Все, кто знал Виталия Соломина лично, подтверждают: он очень сильно отличался от образов, созданных им в кино. По телесериалу «Шерлок Холмс» мы знаем его как мягкого, уступчивого, веселого человека – милого доктора Ватсона. Но в жизни он был угрюмым, задумчивым, а в отношениях с людьми – бескомпромиссным. В знаменитой телесаге «Зимняя вишня» Соломин предстает перед нами в роли мечущегося казановы, который не способен выбрать между любовницами и женой. Но в жизни он прожил много лет с одной женщиной и всегда был лидером в семье. Соломин, кстати, хотел вырваться из своего амплуа. Его влекли роли мерзавцев.
Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Его родители были профессиональными музыкантами. Деревянный дом в Чите, где квартировала семья Соломиных, был построен для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. «Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет», - вспоминал Виталий Мефодьевич.
Родители Виталия Соломина мечтали видеть Виталия пианистом. Соломин пять лет учился в музыкальной школе, но однажды, подойдя к ее порогу, он не смог открыть дверь, которую заклинило от холода. Счастливый Виталий Соломин, вернувшись, заявил, что школу закрыли. Со временем родители поняли, что Рихтера из сына не выйдет, и позволили Виталию распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. И Соломин усердно занялся спортом. Он посещал волейбольную и баскетбольную секции, занимался гимнастикой, легкой атлетикой и боксом. Хотя удары Соломин предпочитал отрабатывать на боксерской груше, а не на ринге, за что выслушивал замечания от тренера.
Ударить человека Виталию с его интеллигентным воспитанием вообще было очень сложно. Лишь однажды, много позже, у Соломина появился серьезный повод для применения своих боксерских навыков, когда лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара.
Окончание Виталием Соломиным школы совпало с приездом в Читу комиссии из Москвы из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате им было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более что к этому времени его окончил старший брат Юрий. К тому же, отец Виталия очень хотел, чтобы и младший сын стал актером. Так Виталий был принят в училище имени Щепкина.
Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия - фильмы «Женщины» и «Старшая сестра» вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства».
Виталий Соломин много работал в кино. Его любимая роль - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признали только своих собственных и русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин показались жителям туманного Альбиона «своими».
«Никакого кино!»
Именно Соломина хотела увидеть своим партнером по фильму «Городской романс» начинающая актриса, двадцатилетняя студентка текстильного института Мария Леонидова, которую ассистентка режиссера Петра Тодоровского увидела на улице и предложила пройти пробы у Тодоровского, которому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера.
Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Он нравился Маше, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но Тодоровский засомневался, и решил заменить Соломина на Киндинова - это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Маша переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: «Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!». Виталий Соломин позвонил, и первое, что услышал от нее: «Когда же мы встретимся?!» «Какая удивительная девушка! Пусть роль я потерял, но уж ее-то я не упущу», - решил он.
Виталий, не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет из-за неудачного первого брака с актрисой Натальей Рудной, встретив Машу, решил: «Придется жениться сейчас. Такую мне больше не встретить».
Соломин ухаживал за Марией с размахом – были цветы, рестораны, шумные компании и походы в Малый театр. «Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время. Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились». Но погруженный в себя и сосредоточенный - он нравился ей еще больше.
Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: «Никакого кино!» Аргументы были такими: «Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя - красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму».
Мария несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Лишь в одной из серий «Шерлока Холмса» по рассказу «Пестрая лента» Соломин все-таки разрешил ей сняться. Так как на съемки они поехали в одном купе, и проходили они в Ленинграде, где можно было жить у Машиных родителей.
