Николай Басков, юноша с приятной внешностью и сладким, почти необработанным голосом - сегодня, увы, явление коммерческого, а не художественного порядка. Я очень опасаюсь, что мы вряд ли услышим когда-нибудь сенсационное исполнение им полноценных партий в какой-либо опере. Если бы этот молодой человек готовил себя для большой оперной карьеры, для больших партий, он бы не мелькал на эстраде, меняя костюмчики и рубашечки в три раза чаще любой примадонны, но лишь упорно нарабатывал профессиональные навыки и мастерство, выравнивая тембр и укрепляя дыхание некрепкого от природы голоса.

Артист - это лишь раскрутка?

И это нормально: если современного землянина убеждают: 'Человек есть то, что он ест', то естественным продолжением этой логики будет формула: артист - это его раскрутка, и ничто более.

Хотя, конечно, из ничего не выйдет ничего, и не надо быть Шекспиром, чтобы до этого додуматься. Просто продюсеры и раскрутчики Баскова нашли действительно идеальную нишу. Народ у нас сейчас ужасно тоскует по духовности, а духовность по-прежнему отождествляет с пресловутым 'шоб красиво', с 'Неизвестной' Крамского (ее отчего-то упорно называют 'Незнакомкой') и с конфетными коробками 'Ассорти'. И в этом смысле Николай Басков (которому за избыточность раскрутки уже придумали сценический псевдоним Баксов) - явление вполне закономерное.

Не захлебнитесь от восторга!

В бесчисленных материалах о Николае Баскове непременно присутствует фраза о том, что 'творчество молодого певца раскололо аудиторию на страстных поклонников и непримиримых противников'.

Но почитайте письма в редакции, приходящие в адрес Баскова, зайдите на представительный интернетовский чат, где обсуждаются насущные проблемы российской серьезной музыки, посетите официальный и неофициальные сайты Баскова - и в глаза вам бросится потрясающая разница между теми, кто захлебывается восторгами по поводу молодого исполнителя, и теми, кто относится к нему настороженно. Последние пишут грамотно. Защитники же Баскова на каждом шагу обзывают своих оппонентов 'зависливыми снобами', утверждают, что Николай 'обязательно состоиться как русский Каррузо ХХI века' (орфографию я, само собой, сохраняю), а заодно обвиняют недоброжелателей Баскова в подкупленности. Зато народ, который не купишь... О, народ в отличие от снобов души не чает в своем кумире! Овации после премьеры 'Онегина' в Большом продолжались пять... десять... двадцать минут! Сцена ГЦКЗ 'Россия' была завалена живыми цветами! Поклонницы от восьми до восьмидесяти убиваются за автограф!

Немудрено, что и сам Басков в многочисленных интервью отзывается о себе и своем творчестве с крайним пиететом. Не мной замечено, что человек, употребляющий словосочетания 'мое творчество', 'мое искусство', в девяноста случаях из ста - напыщенная бездарь. 'В детстве помню себя заводилой'. 'Богатым я не стал, зато приобрел миллионы поклонников'. 'Удивительное дело: появившись на большой сцене лишь в сентябре прошлого года и не успев ничего сказать и сделать, я уже попал под яростную критику'. И впрямь удивительно: как можно - меня, такого хорошего... 'Когда я пою Ленского, театр набит битком. Вот уж билетные спекулянты довольны!' 'Я нравлюсь разножанровым женщинам'. 'С детства я чувствовал, что в этом мире что-то меня оберегает' (уже и Господь записался в поклонники Баскова!). 'Играя в боулинг, разряжаюсь. Представляю вместо кеглей своих противников и ударяю по ним со всей силы'. Не позавидуешь этим врагам, восставшим против юного гения, миллионов его поклонников и самого Бога!

Мнение слушателей:

Коля Басков. С детства раскормленный мальчик. И, о чудо!!!, у ребенка обнаружился ГОЛОС и все должны его услышать!!! К тому же у него такое прекрасное круглое лицо, здоровый румянец. Многие мамы хотели бы такого жениха для своих доченек, да и сами бы, по любому не проч. Прекрасный коммерческий проект, не хуже, чем Руки вверх. Свет в окошке от Баскова, как от лампочки ватт в 20, вкрученной заботливыми руками папы.

За что страдает классическое искусство?

