Заха Хадид - одно из самых известных имен в мировом наследии архитектуры и дизайна, имя, которое всегда будет на слуху, потому что каждое здание, построенное ею, завораживает своей нереальной прогрессивностью, красотой плавных линий и величием размеров построения. Созданные ею здания - настоящие произведения искусства, архитектурные памятники. Многие называют их фантастическими строениями будущего, но Заха доказала всем, что это не фантастика, а реальность.
Женские имена в архитектуре — большая редкость. Так уж сложилось, что это мужской мир: мир масштабных проектов, больших бюджетов и высоких рисков. Но имя Захи Хадид, первой женщины-лауреата Притцкеровской премии, стало не просто значимым культурным событием. Это обозначило некую точку отсчёта, разделившую историю современной архитектуры на «до» и «после».
Эта женщина буквально создала новый язык, ниспровергающий законы геометрии, отрицающий прямые линии, ломающий устоявшиеся шаблоны и правила. Но долгое время он существовал лишь на бумаге. Первое здание по проекту Хадид — пожарная часть для мебельной компании Vitra — было построено в 1993 году, через 14 лет после основания фирмы Zaha Hadid Architects. В 2004, получив свою Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов), Заха скажет, что препятствия возникали на её пути всегда. «Я только могу догадываться, с чем это связано в большей степени: с тем, что я из Ирака, с тем, что я женщина, или с тем, что я сумасшедшая».
«Во мне что-то щёлкнуло»
Заха Хадид родилась в Ираке (в переводе с арабского имя означает «блистательная»). Её детство было безоблачным, а будущее — предопределённым. Родившаяся в семье крупного иракского промышленника и выросшая в выразительном модернистском доме в пригороде Багдада, она с ранних лет впитывала в себе эстетику авангардного искусства. Довольно скоро Заха поняла, что хочет связать свое будущее с архитектурой: «Мне тогда было шесть или семь лет. Моя тётя строила дом в Мосуле, на севере Ирака. Архитектор был близким другом моего отца, и он часто приходил к нам домой с чертежами и моделями. Я помню себя рассматривающей одну из них в нашей гостиной — и в тот момент во мне что-то «щёлкнуло»».
Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру. «Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность».
Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса — известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид.
Своим идейным вдохновителем Заха называла Казимира Малевича, а его супрематический «Чёрный квадрат», который считала не менее чем гениальным прорывом, раздвинувшим границы привычного мировосприятия, мечтала повесить в своей спальне. Она даже посвятила Малевичу свой дипломный проект, объясняя это тем, что в авангардистах её привлекал «дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства». Верность этим принципам она сохранила на всю жизнь.
С открытием спроектированного ею Центра современного искусства Розенталя карьера Хадид вышла на новый виток как на чисто практическом, так и на концептуальном уровне. Последовавшая за ним Притцкеровская премия открыла перед Захой двери в многомиллионный мир амбициозных проектов, а её стиль и метод претерпели существенные изменения. На смену строгости деконструктивизма пришла «текучесть» форм. Бетон, цемент и стекло приобрели в её руках пластичность и податливость, воплотив в себе фантазии о прирученной водной стихии.
Но великие достижения требуют полной самоотдачи. Поэтому на то, чтобы обзавестись семьёй или обустроить свой собственный дом, в плотном графике Захи времени не нашлось. В одном из интервью она рассказала, что в её аскетичной лондонской квартире нет даже кухни. «Изначально в квартире была кухня, но я её убрала. Она была уродливой, — объясняла архитектор. — Я не готовлю и никогда не ем дома.
Архитектура требует стопроцентной отдачи. Если это тебя не убивает, значит ты недостаточно в этом хороша. Я думаю, это действительно та работа, которой следует заниматься нон-стоп. Вы не можете позволить себе простоя. Когда женщина делает перерыв — уходит в декрет — ей очень сложно потом дотянуться до общего уровня. Но когда женщина всё-таки добивается успеха, профессиональные журналисты уделяют слишком много внимания тому, как она одевается, какую обувь носит, с кем встречается. Это очень печально».
На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли. Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делала инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже писала картины. На протяжении всего творческого пути Заха занималась преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. «Для образованного архитектора всё взаимосвязано. Дизайн сумок, мебели или других бытовых вещей имеет свои особенности, и работа над ними приносит мне большое удовольствие. Мне нравится иногда заниматься дизайном массового, недорого производства. Я хочу иметь возможность прикоснуться к каждому, а не только к образованной культурной элите».
Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. «Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне». Хотя когда-то в интернете ходили слухи о том, что Хадид замужем за своим коллегой Патриком Шумахером, официальный пресс-релиз заверил, что это всего лишь сплетня. Заха никогда не была замужем и не имела детей, но всегда отрицала, что пожертвовала семейной жизнью ради карьеры.
«Меня часто спрашивают, откуда я черпаю свои идеи. Знаете, есть какой-то единый источник внутри меня, оттуда я и черпаю. Мои студенты думают, что я работаю над зданием, а потом запросто переключаюсь на стул или стол — и это всё разные вещи. Не так это: у каждого архитектора есть некое цельное понимание мира, образы, профессиональное «меню» — из них и рождается идея.
Чтобы достичь успеха вы должны быть сосредоточены на своей работе, но не стоит работать, если вы не знаете, к какой цели идти. В пути должен быть смысл. Поймите это и попытайтесь отыскать цель. Нужно быть честолюбивым, амбициозным. Но не в отношении личной славы, а в стремлении совершить открытие».
Послесловие…
Заха Хадид - не просто успешная женщина-архитектор, а первая из женщин, кто был награждён Притцкеровской премией. «Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном».
31 марта 2016 года на 66-м году жизни Заха Хадид скончалась. В последствии студия Zaha Hadid Architects, Патрик Шумахер и семья Хадид были глубоко тронуты потоком любви и слов поддержки, исходившими со стороны огромного количества людей. Все сообщения, письма и открытки собраны в одной книге – они будут напоминать, насколько уважаема и любима она была. Заха верила, что каждый может реализовать свой потенциал, никогда не останавливаться на достигнутом, мечтать и претворять в жизнь все самое фантастическое. «Я одинаково горжусь всеми своими архитектурными проектами. Всегда приятно видеть, как амбициозный дизайн становится реальностью. Но вот что меня действительно будоражит. Независимо от того, как долго вы работаете над проектом, как много раз вам приходится рисовать и перерисовывать здание, в работе всегда будет что-то неожиданное для вас самих. С каждым новым проектом я всегда испытываю чувство первооткрывателя. Это по-настоящему необычный и вдохновляющий опыт».
Студия Zaha Hadid Architects продолжает свою работу и ведёт проекты в 21 стране мира (они находятся на стадии строительства или разработки дизайна).
|
Читайте ещё на нашем сайте - Киану Ривз