Вот уже много лет Новый год у многих ассоциируется с фильмом «Ирония судьбы, или с легким паром…» Но речь пойдет не о фильме. А об одной удивительной актрисе. Ее вспомнит каждый, стоит лишь намекнуть — «мама Жени Лукашина!» Актриса Любовь Ивановна Добржанская - легенда театрального Киева и Москвы. Появление Добржанской на экране всегда вызывало добрую улыбку… И это несмотря на то, что судьба оказалась к ней очень жестокой - на ее долю выпало немало бед.
Предки Любови Ивановны принадлежали к древнему дворянскому роду. Ее отец был полковником царской армии. Неудивительно, что с приходом советской власти семье пришлось скрывать свои корни. Любе удалось успешно окончить гимназию и в 1924 году поступить в театральную студию при Киевском русском драматическом театре. Она становится одной из любимейших актрис в городе. Зрители и критики отмечают ее необыкновенный дар перевоплощения, выразительный голос, сильный темперамент. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
За этот промежуток ею сыграно более ста ролей! Рекорд… И неизбежность времени. Ведь приходилось готовить роль порою лишь за несколько дней — премьера догоняла премьеру.
Потом девушка переехала в Москву, чтобы работать в Театре Советской армии. Может быть, это и спасло ее от лагерей. Потому что в Киеве всех родственников арестовали. Сначала отца, Ивана Андрониковича, затем и первого мужа актрисы Ивана Червинского.
Как и многие несчастные женщины, в то время Любовь Ивановна много часов провела в тюремных очередях, чтобы хоть что-то узнать о судьбе родственников. Вести были неутешительные. Ее супруг не выдержал жестоких допросов и покончил с собой в тюремной камере. Отца отправили в лагерь, и там он скончался от голода и болезней. О судьбе своей сестры Ольги ей долго ничего не удавалось узнать. Ее арестовали уже после войны. Дело в том, что она оказалась на оккупированной территории и была угнана в фашистскую Германию на работы. За этот «грех» девушку приговорили к расстрелу. Но потом заменили наказание двадцатью пятью годами лишения свободы. Все эти удары один за другим сыпались на Добржанскую. Тем не менее, она каждый вечер выходила на сцену театра и не подавала виду, что сама боится ареста в любой момент.
Любовь Добржанская помимо спектаклей постоянно была занята в концертах, её исполнение романсов имело большой успех.
В 1942-м рождается сценический шедевр Добржанской — Шурочка Азарова в популярной музыкальной комедии «Давным давно». Именно эта роль актрисы и стала главным импульсом для рождения одного из самых удачных фильмов Эльдара Рязанова — «Гусарская баллада». «Я долгое время не мог забыть вечер 1944 года, когда впервые увидел на сцене ЦТСА спектакль «Давным давно», — вспоминает Эльдар Александрович. — В эти месяцы наша армия совершила победоносное вступление в Европу, освобождая страны и нации от фашизма. И режиссер Алексей Попов, ощущая пульс времени, создал увлекательное патриотическое представление… Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм… Не забыл я и своего впечатления от потрясающей игры Добржанской. И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая ее возрасту и ее данным, я тут же и обратился к актрисе…»
Такой ролью стала «мама Юрия Деточкина» в великолепной картине «Берегись автомобиля». И именно Рязанов — первооткрыватель Добржанской для искусства кино. Поскольку иные режиссеры вроде приглядывались к ней, да, очевидно, пугались ее «незвездного» строгого облика… Лица, которое переливалось оттенками разных состояний — на огромнейшей сцене армейского театра. А вот в кино это лицо не сразу оценили.
В сороковых Любовь Ивановна второй раз попыталась устроить личную жизнь, ее мужа звали Осип Шахет, он тоже был актером. Добржанская очень его любила и надеялась, что у них будут дети. Но Шахет был очень болен. Однажды утром у него прихватило сердце, и он умер почти мгновенно. Актриса овдовела и осталась одна с больной матерью, на скудном послевоенном пайке и нищенской театральной зарплате.
Все, кто знал Любовь Ивановну, вспоминали, что человек она была несгибаемый и очень дисциплинированный. Настоящая леди, как бы сказали раньше. К ней можно было прийти в восемь утра и застать ее аккуратно одетой, в платье и с прической. Она не позволяла себе плакать и никогда не жаловалась на жизнь.
Красавицей она не была, но всегда нравилась мужчинам. Когда актрисе было больше пятидесяти лет, она снова вышла замуж – за музыканта Виктора Кручинина. Он был изранен войной, побывал в фашистском плену и нуждался в уходе. Актриса говорила знакомым, что надеется вместе с ним встретить старость. Добржанская терпеливо несла эту ношу, ведь ей приходилось еще ухаживать и за мамой, которая почти ослепла. Но Кручинин тоже внезапно умер, а следом скончалась и мама… «Наверное, надо мной висит проклятье, – жаловалась актриса коллегам. – Лучше мне быть одной».
К счастью, именно в этот период в Москву из заключения вернулась сестра актрисы Ольга. Конечно, ей бы не разрешили жить в столице, если бы Добржанская не попросила нужных людей похлопотать о ней. В итоге они поселились вместе.
Одиночество по собственному желанию
Она была одной из самых популярных актрис своего времени, однако про ее частную жизнь никто практически ничего не знал. Любовь Ивановна жила рядом с театром и проводила в нем много времени, однако разговаривала только о работе – о ролях, о кино, и литературе. Вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз: «Представить себе Любовь Ивановну на кухне или на пляже, или на тусовке, как сейчас говорят, невозможно». Райхельгауз пригласил актрису на роль в своем первом спектакле «Из записок Лопахина». Когда спектакль переносили на пленку, Любовь Ивановна со свойственным ей тактом подсказывала молодому режиссеру, как именно перевести язык театра на язык кино. «Она мне тихо говорит: «А можно я здесь скажу вот так, а не так. Это в спектакле выглядит иначе». Я был поражен – зачем она вообще спрашивает».
После фильма «Ирония судьбы» Любовь Ивановна не могла спокойно пройти по улице — «маму Лукашина» знала в лицо вся страна. Есть подозрение, что экранного сына — актера Андрея Мягкова — Эльдар Рязанов подбирал «под нее». Обоих актеров режиссер увидел в 1973-м в спектакле «Современника» «Восхождение на Фудзияму». И потом, очевидно, не смог «разделить» эту пару. Добржанская тогда вовсе не «предала» свой ЦТСА (как некоторым показалось). Галина Борисовна Волчек говорит, что вовсе не собиралась «переманивать» знаменитую актрису в свой коллектив: «Просто в тот момент и именно в этом спектакле была нужна Любовь Ивановна, актриса уникальная и неповторимая».
Когда Любови Ивановне исполнилось семьдесят лет, в театре для нее устроили торжественный вечер. Актрисе говорили много теплых слов, чествовали ее и дарили подарки. Но при этом давали понять, что в театре для нее уже не найдется ролей. Как мужественный человек, Любовь Ивановна нашла в себе силы, чтобы уйти самой, а не дожидаться, пока ее попросят.
Когда-то она шутила: «Вот выйду на пенсию, устроюсь смотрителем в музей и целый день возле картин буду!» (Любовь Ивановна ценила живопись и не пропускала ни одной интересной выставки). Но реальность оказалась иной: именно работа в театре держала актрису, потому что сразу же после ухода из него она стала сильно болеть. «Я только об одном молюсь: чтобы умереть быстро, не быть никому обузой…» – говорила Любовь Ивановна своей сестре, когда недуги одолели ее.
Но произошло именно то, чего она больше всего боялась. Любовь Ивановна слегла. За ней требовался постоянный уход. Но ее несколько раз выписывали из больницы в плохом состоянии, потому что врачи не хотели, чтобы она умерла в казенных стенах. В таком возрасте ее уже не узнавали и никаких почестей не воздавали. В глазах окружающих она была всего лишь старушкой, которая зажилась.
Добржанской не хватало денег на лечение. Однако сколько сестра ни уговаривала ее попросить материальной помощи у театра, та не соглашалась. У Любови Ивановны были причины, чтобы не просить помощи у театра. Дело в том, что после ее ухода на пенсию несколько человек составили на нее грязные доносы и распустили отвратительные слухи о личной жизни актрисы: якобы она живет с молодым мужем. Узнав об этом, Добржанская отвернулась от всех коллег, обрекая себя на одиночество.
За неделю до смерти актриса упала в квартире и сломала шейку бедра. В 80-м врачи еще не брались решать такую сложную проблему, да и возраст Добржанской не позволял делать операцию. Тем не менее, ее увезли в больницу имени Боткина. Но там для актрисы… не нашлось палаты. Больную женщину были согласны разместить только в коридоре, но она решительно отказалась от такой «чести». В итоге Добржанской пришлось снова трястись в машине скорой помощи, и врачи отправили ее домой.
P.S. В последние дни жизни рядом с актрисой были несколько ее близких друзей. Она угасала в физических мучениях. Своих детей не было — и как могли ее поддерживали чужие, в основном, племянница. 3 ноября 1980 года Любовь Ивановна Добржанская отмучалась.
Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из «Вишнёвого сада». В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела гитара. Гитара её мужа Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг. Любовь Ивановну похоронили рядом с могилой Виктора Яковлевича Кручинина.
Когда актрису хоронили, оказалось, что никто точно не знает, сколько ей лет. По официальным данным, Добржанская родилась в Киеве в 1905 году. Однако сама она утверждала, что родилась в 1908 году. При смене паспорта актриса «скинула» себе три года, а когда встречалась с новыми людьми, и вовсе скидывала себе 10 лет.
Театровед Павел Николаевич Жегин вспоминает, что когда Добржанская умерла, ей в некрологе приписали Орден Ленина, которого она никогда не имела: «Потому что после традиционных слов «Партия и Правительство высоко оценили ее заслуги», возникала неприличная пустота».
|
Отличная статья,спасибо!