Легенда советского кино. Учитель нескольких актёрских поколений. Артист уникального дарования. «Советский Чаплин» по-прежнему набрасывается на жизнь с жадностью – путешествует, ужинает в ресторане, уезжает отдыхать с женой в солнечную Италию, ждёт новых ролей, искромётно играет в театре, занимается со студентами. Да и как иначе? Ведь возраст (92 года) – это лишь цифры…
Рожденный дважды
Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве, но датой рождения в паспорте значится 6 мая 1923 года. Сам Владимир Абрамович объясняет это следующим образом: «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года». Отец — Абрам Этуш — был владельцем небольшого галантерейного производства, мама — Раиса Этуш — не работала до тех пор, пока отца не арестовали. Через полтора года заточения отца отпустили и даже выплатили всю зарплату.
Театром Владимир Этуш «заразился» еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую «Маску». Потом стал заниматься в самодеятельности — в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером. Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. «С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: «Режиссерский план постановки «Воспитанницы» Островского». Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору — и получил тройку».
После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович Этуш, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было — просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.
Театр военных действий
Утром 22 июня 1941 года, возвращаясь домой с затянувшейся вечеринки, Володя Этуш увидел как мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Владимир Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди».
Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. В последних числах сентября 1941 года во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Владимир Этуш насчитав в зале 13 человек решил для себя, что его место не в театре. На следующий день он записался добровольцем на фронт, где получил был тяжело ранен и комиссован со второй группой инвалидности. «На фронте было множество опасных моментов, приходилось ходить «по лезвию бритвы». Признаю это с болью, но иногда опасность исходила от своих. Помню, майор, начальник политотдела, расстрелял хорошего парня, который прибежал, чудом вырвавшись из места, захваченного накануне немцами. Он бежал к своим, а его здесь ждала смерть. На его месте мог быть кто угодно, в том числе и я. Подобные ситуации часто случались на войне…»
С фронта Этуш вернулся сразу в училище, а после его окончания был принят актером в театр имени Вахтангова, а также начал преподавать в училище имени Щукина в качестве ассистента педагога по мастерству актера.
Настоящую любовь зрителей принесла Этушу комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», которая вышла в 1966 году. В этой картине он очень убедительно сыграл роль кавказца товарища Саахова. Владимир Абрамович признается, что этому помогло то, что в юности он служил в Закавказье: «Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в «Кавказской пленнице» мне было легко играть». Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый». А его «спортсменка, комсомолка…»! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.
После «Кавказской пленницы» Владимир Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».
Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». У того же Леонида Гайдая актер снялся еще раз в экранизации «Двенадцати стульев», с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.
Роли Шпака, Саахова и Карабаса-Барабаса заслуженно стали визитной карточкой Владимира Этуша. Герои Этуша — люди, преимущественно, нечистые на руку, хитрые и алчные. Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Этушу подвластны все жанры — от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии.
«Моя личная жизнь строилась подобно актерской — методом проб и ошибок»
Не смотря на возраст Владимир Этуш и сегодня импозантный, статный, ироничный, щеголеватый, отпускающий остроумные шутки с невозмутимым выражением лица… Разве что бровь приподнимет. Дамы до сих пор ходят в Театр Вахтангова на Этуша. Так за что же женщины так любили и любят Этуша? Вообще Владимир Абрамович был женат четыре раза, первая супруга – единственная дочь генерала артиллерии Константина Мышкова Нинель. Вторая избранница, Елена Измайлова, была старше Владимира Абрамовича на два года. Официально молодые люди брак не зарегистрировали, и до свадьбы дело так и не дошло. Третьей женой актера стала преподаватель английского языка Нина Крайнова, которая в 1955 году родила Этушу единственную дочку. Раиса пошла по стопам отца и даже служила актрисой в Театре сатиры, но потом уехала в Америку, где родила сына. И назвала его в честь отца Володей. Единственный внук легендарного артиста нечасто видится с дедом, ведь живет с мамой в США. «Внука назвали в честь обоих дедушек Джеймс-Владимир. Я не сентиментальный человек, к маленьким детям спокойно отношусь. Но когда впервые увидел внука, тут же растаял. Рая с мужем долгое время жили в Москве, я много времени проводил с ним: возился, играл. А потом они уехали в Америку».
Со своей четвертой супругой Владимир Абрамович Этуш познакомился в театре. Лена была его преданной поклонницей, ей даже в зале ставили специальный стульчик. Знали, что это будет приятно артисту. Лена приходила на все спектакли, где был задействован Этуш. И если она не приходила, все спрашивали у артиста, почему его фанатки сегодня нет. Но Елену это ничуть не смущало, она дарила кумиру букеты, но разговаривать с любимым актером не могла, боялась. Их первый разговор оказался особенным. Этуш признался, что внимание женщины его настораживает, а Лена выпалила, что ей от него ничего не надо, поступать в актрисы она не собирается. Он засмеялся. Так и повелось – сначала цветы, разговоры, потом прогулки...
А потом Владимир и Елена стали жить вместе. Елена Евгеньевна бросила свою работу преподавателя английского языка и стала читать пьесы, сопровождать мужа в поездках. Несмотря на огромную разницу в возрасте – жена младше мужа на 43 года, – они прекрасно дополняют друг друга. Леночка, как заботливая мама, следит за его здоровьем, старается во всем угодить. Ведь он для нее самый родной и близкий человек, внимания которого она добивалась не один день. Сейчас они абсолютно счастливы. «В нашей совместной жизни с Леной неоднократно случались поразительные совпадения. Только я подумаю о чем-то и начну делиться мыслями, как Лена на полуслове подхватывает: «Представляешь, я только что думала об этом же!» Это большая редкость встретить человека, с которым находишься на одной волне, хотя Лена намного, не буду уточнять на сколько, меня моложе. Мы даже курить бросили одновременно. Точнее, Лена бросила курить ради меня, так как я покуривал и стрелял у нее сигареты за компанию.
Мы вместе уже много лет. И часто признаемся, что своей жизни друг без друга не представляем.
Жаль только, что у нас с дочерью был период, когда мы прекратили общение. Перемена в отношениях произошла, когда я женился в четвертый раз. На мою дочь это произвело негативное впечатление. Наверное, ей было больно, что я, проживший всю жизнь с ее мамой, предложил руку и сердце другой женщине. Была в этом ревность и эгоизм. Пытался ей все это объяснить: мне нужна семья, уход, я погибну один, но она меня не слышала. Переживал, конечно, по поводу нашего конфликта. Ведь они — мои самые близкие люди. Потом вдруг получил письмо: «Твой внук хочет тебя видеть». Я ответил: «Приезжайте». И они приехали. Внук стал таким здоровенным американцем: высокий, крепкий, красивый парень.
Русский язык почти забыл… Та встреча, после долгой ссоры, была долгожданной для всех нас. Все-таки родные люди. Мы начали общаться, как будто ничего не произошло. Не выясняли отношений, не поминали прошлые обиды. Надеюсь, дочери стало очевидно: без Лены я бы просто не выжил. Она помогает мне в работе, ведет все мои дела, на ней дом, я и мое не очень уж крепкое здоровье. Я ее не просто люблю, но еще и очень благодарен ей. Я и одиночество несовместимы. Без женщины рядом я бы зачах. Такая у меня природа...»
P.S. Секрет своего долголетия Владимир Этуш никогда не скрывал, для него главное работа. «Артист не может относиться к своему труду только как к бизнесу. Артисту обязательно нужно, чтоб его похвалили, ему обязательно нужны эти вот глаза, ему нужны аплодисменты. Непременно нужна зрительская оценка, а иначе – для чего он играет? Только тогда артист получает окончательное удовлетворение. Результат окончательно определяет только зрительский успех».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ольга Орлова