Их жизнь не была гладкой. Сначала «убивал» быт (до того, как Виталий заработал на квартиру, ютились в комнате общежития Малого театра), потом - разлуки (Соломин часто отбывал на съемки, гастроли). И, наконец, романы актера. Их было два, оба с актрисами. Сначала с миловидной Кэтти из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» - Еленой Цыплаковой. А потом и с роковой блондинкой Светланой Амановой. Первый настолько серьезный, что, когда жена сказала ему: «Выбирай!», он ответил: «Я должен подумать!». «Эта фраза прозвучала, как лезвие… Ничего страшнее для меня он сказать не мог.
Виташа был человеком закрытым, скупым на эмоции. Избегал сантиментов. На людях не целовал, не обнимал. Мы никогда не сюсюкались… Но пару раз в моменты откровенности он признавался, что очень благодарен мне за то, что я его оставила у себя, не дала уйти».
Соломин отличался редкой категоричностью. Самым страшным недостатком он считал необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Если происходили какие-либо накладки или задержки с гонораром, он мог отказаться выйти на сцену, и о дальнейшем сотрудничестве не могло идти речи.
В свободное время Виталий Соломин с удовольствием читал классику. Он не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Но его можно было часто увидеть в ресторане Дома журналистов. Там работали официанты, с которыми актер был хорошо знаком. Когда Мария Антоновна попала в больницу, именно эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на выбор. А накануне пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И повар порадовал гостей курником. Это довольно сложное блюдо, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то потом попросил повторить этот кулинарный шедевр, повар даже возмутился: «Вы что, такое делается только раз в жизни!»
Сам Соломин ценил хорошее отношение к себе друзей и близких. Он рассказывал: «Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень важно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - тоже мой круг».
Соломин очень любил проводить время на даче. Он купил старый дом с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины и черемухи, и позже рассказывал: «Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера».
Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич немало потрудился над обустройством сарая с инструментами и верстаком. Чтобы внук понял, что такое земля и как на ней что-то произрастает, совершенно равнодушный ранее к садоводству и огородничеству Виталий Мефодьевич Соломин, поставил парник для огурцов. И вскапывал землю вдвоем с внуком.
Последний спектакль Виталия Соломина
24 апреля 2002 года Виталий Мефодьевич Соломин должен был играть в спектакле «Свадьба Кречинского». В этот день актёр чувствовал себя неважно, но всё равно решил выйти на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт спектакля, потом его самочувствие сильно ухудшилось. Со сцены его унесли на руках. Виталия срочно доставили в больницу, там был поставлен диагноз – инсульт. Затем его перевели в реанимационное отделение с диагнозом «кровоизлияние в мозг». Около месяца актёр находился в больнице, долгое время находился без сознания, иногда приходя в себя. Но чуда не произошло, и 27 мая Виталий Соломин скончался на 61 году жизни…
За несколько месяцев до трагедии Виталий Мефодьевич часто уходил в себя. «Однажды он сказал, что завидует Андрею Миронову, который умер на сцене, – вспоминает вдова. – И будто накликал беду. Он смолоду страдал из-за повышенного давления. Часто измерял давление дома – до сих пор в ушах гнетущий звук тонометра, глотал таблетку и уходил на работу. В последнее время он много работал – играл в театре, преподавал, занимался режиссурой. С одной стороны, нужны были деньги: мы строили дачу, младшая дочь училась на платном факультете МГУ. С другой – он, как и большинство актеров, был жадным до работы».
Однако близкие понимают, что вряд ли актер выбрал бы себе другую смерть. Уйти со сцены, чтобы «поболеть», он не мог, потому что не мог жить без зрителя.
Своих дочерей Виталий Соломин просто обожал. Сейчас они уже взрослые: старшая удачно вышла замуж за бизнесмена. У них двое сыновей: Кирилл и Федя. Младшая Лиза тоже замужем. Кроме того, девушка окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась на курсе у Игоря Масленникова (именно он снял Соломина в «Шерлоке Холмсе» и «Зимней вишне»). Получив диплом, Лиза работала вторым режиссером у Никиты Михалкова на «Утомленных солнцем-2».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Орлова Ольга - история личной жизни