Впрочем, достаточно раскрыть любое интервью Баскова или посмотреть любое шоу с его участием, чтобы понять, до какой степени 'Золотой голос России' не умеет себя вести. Самодовольство так и сияет на его круглом лице, с которого не сходит приклеенная рекламная улыбка. Во взгляде - отеческое снисхождение, с которым он смотрел и на Монтсеррат Кабалье (в то время как она, не особенно напрягаясь, запросто заглушала его, покрасневшего от усилий). Повторяю, речь в этой статье идет никак не о природных данных самого Баскова, хотя можно спорить и о них: знатоки оперного искусства отнюдь не склонны считать Николая надеждой отечественного вокала. Музыкальные критики отмечают и скрипучие низы, и - увы, традиционное для России - пение 'в нос', и форсирование голоса, временами зашкаливающего в область писка; в роли Ленского от Баскова требовались не только вокальные данные, но и драматическое мастерство, а с ним, как оказалось, все обстоит еще печальнее, нежели со скромностью. Гримасничанье, более чем посредственная пластика, ученическая старательность, чередующаяся с эстрадной развязностью любимца публики, - все это бросается в глаза всякому, кому больше восемнадцати лет и кто пришел слушать Чайковского, а не 'Золотой голос России' образца 2000 года. Поклонницы Баскова в самом деле очень агрессивны - им не слабо кричать 'браво!' и по сорок минут, превращая Большой театр в стадион, но не следует путать их чувства с любовью к классической музыке.

Никто не предъявил бы к Баскову ни малейших претензий, ограничься он попсой, как поступил в свое время его эстрадный близнец Юлиан. Увы, классическим примером того, что делает Басков с классикой - пусть не оперной, пусть, для наглядности, эстрадной, - стал в его устах знаменитый некогда хит Руссоса Goodbye, my love, goodbye. Во времена, когда эта песня покорила мир, на Западе было принято худо-бедно заботиться о текстах, и песня Руссоса написана на очень приличные, временами почти трагические стихи о мужчине, который ни с кем не может оставаться надолго, потому что его влекут странствия, манят далекие звезды над неведомыми землями: То, что с кукольным страданием поет Басков, сочинено его другом Дельфином и звучит так: 'Легкий ветер с губ твоих, как листок, сорвал слова. Не забыть ночей былых. Я один, и ты одна. Прощай, любовь, прощай, вернуться обещай, вернуться обещай, любовь, на долгие года. Прощай, любовь, прощай, вернуться обещай, вернуться обещай, любовь, я буду ждать тебя. Все замрет в тиши ночной, небо ждет рожденья дня. Отблеск солнца золотой забелеет (?! - Д.Б.) без тебя. Прощай, любовь, прощай' и пр.

Карузо для идиотов займется политикой.

Даже серьезные критики склонны отделываться дежурным аргументом: 'Ну и пусть у дураков будет свой Карузо. Все лучше, чем петь 'Ковыляй потихонечку'. Нет, господа хорошие, не лучше. 'Ковыляй потихонечку' - по крайней мере чистый жанр, ни на что другое не претендующий. Басков же своими прикосновениями компрометирует само понятие серьезного искусства, одновременно внушая восторженным дурочкам, что они к чему-то приобщились. Послушайте, как они пишут о своем кумире: 'Слушая Николая, в меня входит что-то огромное: Меня словно уносит Вечность, я вижу Бесконечность и растворяюсь в чем-то невыразимо прекрасТном:' Ну, скатертью дорога. Приятного препровождения Вечности в Бесконечности, с чем-то огромным внутри. Но с какой стати, интересно, мы так уверены, что идиотам нужен свой герой? Может, хватит поощрять эту опасную потребность? Потому что все кошмары двадцатого века именно этой снисходительностью и были порождены: оставьте, глупцу нужен кумир: К сожалению, кумир глупца очень быстро перестает оценивать себя сколько-нибудь адекватно. Уже сейчас в нескольких интервью он не исключил для себя возможности политической деятельности (и непременно в качестве лидера - с детства, шельмец, был заводилой!).

Мнение зрителей:

Ну, ВЫ ДАЕТЕ, ГОСПОДА!

Зачем спорить о Баскове и о чудном его голосе, если он, оперный, вроде бы, певец, все время на эстраде тусуется?

Монсеррат перешла на эстрадные концерты потому, что старенькая уже, и полностью оперный спектакль потянуть не может - силы не те. А этот-то что, козлик молодой? Значит, и у него та же проблема - не хватает его 'золотого голоса'.

А среди наших эстрадных 'мега-звезд' у Баскова, ясное дело, конкурентов нет, потому как большинство из них вообще петь не могут. Вот он и производит впечатление чуда невиданного на тех, кто раньше какого-нибудь Губина слушал.

Главное - шоб усе было красиво!

