Константин Богомолов – один из самых известных современных театральных режиссеров, спектакли которого идут на сценах самых знаменитых московских театров. Одни считают его гением, другие – провокатором, но каждый раз его работы становятся громким событием в культурной жизни страны и еще долго обсуждаются публикой и искусствоведами.
Константин – коренной москвич, родился и вырос в столичной интеллигентной семье. Отец, Юрий Александрович Богомолов, – известный киновед и телевизионный критик. Мать, Ольга Георгиевна Ульянова, – кинокритик, писатель, автор множества трудов об истории кино и знаменитых актерах современности. Старшая сестра Ольга пошла по стопам родителей и, окончив театроведческий факультет ГИТИСа, также занимается исследованием кино и телевидения. А вот Константин выбрал иной путь и связал свою жизнь с театром (видимо, повлияли гены дедушки по материнской линии, игравшего до войны на сцене театра Вахтангова).
Родители много времени уделяли воспитанию и образованию детей, стараясь поощрять их творческие порывы и развивать природные способности. Константин учился в школе с углубленным изучением английского языка, серьезно занимался теннисом и увлекался литературой и поэзией. Уже в двенадцать лет сочинял достаточно осмысленные и глубокие стихи, которые публиковались в школьном альманахе «Зеркало».
После школы Богомолов поступил на филфак МГУ, который успешно окончил в 1997 году. Проучившись еще год в аспирантуре, он все же остался недоволен полученными знаниями и продолжил образование на режиссерским факультете ГИТИСа в мастерской Андрея Гончарова. Уже через полгода юноша стал старостой курса, а от замкнутого, закрытого в себе, в некоторой степени асоциального типа, которым Константин пришел в институт, не осталось и следа. Это произошло во многом благодаря Гончарову, человеку очень сильному и харизматичному, со сложной и очень интересной судьбой. Он был безжалостен к студентам и при этом щедро делился с ними своим бесценным опытом и уникальной энергетикой, за четыре года сделав из них фанатиков, бесконечно преданных театру.
Уже на четвертом курсе Богомолов поставил спектакль «Лекция о пользе убийств», которым заявил о себе как о глубоком перспективном режиссере. Он пригласил на постановку худруков ведущих столичных театров, но они не сочли нужным тратить свое драгоценное время на никому не известного выпускника.
Знаковой работой для Богомолова стала постановка «Много шума из ничего» на сцене театра на Малой Бронной, за которую он получил премию «Чайка». Спектакль увидел Олег Павлович Табаков и пригласил Константина к себе в театр. Он предоставил молодому режиссеру полную свободу для творчества и дал ему возможность собрать отличную команду артистов.
Богомолов «прижился» в «Табакерке» и стал один за другим выпускать спектакли, о которых заговорила вся театральная Москва. Не все его работы принимались публикой однозначно. Так, например, «Турандот» в театре Пушкина полностью провалился – зрители уходили после первого акта, демонстративно хлопая дверьми. А вот «Лир» в питерском «Приюте комедиантов» был принят на «ура», номинирован на «Золотую маску» и до сих пор занимает ведущее место в репертуаре театра.
Вскоре зрители стали ходить не на именитых артистов, как чаще всего происходит, а на Богомолова, практически каждый спектакль которого становился уникальным событием. Его оригинальное авторское прочтение хорошо известных классических пьес выходит за рамки стандартного восприятия и каждый раз вызывает совершенно новые яркие эмоции.
С мая 2019 года Константин Богомолов занимает пост художественного руководителя Театра на Малой Бронной. «Я уже много лет работаю в театре и всегда понимал, что хотел бы возглавить театр, реализовать какие-то свои менеджерские амбиции. Но таких предложений раньше не поступало. И вот — поступило внезапно, в тот момент, когда я уже немножко отчаялся. Видимо, такие вещи случаются, когда ты уже в них не веришь. Я надеюсь, что оправдаю это доверие».
В настоящее время Константин Богомолов много времени уделяет производству сериалов. «Я отношусь к своей деятельности в кино как к деятельности ученической - я учусь. Я учусь снимать истории. Учусь в принципе снимать, и поэтому захожу на разные территории: на территорию светской хроники, как было в сериале «Содержанки», на территорию психологической драмы, как было опять же, отчасти, в «Содержанках», на территорию детектива и саспенса как в ныне снимаемой истории. Я учусь, я осваиваю разные жанры, разные языки.
Я считаю, что надо до конца жизни чувствовать себя учеником, тогда это не даст тебе окоченеть, закостенеть. Надо всегда испытывать удивление и любопытство ко всему новому, всегда помнить, что ты в этой жизни чего-то не умеешь».
«Она меняет меня и ценит таким, какой есть»
Богомолов является достаточно замкнутым и малообщительным человеком, а если и дает интервью, то в основном о своей творческой и профессиональной деятельности.
Молодые люди были давно знакомы друг с другом, а вот встречаться стали после совместной работы над спектаклем «Волки и овцы». Даша к тому времени уже рассталась с режиссером Андреем Томашевским, и с головой окунулась в новый роман. В сентябре 2010 года у супругов родилась малышка Аня. Семейная идиллия продлилась всего восемь лет, летом 2018 пара официально расторгла отношения. При этом Константин и Дарья сумели сохранить партнерские отношения и продолжают работать в совместных проектах.
Многие уверены, что причиной развода стал роман Богомолова с Ксенией Собчак. Поводом послужили их публичные совместные выходы в свет, а также неоднозначная ситуация в семье самой Собчак. Одна из таких встреч закончилась дракой режиссера и мужа Собчак Максима Виторгана. Некоторое время участники любовного треугольника не комментировали информацию. Ксения и Максим Виторган перестали носить обручальные кольца и встретили Новый 2019 год порознь. В конце концов, пара развелась официально: «Мы вынуждены прокомментировать публично наши отношения, дабы прекратить все спекуляции на эту тему. Мы довольно давно живем отдельно и каждый своей жизнью. Пока мы жили вместе, мы сохраняли взаимную верность. Мы не делим имущества и, тем более, ребенка, которого продолжаем растить, как любящие его родители».
Вскоре Константин и Ксения начали выходить в свет вместе, хотя, по заверению Ксении, «не скрывают, но и не афишируют отношения». Позже режиссер сделал заявление: «Я люблю Ксению, и для меня отношения с ней предельно серьезны. Все остальное обсуждать не имеет смысла».
Злые языки поговаривали, что отношения Константина с Ксенией были продуманной пиар-акцией с целью продвижения сериала «Содержанки». Однако вряд ли в таком случае пара скрепила свои отношения, во-первых, в ЗАГСе, а во-вторых, в церкви. 13 сентября 2019 года состоялась их эпатажная свадьба: будущие супруги приехали к дворцу бракосочетания на катафалке, а после пересели на карету, в которую впрягли четырех черных лошадей, и отправились в церковь, где обвенчались. По словам окружения пары, светская львица рядом с Константином выглядит счастливой и очень влюбленной. «Ксения учит меня очень многому, она меняет меня и ценит таким, какой есть. Это умение великолепным образом меняет того, кого ценят. Фантастически. Это рецепт, который многие не знают. Это тайна, которой я могу поделиться. Этому нельзя научиться или теоретически перенять, это просто есть в сердце. Если будешь говорить человеку: «Меняйся, меняйся, мне многое в тебе не нравится», — ты его не поменяешь, ты его разрушишь и законсервируешь. Ты поддержишь в нем дурное. А вот если ты его полюбишь и скажешь ему: «Ты прекрасен!» — человек преобразится. За это я очень благодарен Ксении».
Как известно, в переводе с античного «Константин» значит «постоянный». Но нет ничего более изменчивого, текучего, чем Константин Богомолов. Вот он раздает пощечины общественному вкусу – а вот уже ставит рафинированную оперу. Вот высмеивает свет – а вот и сам позирует светскому фотографу. Вот жалуется на кризис – а вот уже строит самые амбициозные планы в новейшей истории театра. Константин Богомолов неуловим. «Как в книжке Булгакова «Жизнь господина де Мольера» сказано: слава — это когда твое имя полощут на каждом углу. Под каждым моим интервью масса комментариев, большая часть которых негативные. Но я вообще не читаю их. Ведь хайп может помогать в большем количестве зрительского внимания к каким-то своим театральным, литературным и прочим вещам, это такой странный способ популяризации профессиональной деятельности, которая, возможно, была бы далеко не так популярна, если бы этого хайпа не было».
P.S. Сегодня Константин у публики ассоциируется с провокацией, экспериментами в академической театральной постановке. Часто отзывы являются бурными и отрицательными, но биографию, творческую деятельность этого мэтра нельзя назвать предсказуемой и скучной. «Я в принципе люблю зрителя, повторю: для меня это часть театра. Мне интересно даже его сопротивление. Более того, оно зачастую даже интереснее приятия: чем сильнее спарринг-партнер, тем лучше. Убедить изначально недоверчивый зал, заставить его жить происходящим на сцене – это всегда победа. А вообще я люблю свободных людей. Мне не интересно общаться с ханжами, с людьми предубежденными, имеющими на все готовые ответы. И в зале таких я не хотел бы видеть тоже. А хотел бы – людей, свободных от предустановленных правил. Во всем остальном у меня нет предпочтений. Только внутренняя свобода и еще – любопытство».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян