Люсьена Овчинникова - обаятельная девушка из народа, весёлая и энергичная - была лицом советского кино 60-х. Это было время бытовых комедий. Овчинникова была королевой этого жанра.
Люсьена родилась 10 сентября 1931 года в семье военных. В детстве Люсьены, словно калейдоскоп, мелькали большие и маленькие военные гарнизоны в Карелии, Грузии, Туркмении, на Украине. Ей очень часто приходилось начинать выстраивать отношения со сверстниками с нуля. Мама умерла, едва девочке исполнилось 6 лет. Отец женился вновь, и Люсьена училась жить с новой мамой.
В детстве, с каждым переездом семьи военного, маленькой Овчинниковой приходилось привыкать к новой школе, обзаводиться новыми друзьями. Лишь только она с кем-то сближалась - опять наступала пора расставания. Поэтому ее привязанностью становились люди, улыбавшиеся Люсьене с белых полотен, натянутых в кинозалах гарнизонных Домов офицеров. Когда ее спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», она неизменно отвечала: «Актрисой, как Любовь Орлова». Каждый фильм с ее участием Овчинникова пересматривала множество раз. А когда пришла пора первой влюбленности, свои чувства Овчинникова отдала экранному кумиру – талантливому и красивому Евгению Самойлову. Она даже написала ему письмо: «Дорогой Самойлов! Давай переписываться. Я молода, хороша собой. Я – блондинка с голубыми глазами (это было неправдой). Мне 18 лет (а это – преувеличение)». Нарисовала на конверте бабочек и написала: «Жду ответа, как соловей лета». Конечно, переписка не состоялась. Много позже Люсьена Овчинникова, став актрисой, волею судьбы оказалась с ним в одном театре и играла родственниц героев Самойлова, дочерей и даже жену.
Ее путь к поступлению в ГИТИС не был простым. Семья была категорически против такого выбора. Люсьене пришлось в 17 лет сбежать из дома в Ашхабаде, оставив отцу записку: «Милый папа, не сердись на меня. Если бы мама была жива, она бы меня поняла. Я должна уехать, чтобы стать актрисой. Целую. Люда». Отцу лишь оставалось выслать ей паспорт – уезжая, она не взяла с собой ни документов, ни денег.
Овчинникова приехала к своей тете в Минск, в надежде поступить в театральный институт. Но преподавание велось на белорусском языке, которого Люсьена не знала. И Овчинникова устроилась ученицей продавца в парфюмерном отделе минского универмага. А через год решила попытать счастья в Москве. На вступительном экзамене в ГИТИС Люсьена читала «Что стоишь один ты на дороге». И вдруг забыла текст. Кто-то из комиссии спросил ее: «Из какой вы семьи?». «Мы – военные», – ответила девушка и была принята в институт.
Причиной многих драм в жизни Овчинниковой становились мужчины. Предметом ее любви в ГИТИСе был Владимир Храмов - старшекурсник с режиссерского факультета. Их трепетная любовь переросла в гражданский брак, расписаться они так и не решились. Подруга Овчинниковой Тамара Тур вспоминала: «Тогда для нее ничего важнее карьеры актрисы не было. Ей повезло, сразу по окончании ГИТИСа, она попала в театр Маяковского, который в тот момент возглавлял Охлопков. Талантливой дебютантке щедро давали роли в новых постановках, охотно вводили в старые спектакли. Актерское счастье в тот период было явно на стороне Люсьены. Да и женское не отворачивалось от нее».
В том же театре Маяковского служил актер Александр Холодков. Он был на 14 лет старше Люсьены Овчинниковой. Очевидцы говорят, это был потрясающий роман. Когда они вместе выходили на сцену, электричество между ними ощущал весь зрительный зал.
В 1959 году Люсьене Овчинниковой впервые поступило предложение сняться в кино. Предложение, от которого трудно было отказаться – Лев Кулиджанов начинал работать над «Отчим домом». Тамара Тур вспоминала: «Рассказывала очень смешную вещь. Что сидит-сидит, никто никуда не приглашает, нет никакого кино, вдруг присылает сценарий, прочитала она его, говорит: «Я листаю, только читаю про главную героиню. Томные глаза, взгляд, любовь с Зубковым. А там какая-то деревенская девчонка Нюрка, раз мимо, я даже не читаю про неё. Прихожу, меня спрашивают, ознакомилась ли я с ролью? Отвечаю, что да. А мне говорят, что я буду играть деревенскую девочку, о которой я даже не читала». В общем, она была потрясена, однако, сыграла прекрасно».
Девочка из простой семьи, почти сирота, наивная и непосредственная, а потому невероятно обаятельная и неподдельно искренняя, появившись на киноэкране, завоевала любовь миллионов людей. Она обладала неповторимым застенчивым взглядом и неотразимой улыбкой. Люсьена Овчинникова проживала жизни своих героинь, искренне и честно, невероятно просто. В этой простоте и был секрет ее таланта.
Вскоре Овчинниковой снова повезло. Она попала в картину Чулюкина «Девчата». Эта роль ее по-настоящему прославила. Женские судьбы актрис, сыгравших в этой комедии, удивительным образом сложились с точностью до наоборот. Инна Макарова, героиня которой засиделась в девицах, в жизни в 22 года вышла замуж за однокурсника Сергея Бондарчука, Нина Меньшикова, по сценарию оставившая обманувшего ее мужа, уже тогда была женой и мамой. Надежда Румянцева окунулась в дипломатическую среду вместе с супругом. А красавица Анфиса – Светлана Дружинина, не только вышла замуж за одного из лучших кинооператоров, но и сама стала знаменитым режиссером, сняв всем известных «Гардемаринов». Самой благополучной в фильме была, пожалуй, героиня Люсьены Овчинниковой. А вот судьба этой актрисы оказалась по-настоящему драматичной.
Черная зависть
К середине 1960-х годов Люсьена Овчинникова стала невероятно популярной. Но, чем удачнее у нее складывалась карьера, тем сильнее запутывалась ее личная жизнь. С Холодковым официальной семьи они тоже не создали. Их любовь была свободна от всяческих штампов – и от штампа в паспорте, и от общепринятых тогда представлений об отношениях в нормальной советской семье. Но в 1966 году Александр Холодков умер, буквально у Люсьены на руках. У его могилы, поддерживая друг друга, плакали две женщины – Вера Орлова и Люсьена Овчинникова. Пережить без последствий эту трагедию Люсьена не сумела, и с головой окунулась в работу, постоянно была занята в кино, продолжая играть в театре. Пыталась она искать утешенья и в частых застольях.
Вскоре после смерти Александра Холодкова в театр Маяковского из Ленкома пришел новый актер – Валентин Козлов. Он был разведен, и у них с Овчинниковой завязался роман, отношения развивались стремительно. И Козлов стал тем единственным мужчиной, с которым Люсьена Ивановна вступила в официальный брак. Но именно Валентин привел ее к тому, что она уволилась из театра и покатилась по наклонной. Во всяком случае, с него все началось… «Люсьене многие завидовали, – говорит коллега по театру Светлана Немоляева. – Она была удачлива, ее любили, у нее все было так хорошо. И вдруг беда… Как будто кто-то сглазил, все изменилось в ее жизни».
Сначала запил муж - Козлов был нереализован в профессии и завидовал даже собственной жене. Актера можно вспомнить по фильму «Неподдающиеся», но других громких ролей у него не было, в театре тоже его не слишком жаловали. У него начались запои, и из театра его уволили. Люсьене же сделали предупреждение, потому что она также начала появляться в театре нетрезвой. Такого позора она не вынесла и уволилась вслед за мужем. Во время запоев муж бывал агрессивен и поднимал руку на Люсьену, но ни разу никому из знакомых она на него не пожаловалась, замазывала синяки и молчала. «Люсьена перестала верить в себя… – рассказывают коллеги по театру. – Ее назвали алкоголичкой, и она поверила в это. Поверила в то, что недостойна служить в театре и сниматься в кино. Она была настолько непосредственной, бесхитростной, что не могла тем же ответить злым, завистливым людям. Так что «убрать с дороги» ее оказалось очень легко…»
Друзья Люсьены Ивановны говорят, что ее жизнь изменилась буквально за несколько лет. Они не узнавали жизнерадостного «солнечного зайчика» Люсю, такое раньше у нее было прозвище. Лицо превратилось в «печеное яблоко», она много болела. Чья-то зависть круто изменила жизнь актрисы. А когда после очередного запоя умер муж, ее вдобавок ко всему жестоко обманули ради квартиры. «За несколько месяцев до Люсиной смерти я встретил ее в Доме кино, – вспоминает Станислав Садальский. – У нее умер муж, денег на похороны не было – живя на мизерную пенсию, она очень нуждалась. Я сказал Люсе, что имею при себе некую сумму. Эти деньги я предложил ей. Люся сказала: «Я возьму…»»
После смерти мужа актриса осталась одна, ей не хватало человеческого общения. И вдруг рядом с ней появилась старая знакомая по театру, актриса Татьяна Рогозина. В последние месяцы жизни Люсьены она не отходила от нее. Овчинникова же не вылезала из больниц и страдала черной депрессией. У нее не было веры в жизнь, в себя, и жить она не хотела. Она абсолютно не следила за собой, и узнать былую красотку в этой старухе было трудно… При этом Рогозина частенько приносила ей выпить, поощряла желание Овчинниковой забыться.
И тут – снова надежда! Люсьене Ивановне предложили трагическую роль в антрепризном спектакле, где героиня в конце умирает. Овчинникова загорелась, ведь всю жизнь она играла в комедиях, а тут ее мечта сбылась – ей предложили что-то серьезное. – Люсьена Ивановна говорила, что, сыграв эту роль, может спокойно умереть, – вспоминает одна из ее подруг. – Листки с текстом лежали под подушкой, день и ночь она зубрила роль. А друзья переговаривались, что она и так себя плохо чувствует. И как бы эта роль не принесла ей новых переживаний, не довела до беды…
В Рождество 1999 года актриса умерла, находясь в гостях. Она почувствовала себя плохо, вызвали скорую, но врачи не успели приехать. В праздничной Москве знакомых было не сыскать, театр уехал на гастроли. На похоронах присутствовали человек пять, на шестьдесят долларов, выделенных Михалковым, удалось провести лишь кремацию, на могилу денег не хватило.
После похорон сестра актрисы и ее немногочисленные друзья стали думать, кому достанется квартира. И были очень удивлены, когда Татьяна Рогозина показала им завещание, подписанное Овчинниковой в ее пользу 30 декабря, то есть за восемь дней до смерти! Родные актрисы подали в суд, который длился несколько лет. Они обвинили Рогозину в том, что она систематически спаивала Люсьену Ивановну и заставила ее подписать документы в невменяемом состоянии. Но экспертиза показала, что все гораздо проще – подпись была поддельная, ее просто скопировали с каких-то старых документов…
Однажды Люсьена Овчинникова сказала: «Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без нее – погибает». Эти слова стали для нее пророческими. Она пережила своего мужа Валентина Козлова всего на четыре месяца.
После смерти в маленькой квартире Овчинниковой нашли несколько мешков с письмами от поклонников, которые продолжали приходить до самого последнего дня.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Мел Гибсон