Актриса Наталья Данилова, сыгравшая Веру Синичкину в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя», пережила все - и славу, и нищету. Было время, когда артистка собирала бутылки, чтобы купить кусок хлеба.
Наталья Данилова родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде. Свои артистические данные девочка начала демонстрировать с ранних лет. Для своих домашних Наташа сочиняла песни и исполняла их под гитару, а в школе на литературных вечерах читала стихи Пушкина, Лермонтова, «Маленького принца» Экзюпери. Первоначально юная Наташа даже и не собиралась становиться актрисой. Её мечтой с юных лет была журналистика. Но все изменилось, когда ей было 13 лет. Наталье предложили главную роль в детской картине режиссера Игоря Масленникова «Завтра, третьего апреля…». На съемках фильма режиссер старался общаться с юными актерами по-взрослому, и именно он посоветовал юной Наташе поступить на актерский факультет, повариться в актерской среде и после этого заняться режиссурой.
После окончания школы Наташа Данилова подала документы на поступление в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. После дополнительного прослушивания в институте её приняли сразу на второй курс, так как на курсе был недобор девушек. В дипломном спектакле Наталья Данилова сыграла так хорошо, что присутствующий на показе руководитель Большого драматического театра Георгий Александрович Товстоногов сразу пригласил Наташу работать в свой театр.
Параллельно театру Данилова снималась в кино. Пожалуй, самая известная роль Натальи – это милая и обаятельная сержант Варя Синичкина из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в которую влюбился главный герой фильма Володя Шарапов.
Самым запоминающимся эпизодом, по мнению актрисы, был эпизод с подкидышем. «Моя героиня должна была перепеленать ребенка и взять его на руки. Но когда, приблизившись к столу, на котором лежал малыш, я разрыдалась и выскочила из павильона... Говорухин нервничал - вот уже несколько дублей я не могу выполнить простейшую задачу. Но как признаться, что я совсем недавно лишилась ребенка и не могу без слез проходить мимо витрин с детским бельем! Я горько плакала, уткнувшись в темную портьеру. За мной вышел Володя Высоцкий… «Выпей!» - и я послушно хлебнула коньяку. Я все рассказала Володе: и про раннее замужество, и про криминальный аборт. А он научил меня, как сосредоточиться и взять себя в руки... Он мне объяснил, что такое артистка! И я все сделала.
К сожалению, мы с Высоцким общались меньше, чем мне бы сейчас хотелось. Кто же мог предположить, что все так получится?! Если бы я знала, что жить ему осталось всего ничего, конечно, не потеряла бы даром ни одной минуты. Так, кстати, очень часто бывает: все куда-то бежишь, торопишься, суетишься, хочешь везде успеть, оглянешься, а человека уже нет рядом.
В Высоцком знаете, что было главным? Не его актерский, и даже не поэтический и певческий талант, хотя это, конечно, очень важно. Помимо всего прочего, он в свои 40 с лишним лет был еще и воплощением настоящего мужчины. Нынешние 40-летние артисты так инфантильны - какие-то полудевочки-полумальчики.
Часто приходилось слышать, что Владимир Семенович, дескать, и алкоголик, и наркоман. Я не раз бывала с ним в ресторане, и у меня не сложилось впечатления, что я имею дело с пьющим человеком, и уж тем более с наркоманом. Возможно, в тот период он был, что называется, в завязке. Ничего, кроме уважения и искреннего восхищения, он у меня не вызывал».
Роль Вари Синичкиной принесла Наталье всесоюзную известность. Однажды на улице одна поклонница призналась актрисе: «В честь вашей Вари детей называют…»
В поисках своего мужчины…
Личная жизнь Натальи Даниловой была захватывающей – лишь два официальных брака, но множество красивых романом. «Мою первую любовь, первого мужчину и мужа звали Асхаб. Он был аварец и учился вместе со мной в ЛГИТМИКе, но только на режиссерском. Красавец, умница, талант, долго за мной ухаживал. Асхаб был пугающе красив, и на нем зацикливались многие барышни нашего института. Официально мы поженились на четвертом курсе. Все шло хорошо, тем более что меня по распределению посылали в Дагестан, и я должна была играть в Махачкалинском драматическом театре. Но тут вмешался случай. После дипломного спектакля меня пригласили в Большой драматический театр.
Говоря откровенно, я сломала моему мужу судьбу. На третьем курсе он уехал к Тенгизу Абуладзе в Тбилиси и стал его любимым учеником. Но вместо того чтобы работать с таким великим мастером, вернулся в Ленинград, ко мне. Ему пришлось выбирать между любовью и работой, это его и погубило...».
На вопрос о причине расставания Наталья говорит: «Меня очень раздражало, что про него говорили «это муж Натальи Даниловой». Асхаб не мог найти работу в Ленинграде, этот город его не принял. Как-то ему удалось получить заказ - снять ролик на студии документальных фильмов. Человек, достойный большего, был уязвлен подобной «подработкой». В Грузии я видела его совсем другим: свободным, остроумным, легким, щедрым. Я не привыкла, чтобы у мужчины были проблемы: мой муж перестал быть героем. Нельзя показывать женщине, что ты слабый. Она этого никогда не простит. То, что происходило с Асхабом, разъедало нашу любовь - постепенно, как ржавчина.
А потом я забеременела. Но, к сожалению, врачи ошиблись и сказали, что это вовсе не беременность, а дисфункция. И стали меня лечить. То, что со мной было на самом деле, обнаружилось случайно, когда я попала на прием к другому гинекологу. Но я не родила - мама сказала: «Наташа, у тебя родится больной ребенок». Мне кололи сильнейшие гормональные препараты, и я ее послушалась. Хотя Асхаб, стоя на коленях и плача, умолял меня не делать аборт. Но впереди была карьера, роли... И Господь меня покарал. Больше детей у меня не было».
