Казалось бы, все в ее жизни сложилось очень удачно: Вера Сотникова сделала карьеру в кино, театре и на телевидении, ее уже несколько десятилетий называют одной из самых красивых современных актрис, у нее есть взрослый сын, и в свои почти 60 лет она по-прежнему хорошо выглядит и вызывает восхищение у противоположного пола. Но до сих пор Сотникова корит себя за те ошибки, которые совершила еще в ту пору, когда ее называли «Казановой в юбке» и одной из самых жестоких красавиц.
Вера Сотникова родилась в 1960 году в Сталинграде (Волгограде) в простой семье – ее отец работал на заводе, а мать была телефонисткой. Поступить в театральное училище в Саратове ей посоветовала старшая сестра, которая работала режиссером на телевидении. Однако Веру в училище не приняли, она вернулась в родной город и начала готовиться к поступлению в МГУ. Однако вновь потерпела неудачу. На этот раз из-за отсутствия справок - туберкулезного и психоневрологического диспансеров: «Расстроенная, я поехала на вокзал, заняла очередь за билетом. Стояли тогда по семь часов. Чтобы убить время, я поехала в «Щуку». Там тоже была очередь на прослушивание, я тоже ее заняла. А во дворе училища познакомилась с парнем, бренчавшим на гитаре. Он сказал: «Пока ждем, успеем сбегать в Школу-студию МХАТ». Там будущих актеров прослушивал Андрей Мягков. «Что это Вы так плохо читаете?» - спросил он у меня. «У меня документы в университет не приняли, и очередь за билетом на Казанском вокзале проходит», - честно ответила я. А он говорит: «Никуда Вы не поедете!». Мне сразу дали общежитие, допустили до экзаменов».
В студенческие годы Вера Сотникова познакомилась с Юрием Никольским, который представился ей реставратором из музея. Позже оказалось, что на самом деле он работал там дворником. Тем не менее Сотникова согласилась выйти за него замуж и родила ему сына. Муж не хотел ребенка, и спустя несколько месяцев они расстались. Хотя после этого у актрисы было еще много романов, этот брак так и остался единственным в ее жизни.
Ян Никольский появился на свет, когда его матери было всего 19 лет, ее актерская карьера только начиналась, а отец не был готов заботиться о семье и ребенке. И когда закончился ее декретный отпуск, Сотникова решила отвезти сына к родителям в Волгоград – ей нужно было продолжать учебу и искать работу. Актриса устроилась страховым агентом и думала только о том, как раздобыть продуктов и отправить их семье. Несколько лет она разрывалась между Москвой и Волгоградом, и каждая новая разлука с сыном стоила здоровья и ей, и ребенку. В ее отсутствие он часто болел, тяжело переживал моменты прощаний и на вокзале бежал за поездом, в котором она уезжала.
Этого Сотникова не может себе простить до сих пор: «Я ехала в поезде и не понимала, зачем мне эта Москва, для чего мне эта профессия, когда у меня нет самого главного – ребенка… Конечно, Ян – брошенный ребенок. Да, я часто приезжала, мы виделись, но материнской ласки сын не знал». Одно время Сотникова даже думала о самоубийстве – отказавшись от самого главного ради карьеры, она долгое время оставалась без постоянной работы и собственного жилья.
«Я теперь знаю, что такое сво-бо-да!»
Спастись от депрессии ей помогла работа – после того, как Вера Сотникова отнесла свои фотографии на Киностудию имени Горького, ей наконец предложили первую главную роль в кино. С фильма «Признать виновным» началась ее кинокарьера. Правда, чаще всего ей доставались роли второго плана, но даже эпизоды с ее участием запоминались зрителям – как, например, в фильмах «Самая обаятельная и привлекательная», «Курьер» и «Государственная граница». Ее театральная карьера тоже пошла на взлет – Сотникову приняли в труппу Театра на Малой Бронной, где за 3 года она сыграла 7 главных ролей!
В личной жизни Сотниковой в это время тоже произошли счастливые перемены. Однажды в ресторане Дома кино она познакомилась с богатым немецким бизнесменом Эрнстом Пиндуром. Он окружил ее вниманием и заботой, подарил квартиру в Москве, сделал предложение. Но замуж за него актриса так и не вышла – у нее случился роман с женатым коллегой по театру, а вскоре она познакомилась с Владимиром Кузьминым, который стал ее гражданским мужем.
Тогда Сотникову многие обвиняли в том, что она «увела» Кузьмина у Аллы Пугачевой, но на самом деле на тот момент он пребывал в депрессии после развода со своей американской женой Келли. Актриса рассказывала: «О нашем романе вскоре все узнали. Друзья подшучивали: «Ну, Сотникова, теперь с карьерой можешь попрощаться». Намекали на месть со стороны Аллы Борисовны. Как-то мы с Вовой были в Доме кино, случайно встретили Пугачеву, она спокойно подошла, поздоровалась. Выпили по рюмке. Было видно, что она уже все про нас знает». Однако Пугачева мстить не стала.
