Арчил Гомиашвили - изображение

Он говорил: «Бендер – это мой крест». Актер сыграл его в 45, обойдя Владимира Басова, Олега Борисова и еще примерно два десятка сильнейших конкурентов, мечтавших о роли великого комбинатора. Остап был его вторым «я». Их роднили авантюризм, любовь к риску и безграничная вера в себя.

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в Грузии. Его отец в 1920-е годы был пастухом. Он одним из первых в деревне выучил русский язык, и это тут же сказалось на его карьере - его приняли в комсомол и отправили в Москву, в Школу красной профессуры. Проучившись там пару лет, он затем был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. Когда у него родился сын, он отправил в Чиатуру телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором - в честь победы революции. Так и сделали, но значительно позднее имя Виктор изменилось на Арчил - в честь деда, известного в Грузии священнослужителя.

Партийная карьера отца Гомиашвили завершилась трагически - в конце 1930-х годов он был репрессирован, исключён из партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел лишь в 1944 году, однако в партии так и не восстановился. До конца своих дней (а дожил он до 80 лет), он не оправился от этого удара.

Арчил в 40-е годы учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств, но потом связался с хулиганами и его несколько раз арестовывали, однако срока он так и не получил - его спасла амнистия, объявленная в стране. По одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.

В качестве художника Гомиашвили был приглашён Товстоноговым в Тбилисский театр имени Грибоедова для оформления постановки пьесы Хелман «Лисички», а вскоре Товстоногов неожиданно предложил Гомиашвили сыграть в спектакле роль Лео Хаммера. Актёрская деятельность привлекла Арчила, и позже он переехал следом за уехавшим в Москву Товстоноговым. Увлечение театром привело Гомиашвили в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой 7 ноября 1948 году в ресторане гостиницы «Националь», где Гомиашвили подрался с неким молодым человеком, который попытался ухаживать за популярной киноактрисой Людмилой Целиковской, начинающий актер едва не угодил под суд, после чего ему пришлось уехать из Москвы, и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили. В течение двух лет он играл там в массовке. Денег катастрофически не хватало, поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать на стороне. Он начал сниматься в кино, ролей было не так уж мало, но славы они Арчилу не принесли. Тем временем возраст актёра подходил к сорока годам. За это время он женился, и у него появилось двое сыновей.

Всесоюзная слава пришла к актёру в 1971 году, когда он исполнил роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа Ильфа и Петрова. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актёров по всей стране. Перед его взором прошли 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие актеры. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.

Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдёт! Фарта не будет!». И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съёмки - Высоцкий ушёл в загул. Леонид Иович даже уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой телёнок» малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.

Гомиашвили в 1958 году, ещё задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому телёнку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актёра (он сам играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то, в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съёмок. «Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, то посмотреть на мою белую фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».

Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог уговорить Арчила Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:

- Почему Бендером будет грузин?

- Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? - среагировал Гайдай.

В итоге Арчил Гомиашвили всё же был утверждён на роль. Интересно то, что во время съёмок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту - всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни режиссёра. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? - говорил актёр под конец жизни. - А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до «Двенадцати стульев» женился на девушке, которая была младше меня на 24 года. К тому же балериной. До этого я развелся первой женой, наш брак не спасли даже дети. Хорошо, что сыновья со временем поняли меня и простили».

«Когда я увидел фильм, он мне не понравился»

Во время съёмок на трактовку личности Бендера у Арчила Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, - рассказывал Арчил Михайлович Гомиашвили. - Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу - как в «Золотом телёнке». Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: «Киса, мы одни, никто нас не любит». Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак - и зритель снова смеётся. На таком решении настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Мы не разговаривали с Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры «Двенадцати стульев» Марка Захарова: «Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление».

Обострившиеся отношения между актёром и режиссёром получили своё продолжение после процесса озвучания фильма. Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа озвучил актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера спел Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актёра. После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актёров советского кино и был приглашён на приём в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена шикарная жилплощадь в Москве - бывшая трёхкомнатная квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в «доме на набережной».

Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звёздные роли в известнейших лентах. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, несмотря на покупку одного из первых «Мерседесов» в Москве (по словам Гомиашвили, в те годы он был единственным обладателем такой машины, потом она появилась у сына Щёлокова, затем у шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть позже у Владимира Высоцкого) и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось - судьба как будто нарочно не давала ему звёздных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать «17 мгновений весны», Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: «Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным», - но оскорблённый актёр отказался, оставшись в итоге ни с чем.

«Или пан, или пропал!»

В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил: «Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я своё отыграл. И в кино, и в жизни», - и ушёл из столичного театра, начав заниматься бизнесом.

Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актёра. В конце 1980-х годов в Западном Берлине он встретился с 75-летним миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелёгкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок на мусорках) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и... «По дороге на очередную встречу я вдруг понял: не видать мне финансирования и вообще - эта встреча будет последней. В ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял последние сто марок на фишки и решил сыграть во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или пропал! Поставил все деньги на цифру 23, поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную ячейку. Повторил - и получилось то же самое. В итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое состояние!».

Между тем, это было не последнее берлинское везение артиста. Так как идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил по-своему отблагодарить его, и подарил ему десять игровых залов, каждый из них представлял собой несколько комнат с гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и массой музыкальных и игровых автоматов. Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные деньги. На эти деньги он даже смог открыть в Западном Берлине галерею.

Однако Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину. Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 году актёр стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве и стал генеральным директором клуба «Золотой Остап», который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996-м и в 1997-м годах был признан лучшим в Европе.

О себе Арчил Михайлович говорил: «Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. Два сына от первого брака и две дочки от второго – это моя особая гордость. Кроме того, у меня есть любимая и любящая жена, которая умеет прощать мне мои слабости».

В последние годы Арчил Михайлович Гомиашвили много болел, в 2004 году у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: «Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня - из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!

Почти тридцать лет — это целая жизнь, и я её прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Да и ресторан, названный в честь Остапа, — моё детище. Я нахожу между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги». Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 года.

На панихиде Эммануил Виторган сказал, что зрители в основном помнят Гомиашвили как гениального исполнителя роли Остапа Бендера. Но самая главная его роль - хорошего человека, которую он потрясающе исполнил в своей жизни.

Он совсем немного не дожил до своего 80-летия и был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: «Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, - в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года - другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал...»


Реклама на сайте



При подготовке статьи использовались следующие источники:
http://akter.kulichki.net/publ/gomiaschvili_arch.htm
http://iledebeaute.ru/love/2011/3/23/15233/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гомиашвили,_Арчил_Михайлович
http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/gomiashvili/history1.html
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=675

Читайте ещё на нашем сайте - Алексей Жарков

Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 18/03/2016

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Михаил Горбачев

Михаил Горбачев

Опубликовано: 18/03/2014

Развалины Берлинской стены и антиалкогольная кампания, окончание холодной войны и пустые полки наших магазинов. Человек, с именем которого тесно связаны эти воспоминания, на днях отметил свое 83-летие...

Алкоголики - ну просто звери!

Алкоголики - ну просто звери!

Опубликовано: 08/10/2003

Почему-то считается, что только человеку свойственно предаваться различным порокам, в том числе и такому древнему, как пьянство. Мы действительно пьем много и охотно: и с горя, и с радости, и по повод...

Смешные короткие истории из жизни 23-04-2013

Смешные короткие истории из жизни 23-04-2013

Опубликовано: 23/04/2013

Сын 7 лет:

- Мама я тебя сильно - сильно люблю.

- Как сильно?

- Сильнее чем макароны по-флотски!