Станислав Боклан - изображение

Станислав Боклан — один из самых востребованных и любимых зрителями современных украинских актеров. Интересно, что слову «востребованный» он яростно сопротивляется, говорит, что знает коллег и более занятых, чем он. «Рабочий график у актера круглосуточный. И нет никакой гарантии, что у тебя получится, то есть что ты сможешь своим ремеслом зарабатывать на жизнь. А для того, чтобы получилось, нужно много вводных. Потому что может так статься, что боженька тебя отметил, а люди – нет. И ты пропал, спился. Не справиться можно как с популярностью, так и с нереализованностью. Надо быть готовым ко многому, что придется перетерпеть, через что перешагнуть, смириться, принять и пойти дальше. За этим стоят отсутствие здоровья, бессонница, нервные срывы, алкоголь. И я бы никому не желал подобного».


Станислав Боклан родился 12 января 1960 года в городе Брусилов (Житомирская область). Затем семья переехала в Киев. После окончания школы Станислав за компанию с другом отправился поступать в Киевский государственный институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. Однако эта попытка оказалась неудачной: Станиславу в приемной комиссии сказали, что у него нет таланта. Он не сдался и спустя год вновь явился на экзамены. Как иронизирует сам актер, вероятно, дар у него появился, поскольку его зачислили на курс Бориса Ставицкого. Чуть позже по стопам Станислава пошел и его младший брат Николай Боклан.

Первый раз на сцену Станислав Боклан вышел, будучи студентом. Он сыграл роль Вэла в спектакле «Орфей спускается в ад». В 1984 году Станислав окончил актерский факультет Киевского государственного института театрального искусства и был принят в труппу Донецкого областного русского драматического театра в городе Мариуполь. Там он проработал десять лет. Наиболее значимыми работами актера были: Артур в «Танго» по одноименной пьесе Славомира Мрожека, Треплев в постановке чеховской «Чайки» и Венсан в спектакле «Чао» по пьесе Марка-Жильбера Соважона. В 1994 году Станислав Боклан перешел в Киевский академический Молодой театр.

Долгое время Станислав Боклан был известен исключительно театральной публике. В молодые годы в кино он не снимался. Затем, с распадом СССР, в кинематографе наступил глубокий кризис. Одна из редких киноработ актера того периода – Стивен Райт в приключенческой мелодраме «Репортаж».

Регулярно сниматься в кино Станислав Боклан стал уже в новом веке, когда в кино наметился явный курс на возрождение. «Все складывалось не так гладко, как я себе представлял, но тогда был еще молод, что всегда несет определенный позитив. Было туго с финансами, но все равно замечательное время. Тогда моя зарплата в пересчете на конвертируемую валюту составляла всего восемь долларов. Помню, когда в 1994 году получил десять долларов за свой первый съемочный день, был невероятно счастлив. Семья запросто могла продержаться на них полмесяца. А если учесть, что съемочных дней было десять, то это уже приличные деньги. Потом американская группа приехала снимать на Киностудии имени Довженко картину «Американский полицейский», и меня пригласили сыграть одного из членов банды русских. За съемочный день платили уже 50 долларов. На эти деньги я приобрел телевизор».

Станислав Боклан часто перевоплощаться на площадке в негативных персонажей, в одном из интервью он даже сказал «всю жизнь играю бандитов, всяких негодяев...» Вот только не ясно было из интервью, по душе ему это, то ли не очень: «Здесь важно понимать один момент: мы (актеры) можем отказываться от ролей, но мы их не выбираем, в том смысле, что нам предлагают тот или иной материал. Ну а в целом получается так, что я играю много разного, а наряду с этим уже и то вышесказанное вами. Если это не унижает достоинства моего государства, национального и человеческого достоинства, то почему не играть людей разных? Люди ведь и правда есть разные, все по-своему интересные, со своими судьбами.

Все роли не так просты, как это может показаться со стороны. Может показаться, что Григория Бакулина из сериала «Коли ми вдома» игралось легко и непринужденно, из-за его такого легкого отношения ко всему происходящему, а на самом деле поначалу было огромное количество дублей, всяческие недовольства режиссера, потому что этой легкости нужно было добиться в кадре. А это все очень сложно на самом деле. Но зачем зрителю эта кухня? Он должен видеть только то, что мы выдаем в итоге.

