Всеволод Ларионов - изображение

Актерская карьера Всеволода Ларионова началась, когда ему еще не было двадцати. В 1945 году он сыграл Дика Сэнда в фильме Василия Журавлева «Пятнадцатилетний капитан». Уже первая роль принесла Ларионову огромную известность, ведь фильм посмотрело более 17 миллионов зрителей. Казалось бы, такой триумф должен был пробудить в Ларионове желание немедленно заняться своей артистической карьерой. Но нет! Молодой человек поступил в Московский авиационный институт, и некоторое время проучился там. Однако тяга к театральному искусству взяла в душе Ларионова верх, пусть и не сразу.

Всеволод Ларионов родился 11 сентября 1928 года в Москве. Его дед был артистом императорских театров. Уже много лет спустя, став знаменитым актером, Всеволод Ларионов не расставался с портретом деда – портрет этот неизменно стоял на гримерном столике Ларионова, словно служа не только доброй памятью, но и добрым талисманом. Мама Всеволода была родом из обрусевших немцев, переселившихся в Россию еще при Петре I. Семья Ларионовых состояла в родстве с Толстыми и Мамонтовыми. Кроме того, Всеволод Ларионов был племянником знаменитой актрисы Софьи Гиацинтовой.

Актерская карьера Всеволода Ларионова началась в 1945 году. Семнадцатилетним юношей снялся в роли Дика Сенда в детском приключенческом фильме «Пятнадцатилетний капитан». Эта работа принесла ему всесоюзную известность. Благородный и отважный юный капитан на долгие послевоенные десятилетия сделался кумиром всех мальчишек. А ведь могло все быть совершенно иначе…

Киностудия «Союздетфильм» мучительно искала исполнителя главной роли для фильма «Пятнадцатилетний капитан». А мальчик на эту роль все не находился. Известный поэт Евгений Евтушенко (тогда, конечно, не поэт, а просто Женя) был одним из многочисленных соискателей. Но выбрали другого - худенького кучерявого Севу. Это и определило его судьбу. А Евтушенко - как потом сам он рассказывал в одном из интервью - очень обиделся, но виду не подал. Стал поэтом. А Всеволод Ларионов - актером. Но молоденький «Капитан» сыграл с Ларионовым недобрую шутку. Благодаря ему Всеволод Дмитриевич чуть не стал актером одной роли: подрос, потерял детское обаяние, а с ним - и интерес киношников.

Некоторое время Всеволод Ларионов учился в Московском авиационном институте, но любовь к театру привела его в театральное училище при театре имени Ленинского комсомола, которое в 1950 году он благополучно окончил и стал актером «Ленкома».

Успех дебютных киноработ помог ему, и он сразу стал одним из ведущих актеров. Ларионов был задействован практически во всех постановках Анатолия Эфроса, среди которых были спектакли «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «Чайка». И у Марка Захарова в постановках «Тиль», «Иванов», «Мудрец» и «Поминальная молитва».

Выбор театрального вуза определил всю дальнейшую судьбу актера, как в театре, так и в кинематографе. На подмостках этого театра Ларионов проработал более полувека и проявил самобытный комедийный талант. Среди его работ на сцене также была роль Бориса в спектакле «Колесо счастья», роль Вано в спектакле «Парень из нашего города», роль Полежаева в спектакле «Беспокойная старость» и роль Мамаева спектакле «Мудрец». Ларионова отличала особая, только ему присущая мягкость сценической игры. Внешне он умел быть и вальяжным, и мешковатым, и внутренний мир своих персонажей мог представить в самых разных и противоречивых тонах.

Мастер отрицательных ролей

После удачного кинодебюта Всеволод Ларионов снялся еще в нескольких картинах, а затем, в конце 1950-х годов, внезапно исчез с экранов. Симпатичный интеллигентный молодой человек ничем не останавливал их взгляд... Ларионов мучился: в чем дело? Ведь талант никуда не делся? Друзья сочувствовали: «Фактурки тебе не хватает!». Ларионов играл в театре и все чаще топил недовольство в стакане. Тяжелел, на лице появлялись морщины, под глазами - круги... И вот в этом своем новом качестве - умудренного жизнью вальяжного циника, «интересного мужчины в возрасте» - он вдруг снова оказался востребован.

В конце 1970-х годов он играл в основном отрицательные роли. Это не удивительно. С такими внешними данными в советском кино можно было играть коварных негодяев, иностранных шпионов и карточных шулеров, что Ларионов с большим успехом и делал. Подлецы ему удавались отменно, и более чем за 50 лет он переиграл их великое множество. Среди его работ на экране особенно выделялись тщеславный Охотник в «Обыкновенном чуде», продажный судья Белс в фильме «Тот самый Мюнхгаузен».

Однажды в «Ленкоме» репетировали Чехова, и Марк Захаров заметил: «Здесь авторская ремарка: «Играет на виолончели». «Смотрю – на следующий день притаскивает виолончель и играет. Плохо, потом все лучше и лучше и к премьере играет на виолончели», – вспоминает худрук театра «Ленком». «В «Поминальной молитве» очень смешно и очень трогательно. Когда он уезжал в эмиграцию в конце спектакля, были слезы и у него, и у зрителей текли слезы. И провожали его аплодисментами», – продолжал Захаров.

Он был великолепным партнером. «Это было прекрасное время на сцене, потому что с ним было очень легко. Хотя я был совсем молодой и неопытный начинающий артист, но было легко. Какая-то атмосфера рядом с ним была озорная, юморная, глаз горел. В то же время казалось, что, если что, то он выручит», – рассказывал артист Александр Лазарев.

В 1980-е годы после успеха Захаровских лент Ларионов начал сниматься в трех-пяти фильмах в год. Среди них были картины «Родня», «Защитник Седов» и «Интердевочка». Хотя главных ролей в жизни Ларионова было не очень много, зато ему повезло сняться в доброй половине кинохитов советского проката. Среди других работ актера стоит отметить роли Фёдора Николаевича в «Сибириаде», Ушакова в «Демидовых», инквизитора в «Осаде Венеции», второго мужа в «Очах чёрных», полковника Гаврилова в «Русской певице», князя Розанова-Раздорского в «Чокнутых», Проскурякова в «Огарева, 6» и Изнурёнкова в «12 стульях».

Одной из последних ролей Ларионова на телевидении был телесериал «Горячев и другие», где он исполнил роль мафиози. По его словам, представители криминальных структур даже обращались к нему за советами.

Ларионов много работал на дубляже. Он прекрасно управлял голосом, и был одним из лучших актёров озвучивания. Ларионов - это капризный попугай из мультфильма «38 попугаев», и профессор Селезнёв из «Тайны третьей планеты» - эти роли обеспечили Всеволоду Дмитриевичу любовь младшего поколения на долгие годы и десятилетия.

Благородный отец

Друзья и близкие звали его просто - Вока. Имя на первый взгляд странное, но для тех, кто знал историю семьи Ларионовых, понятное и объяснимое. Ларионовы - известные рязанские промышленники - были в родстве с Мамонтовыми. А в семье последних всех Всеволодов было принято Воками величать.

Друзья по цеху говорят, что Всеволод Ларионов был жуткий матерщинник. Но матерщинник вдохновенный. Никогда зло и похабно не ругался, а умел ввернуть острое словцо так гармонично, что даже и обидеться было не на что. Кое-кто из актеров пытался Всеволоду Дмитриевичу подражать, но ни у кого не получилось. На завистливые же замечания блюстителей чистоты языка отмахивался: «Поздно мне перевоспитываться!».

Как-то тяжело заболела приятельница Ларионова еще со времен школы-студии актерского мастерства Маргарита Лифанова. Ларионов проведывал, непрерывно справляясь о самочувствии. А однажды звонит и говорит таинственным голосом: «Рита! Есть рецепт! Беги за бумагой, записывай! Моя матушка уверяет, что во время воспаления легких надо чаще... С мужем того... Понимаешь?» - когда актриса заболела в очередной раз, он снова поймал ее на ту же «удочку».

Он любил смешить, блистал в капустниках, которые устраивали Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Он острил на дозволенные и недозволенные темы – эту грань Всеволод Ларионов знал очень хорошо, но относился к ней с иронией и неизменным юмором. «Ларионов на гастролях был любимцем и также необыкновенным обожателем розыгрышей», – вспоминал Михаил Державин.

Почему-то в театре Ларионова за глаза называли «Благородным отцом» - хотя часто папаш он не играл. Наверное, все-таки дело тут не в ролях, а в характере. Бывало, принесет на работу облепихи из собственного сада и начинает по-отцовски всех ею потчевать. А еще фактурная внешность, грустный взгляд, степенность движений. Ну чем не отец большого семейства? Да он и на самом деле был таковым - опекая дочь и жену до последнего момента, пока болезнь основательно не расположилась у изголовья его кровати.

P.S. В конце жизни последние несколько лет из-за тяжелой болезни Ларионов провел вне театра. Всеволод Ларионов ушел из жизни 8 октября 2000 года в собственной квартире. Много лет спустя его друзья озвучили две основные причины смерти Ларионова - болезнь и алкоголь. Возможно, они и связаны между собой, но теперь уж не нам об этом судить. Говорят, запил основательно Всеволод Дмитриевич, попав в стандартный актерский «переплет». Когда много-много лет назад коллектив «Ленкома» свергал одного режиссера и избирал другого, Ларионов оказался не в той команде, сильно переживал, вот и запил. Пил долго и много, и как результат - болезнь.

Вторая, более гуманная, версия повествует о том, что Вока упал на даче, довольно сильно ударившись головой. С тех самых пор и начал прогрессировать у него рассеянный склероз. Так или иначе, в последние полтора-два года жена актера и его дочь упорно изолировали его от коллег и друзей. К телефону его не подзывали, а тем, кто хотел проведать друга лично, говорили, что видеть он никого не желает.

Возможно, началом его ухода послужил один уже подзабытый в театре случай. Рассказывают, Ларионов в один из последних месяцев работы в театре побоялся выходить на сцену и вроде даже роль забыл. Подумаешь - с кем не случается. А он почему-то очень испугался. Вспомнил вдруг, что произошло такое и с Татьяной Пельтцер. Ходил к невропатологу - не помогло...

«Как жить дальше?» Этот вопрос не покидал актера, когда он официально ушел на пенсию. Театр, конечно, помогал, выплачивая ежемесячно деньги из фонда Леонова, но и уложиться в эту сумму с его болезнью и давно не работающей женой было трудно. Как-то, в первые дни заслуженного «отдыха», он позвонил коллеге, тоже пенсионеру, осторожно поинтересовался: «Слушай, а на пенсию прожить можно?» «Можно, - ответил коллега, - вспомни нашу студенческую молодость, как жили на копейки. Вспомни, как ты в пальто, перешитом из шинели, щеголял. Слушай, Вока, хочешь, я к вам заеду, тортик куплю...» «Приезжай, конечно, - обрадовался Ларионов, - но тортика не надо. Это же так дорого...»

Всеволод Ларионов уходил тяжело, но для миллионов зрителей он так и остался юным пятнадцатилетним капитаном.


Реклама на сайте



При подготовке статьи использовались следующие источники:
http://www.lenkom-bilet.su/actor-archive/vsevolod-larionov/
https://www.youtube.com/watch?v=DeGHrwrpt5Q
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=164
http://www.rusactors.ru/l/larionov/

Читайте ещё на нашем сайте - Гарри Уэльский: принц-хулиган

Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 06/09/2014

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Сергей Пенкин - Принц Cеребрянный.

Сергей Пенкин - Принц Cеребрянный.

Опубликовано: 08/10/2003

Песенный репертуар Сергея разнообразен: произведения русской и зарубежной классики, народные песни в современной обработке, популярные песни зарубежной эстрады, произведения отечественных композиторов...

Медицинский центр Израиля

Медицинский центр Израиля

Опубликовано: 27/04/2004

Медицинский центр TelTop специализируется на проведении программ диагностики и лечения в Израиле для пациентов из стран бывшего Советского Союза. Лечение в нашем центре в Израиле - это последние дости...

Взлет и падение одного символа

Взлет и падение одного символа

Опубликовано: 27/04/2004

Символ этот настолько древний, что никто не может сказать, когда он появился. Археологи датируют самые ранние его изображения шестым тысячелетием до нашей эры. За последний десяток тысяч лет во всех с...