Вскоре пара развелась. Через несколько лет они встретились случайно, Асхаб предложил снова создать семью, но Наталья отказалась. «Я могла бы жить с тобой только на необитаемом острове», – объясняла ему Наталья Данилова. «Ничего, я скоро тебя освобожу. Что-то со мной случится…» – сказал в тот вечер Асхаб. Через день он уехал на съемки в горы и разбился на машине по дороге в Махачкалу.
«После того как мы с Асхабом расстались, романов у меня было много, признаюсь сразу. Кто-то хотел от меня детей, кто-то немедленно жениться, но я, ни на ком не остановилась. Мне писали стихи, музыку, дарили цветы, и это было так приятно! Снова надевать хомут семейного быта не хотелось. Обо мне любили сплетничать по городу. Сколько у меня мужей. Сколько любовников. Сажусь как-то в такси, а у шофера над зеркальцем висит моя карточка. Не узнав меня, он горделиво тыкал в нее пальцем: «Моя жена». А в моей душе тогда были лишь печаль и горесть. И только встретив второго мужа, я снова захотела жить и играть».
Но в мае 1989 года умер главный режиссер Большого драматического театра Георгий Товстоногов. По словам Натальи её просто «съели» на работе: «Есть незримые признаки, по которым можно понять и почувствовать, что тебя выживают: где-то о тебе не вспомнили, куда-то не позвали, чего-то не предложили, хотя могли бы. Я уже не говорю о косых взглядах, усмешках и шепоте за спиной. В общем, однажды я взяла да и написала заявление об уходе. Никто меня не увольнял, решение я приняла сама. Помню, все смотрели на меня с недоумением: как можно самой уходить из такого театра?! У людей это просто не укладывалось в голове. Но я поступила, как считала нужным, а в результате осталась без работы. Как жить? Чем заниматься? Все это еще совпало с развалом Союза.
Я подумывала пойти работать в Ботанический сад - буду пропалывать грядки, сажать цветы... Меня спасла мама. Только ее потрясающее чувство юмора и сила духа поддержали меня. Нужно было жить ради нее и ради Сережи, моего нового мужа...
Он был для меня всем - нянькой, мужем, любовником, другом. Мы встретились взрослыми людьми и строили взрослые отношения. Сергей был высокий, красивый, сильный. У него на лобовом стекле машины висела бумажка-памятка: «Правило номер один. Наташа всегда права. Правило номер два. Смотри номер один!» А когда его останавливала ГАИ за превышение скорости, он показывал на букет цветов, лежащий на переднем сиденье, и говорил: «Вы знаете, к кому я еду? К Варе из «Места встречи»!» И его отпускали. Затем у мужа Сережи случился инфаркт и сразу же инсульт. В 45 лет. Это была катастрофа. Он в больнице, мама дома, а я ушла из театра.
Спасал дубляж. Но скоро на студии перестали платить. По утрам я ходила гулять с собакой. Вижу, в траве бутылка лежит: «Никочка, берем!» - и в сумку. А потом я их сдавала в магазине и покупала хлеб и молоко. Так же мы с собакой носили домой дровишки. В парке пилили сучья, Никочка брал в пасть полено и нес его домой. У нас стояла печка, и мы в холод подтапливали дровами».
В 1992 году Данилова получила приглашение работать в театре «Приют комедиантов», где она и проработала до 1994 года. Время от времени снималась в кино.
Через 8 лет после инфаркта умер муж Сергей: «Мы с мужем мечтали взять ребенка, но ждали - вот переедем в новую квартиру и тогда заживем большой семьей. Эту квартиру столько лет строили! Когда был сдан дом, я похоронила Сережу. А до него умерла мама... Сейчас я даже собаку боюсь заводить - очень уж больно терять близких».
Смерть матери и мужа стал двойным ударом по Наталье. Она осталась одна. Эти времена она вспоминать не любит. «Я тяжело болела, а мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я лежала и просто умирала в полном одиночестве. Читала себе вслух книги, чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю Сереже... Но ничего, выжила»!
P.S. В 2005 году актриса после долгого перерыва вернулась на киноэкран. Продюсер мистического сериала «Игра on-line» Евгений Харкевич долго думал, кого пригласить на роль героини с именем Любовь Андреевна. Наконец его внимание пало на Наталью Юрьевну. Актриса, до этого негативно относившаяся к работе в сериалах, после недолгих уговоров согласилась. Фильм привлек ее тем, что в нем есть чеховские мотивы, которые близки актрисе по работам в Большом драматическом театре. После этого Наталья Данилова снялась еще в нескольких сериалах: «Подлинная история поручика Ржевского», «Секретные поручения», «Татьянин день». Кроме того, актриса занимается озвучиванием. Ей голосом говорят герои в мультфильмах о трех богатырях (бабуля Любавы), а также «Корпорация монстров», «Приключения Лунтика и его друзей» и многие другие.
В настоящее время актриса находится в постоянном творческом поиске, и достойно прилагает свой талант в различные виды актёрского мастерства.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Сильвия Кристель
В молодости Наталья Данилова была необычайно красива. Одна из самых прелестных российских актрис. Кстати, была очень похожа на Натали Гончарову, знаменитую петербургскую красавицу, жену великого поэта Александра Пушкина. Ей дико завидовали, поэтому и из театра выживали...