А вот в театре я не могу отказаться от ролей, потому что в театре я на службе. Там мне говорят вот это играть, и я играю. Конечно, бывают роли, которые совсем не хочется играть. Но я же работаю в театре, и это я знаю, что они мне не нравятся, но я должен прийти, и играть. И в этот вечер эта роль будет самой любимой, иначе можно просто сойти с ума. Мне может не нравиться спектакль, у меня такие были, они мне жутко не нравились по разным причинам, но нужно включать себя. У меня есть проекты, в которых мне жутко не нравится партнер, но, думаю, что и я ему не нравлюсь, но мы хорошо работаем, и зритель этого не замечает».

Не раз приходилось слышать, что Станислав Боклан не любит давать интервью, да и время для общения находит крайне редко, столь насыщенный его каждодневный график. Как-то актер рассказывал, что каждый день проживает условный день сурка, но случаются и паузы. «Я не сильно напрягаюсь. Я просто работаю. И что немаловажно, я занимаюсь любимым делом. Конечно, физически устаю, утомляют переезды, ожидание, общение с журналистами, я ведь должен умничать. Но у меня есть какие-то свободные дни. Обычно я читаю, смотрю кино, которое мне интересно, нужно ведь следить за новинками. Люблю французское кино, американское, которое не задевает мозг».

«Прощать все-таки нужно»

Роль в фильме «Поводырь» часто называют лучшей среди работ актера, он сам так не думает. «Лучшие мои роли еще впереди. У меня есть пара-тройка ролей, фильмов, за которые мне стыдно перед взрослыми внуками не будет. Они есть, и слава Богу. Не думаю, что «Поводырь» - лучшая роль. Это одна из ролей, которые мне по случаю выпало сыграть.

Много было разговоров о сложностях во время съемочного процесса… И больше всего мне понравилось как на одном из украинских телеканалов в как-то там «звездной» программе сказали, что я испортил себе зрение на этом фильме (играя слепого кобзаря Ивана Кочергу в фильме «Поводырь», я использовал специальные линзы, сквозь которые почти ничего не видел).

На самом деле нет фильмов, где нет проблем во время съемок. Все они возникают по ряду субъективных и объективных причин, и этот процесс сложный. Он не радостный, он не печальный, это просто работа, и это нормально. Было жарко, а сегодня холодно - артист терпит, работает за деньги. Иногда его даже попрекают этим.

Реакция людей на картину меня поразила. Думаю, в тот момент они как никогда понимали значение слов «патриотизм», «достоинство», и что на самом деле для них значит Украина.

Бывает счастливая судьба. У человека, у книги, у фильма, у картины… Я считаю, что фильму «Поводырь» повезло появиться на экранах именно тогда, когда такие события происходили в стране. Появись он годом ранее, его бы показали где-то на задворках парой сеансов и все бы это закончилось. Но события в Украине на людей из оскаровской комиссии не влияли, и они смотрели на то, как сделан этот фильм. Наверное, у них возникли какие-то претензии, раз он не попал в шорт-лист. Наверное, он не впечатлил так людей вне этой эмоциональной волны. Какие-то призы он там получил, но…

Что еще радует в нашей стране, так это то, что призы, которые получают артисты, никак не влияют на их жизнь. Можно, например, получить «Дзиґу», но она никак не изменит твою жизнь, ты просто поставишь ее на полочку. Есть у меня такая, называется «Полочка бессмысленных наград». Там стоит «Золотой Дюк», «Телетриумф» еще что-то. Дело в том, что всем на все плевать, эти потешки люди устраивают для себя».

Актер утверждает, что он может быть крайне неприятным в общении и у него сложный характер. «Я очень милый и добрый человек вне своей работы. Но я нетерпимый к неподготовленности, к незнанию профессии, к наплевательскому отношению к профессии и так далее. Здесь я очень тяжелый, неуютный человек. Можно было бы быть более равнодушным ко всему, но меня это задевает. Я считаю, что у нас очень непростая и требующая огромных эмоциональных затрат и здоровья профессия, поэтому я нетерпимый к людям, которые считают, что мы занимаемся ерундой.

Бывали ситуации, о которых из-за характера мне приходилось пожалеть. Это у всех бывает. Вспылишь, потому думаешь, что надо было поспокойнее как-то вести себя, но это нормально. Не думаю, что вы найдете человека, который скажет, что я его оскорбил или унизил. Я могу пошутить иногда жестко, но если я понимаю, что перегибаю палку, я извинюсь. Правда. Искренне извинюсь, всяко бывает, мы все живые люди. Поэтому я всегда стараюсь проанализировать, извиниться и так далее. Ну а есть вещи, которые я не прощаю. Я, бывает, многое людям не прощаю, и тоже страдаю от этого непрощения. Прощать все-таки нужно».

Всенародная любовь к актеру пришла после роли премьер-министра Украины Юрия Чуйко в сериале «Слуга народа». К тому времени Станиславу Боклану уже было за пятьдесят. К «внезапно свалившейся» популярности (как и к званию народного артиста Украины, полученному в 2016 году) он и сейчас относится философски. «Когда вышел «Поводырь», поднялся шум, все узнали, что есть такой артист. И вот – 2014 год, мне уже 54 года, 30 лет на сцене, а я отовсюду слышу один и тот же вопрос: «Почему вы вдруг решили стать актером?»

Знаете, грузинский режиссер Роберт Стуруа однажды сказал: «Что такое артист? Это человек, который сидит в кустах и ждет, когда мимо него проскачет белая лошадь. А он должен успеть на нее запрыгнуть. Но весь ужас заключается в том, что она может скакать совсем другой дорогой». Моя лошадь в определенный момент проскакала мимо моих кустов, и я успел на нее запрыгнуть. Но я мог бы на нее запрыгнуть и облажаться. Или не туда заехать. И я отдаю себе отчет в том, что дело не только во мне. Что не я супер-пупер, а так сложились обстоятельства, за которыми стоят конкретные люди. Если бы мы с Саниным не работали на «Матче», он бы не позвал меня сниматься в «Поводыре». Не увидь меня Кирющенко на пробах «Слуги народа» – я бы не оказался в этом проекте. И так далее. За всеми нашими успехами стоит большая команда: продюсеры, режиссеры, операторы, съемочные группы. Я никогда об этом не забываю».

Семья – это то, что Станислав Боклан оберегает от внимания посторонних, пожалуй, ревностнее всего. С женой, актрисой Натальей Клениной, он служит в одном театре. Говорит, что в работе они практически не пересекаются. В кадре были вместе единожды – в сериале «Вчера закончилась война». Но количество совместных ролей в данном случае неважно, ведь театр в отношениях отнюдь не на первом месте. Благо, совместных хлопот, привычных для любой семьи, хватает: дети, внуки, коты…

P.S. Станислав Боклан привык всё контролировать – эмоции, действия, высказывания. Щедр на слова он только в те моменты, когда говорит о профессии. «Я хочу, чтобы оценивали мой профессионализм, а не личную жизнь. У нас же артисты часто интересны только тогда, когда с их персонами связаны какие-то скандалы: с кем спят, сколько жен или мужей поменяли, денег заработали. Например, когда на презентацию фильма «Межа» (картина 2017 года, совместное производство Словакии, Украины и Чехии) приехала съемочная группа – талантливейшие люди – на пресс-конференции журналисты не задали им практически ни единого вопроса. При этом я уверен – снимись в этом фильме Кэвин Спейси, уже после признаний в домогательствах, вопросов был бы миллион. А так… Неинтересно, потому что слишком мало грязного белья».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни


Читайте ещё на нашем сайте - Константин Хабенский



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 27/12/2018

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Смешные короткие истории 10-04-2013

Смешные короткие истории 10-04-2013

Опубликовано: 10/04/2013

Давно это было. Был у меня товарищ (Саша). Очень он не хотел в армию идти. Скрываться - не скрывался, но и на повестки не являлся. В военкомате его фамилию уже все знали, особенно бесился один капитан...

Приговор незнакомцу

Приговор незнакомцу

Опубликовано: 05/12/2003

Первое впечатление о человеке складывается у нас в первую же секунду. При знакомстве с новым человеком ты почти мгновенно поймешь, симпатичен он тебе или неприятен. Науке пока не ясно, как наш мозг за...

Обыкновенная трагедия: Смертельный треугольник.

Обыкновенная трагедия: Смертельный треугольник.

Опубликовано: 08/10/2003

- Вы что, действительно не понимаете? - женщина по ту сторону стола пристально взглянула на следователя и, нервно щелкнув замочком своей сумки, достала сигареты. - Сам факт, что я наняла частного дете...