Актриса была покорена умом Кузьмина, талантом и скромностью. Их роман развивался очень стремительно. Вместе они провели 7 лет. Их тандем оказался и очень успешным творческим союзом – Вера Сотникова стала режиссером пяти клипов музыканта: «Я написала сценарий и показала его Володе, пояснив кратко, как надо снимать. Он говорит: «Вот ты и сними сама». Я отговаривалась, но любопытство сыграло свою роль. Да, я столкнулась со многими сложными вещами, совершила ряд ошибок, которых не случилось бы, имей я хоть какой-нибудь опыт. Самая большая из них была та, что я хотела снимать кино, а не трехминутный клип. Режиссер не должен быть жадным на кадры. Нужно выбросить в корзину, может быть, четыре-пять суперкадров и оставить один гениальный. Ведь нужен темп и ритм. Режиссером быть слишком трудно, я не раз говорила, что профессия режиссера это мужская профессия».
После первого неудачного опыта замужества актриса опасалась снова связывать себя брачными узами – ее устраивало то, что с Кузьминым ее связывала только любовь и творчество.
Когда Сотникова почувствовала, что ее любовь принимают как должное, а ей самой достается все меньше внимания, она приняла решение уйти от Кузьмина – музыка всегда оставалась для него на первом месте. «Чего греха таить, мы оба так любили свои профессии, что почти ревновали к ним. Меня очень не устраивало, что он всегда был где-то там, но не со мной. Это меня обижало. Три года подряд человек не приезжал на мой день рождения, видите ли, у него гастроли. Он мне давал деньги, я устраивала девичник. Это было странно. Если это не любовь, надо расставаться. И как можно быстрее. Зачем вообще терпеть что-либо? Вот это, я считаю, очень важно...».
В это время в ее жизни появился новый поклонник – продюсер Ренат Давлетьяров, который за ней очень красиво ухаживал. «Меня пригласили вести вечер, посвященный вручению наград молодым вгиковцам. Перед церемонией в Доме кино я общалась с организаторами, среди которых был Ренат. Буквально сразу же он пошел в атаку. От его слов: «Я впадаю в бешенство, когда такая женщина принадлежит не мне!» - у меня закружилась голова. В тот же вечер он пригласил меня в ресторан. И по тому, как мы, набрав кучу еды, не могли от волнения проглотить ни кусочка, я поняла - что-то происходит! Он наговорил мне столько комплиментов, что я почувствовала себя королевой! А уж «петь» Ренат может так, как никто другой». Оба они были настолько темпераментными и несдержанными, что из-за частых конфликтов и этот союз распался.
После этого в жизни актрисы случались романы, но ни с одним из своих избранников она так и не построила семью. Вера Сотникова сама себя, смеясь, называла Казановой в юбке, признавалась, что очень часто влюблялась, объясняя это тем, что ее сердце требует постоянных сильных амплитуд: «А главное... я теперь знаю, что такое сво-бо-да! Я счастлива и полна творческих сил. У меня появляется тысяча проектов, и я с ужасом думаю: «Только бы не влюбиться!» Ведь по своему опыту знаю – любовь заберет меня всю… Может, самое главное в моей жизни – это и есть любовь к свободе». Единственное, о чем актриса до сих пор жалеет, – только о том, что недодала своему сыну материнской любви и заботы. «Самая большая боль моей жизни связана именно с тем, что я многого недодала сыну. Мне нужно было зарабатывать деньги, он часто оставался с моей мамой, с подругами. Часто меня спрашивают: «Зачем вы снялись в той или иной картине?». Да просто для того, чтобы заработать денег. Неужели вы этого не понимаете, люди?».
P.S. Вера Сотникова – это актриса с большой буквы. В ее жизни и творческой судьбе были взлеты и падения. Однако каждый поворот в своей биографии она всегда принимала с честью. В какой-то мере именно эта черта ее характера и позволила актрисе так долго держаться в числе популярных актрис. Ею сложно не восхищаться. Ведь ее жизненный путь – это отличный пример для подражания. «У меня много любимых ролей. И не могу сказать определенно, какая из них «самая-самая». Только представьте: у вас четыре ребенка. Которого из них вы любите больше? Всех одинаково. Так и с ролями. Если говорить о театральных работах, то люблю свою Айседору Дункан из спектакля «Сергей и Айседора», Машу в «Трех сестрах», Ирину Андреевну в «Дяде Ване».
А из киноработ, пожалуй, люблю Жанну из фильма «Театральный блюз». Хотя на самом деле я любила и люблю все сыгранные роли. Потому как, работая, никогда не халтурила, и перед ролями мне не стыдно. Они, роли, как дети. Если спросить ребенка: «А хочешь ли ты себе другую маму, которая будет тебя воспитывать, одевать и кормить лучше, чем я?». И не дай бог ребенок ответит «да»! Поэтому надо сыграть так, как будто это ваш собственный ребенок, который в случае актерской неудачи потом вдруг выберет себе другую маму».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян