерте будет принимать участие Ненашева, она заранее просила организаторов, чтобы им дали одну гримёрку на двоих. Ненашева мечтала, чтобы Герман побывала у неё в гостях в Москве, но у Анны никак не получалось. Из Польши Анна часто присылала Ненашевой подарки — пудру, косметику, разные женские украшения. Тогда в СССР всё это было дефицитом.
На многих концертах Ненашева замечала, что Герман стоит за кулисами и внимательно слушает её выступление. Так, однажды Анна услышала романс «Ямщик, не гони лошадей», который тут же попросила у Ненашевой разрешения исполнять. «Ямщик» давался Анне нелегко, но с годами этот романс укрепился в её концертном репертуаре.
Как и все певцы, чьё творческое становление пришлось на 60–70-е, Галина Ненашева даёт справедливую оценку состоянию нынешней эстрады: «Сама-то я выросла на Урале, телевизора тогда у нас не было, и песни кумиров моей юности слушали по радио. И, тем не менее, каждого из них узнавали с первой же ноты. Это были индивидуальности. Да и потом все знали, что такую песню исполняет Эдуард Хиль, такую — Эдита Пьеха. Конечно, кто-то был более популярен, кто-то менее, но каждый имел своих поклонников и был узнаваем. Сейчас я, человек с музыкальным слухом, зачастую, если не вижу, кто поёт, так и никогда не догадаюсь».
Эмоциональное, насыщенное пение сочетается у Галины Ненашевой с искренностью и задушевностью, красота тембральных красок голоса с обнаженной страстностью. Она дала дорогу на большую эстраду песням, которые уже стали классикой. Это — «Белая лебедь», «А лес стоит загадочный», «Шум берез», «Синева», «Нет, мой милый» и многие другие. Послушайте — не пожалеете!
P.S. Всё свободное время Галина Ненашева тратит на быт. «Мне все время надо что-то делать в быту то, что за тебя никто не сделает… У детей вроде бы все хорошо. Главное, что они у меня хорошие люди!
Что касается шальной стороны жизни артиста? Я, конечно, люблю иногда погулять, «потусоваться», но очень редко, и только среди близких мне людей. Иначе мне не интересно, скучно, а порой и грустно. Поэтому я предпочитаю лучше побыть в одиночестве, чем идти на незнакомые сборища».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Владимир Зельдин