Почему же он так нравится ИМЕННО бездарным, агрессивным и нетерпимым к чужому мнению? Да потому, что из всей обширной аудитории нашей музыкальной попсы Басков точно попадает в наиболее отвратительную ее часть: в тех, кто при минимуме образования и талантов претендует на духовность. На близость к эскюсству. На понимание красоты. В живописи таким людям нравятся Шишкин, Лактионов и Шилов (Глазунов уже сложноват), в прозе - Анатолий Иванов, в кинематографе - фильмы Евгения Матвеева. А в музыке - Басков. Надо ли удивляться, что в числе поклонников нашего героя - спикер Госдумы Геннадий Селезнев и вице-мэр Москвы Валерий Шанцев? Та самая категория населения, которая любит, шоб красиво, - очень давно у нас не получала никакой пищи. Правильно заметил один музыкальный критик: что вы хотите, Басков - естественный результат засилья групп 'Руку свело', 'Ноги вверх' и пр. Он нашел нишу, заполнил ее целиком и меняться не собирается: 'красиво' он уже умеет.

Об этом не стоило бы говорить, окажись перед нами просто еще одна неудачная попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, совместить пошлость и высокое искусство, массовость и элитарность. Лишний раз доказывать бесперспективность попыток добыть четыре килограмма повидла из двух килограммов повидла и двух навоза - занятие для ну очень трудолюбивых людей. Но случай Баскова сложней и опасней. Перед нами - попытка навязать стране новый эталон духовности и красоты. Тот факт, что современная рекламная раскрутка по интенсивности и грубости воздействия сопоставима с тоталитарной пропагандой самых густопсовых советских времен, - давно ни для кого не новость. Опираясь на авторитет миллионов, сторонники Баскова неустанно доказывают право нации на эстетическую тупость, душевную неразвитость - ибо ничем другим объяснить серьезного отношения к басковскому творчеству нельзя. У нас уже есть квазинародная певица - Надежда Бабкина с ее бесшабашностью, буйством и невыносимой вульгарностью (и остатками таланта при всем этом); теперь есть и квазиклассик, мальчик с конфетной коробки, ни в чем не сомневающийся розовый пупс, раскрутчики которого не остановятся ни перед чем.

Вперед, Басков!

А ведь Басков уже не исключил для себя занятий политикой. И трудно поверить, что он откажется выступить в поддержку того или иного кандидата. И будет говорить, что духовная молодежь России в его лице свой выбор сделала. Дело в том, что при сегодняшних раскруточных технологиях никого уже не волнует непреодолимый барьер между политикой и искусством: и то, и другое делается одинаково агрессивными средствами и в равной степени отвращает человека с зачатками вкуса. Главным показателем успеха становится массовость, все прочие критерии отринуты - хотя в сознании думающей части страны (и прослойка эта никуда не девается, все растет, несмотря на усердное оболванивание) именно массовый успех давно уже означает какую-то внутреннюю гниль, беспомощность, фарс: В этом смысле даже неизменно высокий рейтинг Путина в глазах интеллигенции становится главным аргументом против главы государства. И чем больше повсюду будет Баскова, тем быстрее от него начнет тошнить.

В этом, пожалуй, главный и самый несомненный плюс раскрутки нашего золотого мальчика. Вперед, Басков! Молчите, недоброжелатели! Не пройдет и года, как музыкальной индустрии придется срочно штамповать нового пупса - этот, вероятно, в соответствии с новыми временами запоет басом и будет сочетать арию Мефистофеля с хитом семидесятых 'Знаете, каким он парнем был'.

При подготовке статьи использовалась работа Дмитрия Быкова 'Пупс'.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни
Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 08/10/2003

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Откровения Анны Самохиной

Откровения Анны Самохиной

Опубликовано: 05/12/2003

Мое детство нельзя назвать безоблачным. Выросла я в Череповце. Промышленный район, сплошные заводы. Папа работал сталелитейщиком, пил, как и все вокруг, и к тридцати двум годам превратился в алкоголик...

Я видел в зеркале старинном…

Я видел в зеркале старинном…

Опубликовано: 23/12/2015

Агата Кристи (псевдоним Мэри Уэстмакотт, 1890–1976) — известная английская писательница, автор более шестидесяти романов, тридцати пьес и множества детективных рассказов. Менее известны её произведени...

Валгалла переезжает в Арлингтон

Валгалла переезжает в Арлингтон

Опубликовано: 05/12/2003

Знаете ли вы о том, что прах Савитри Дэви, сподвижницы Гитлера и одной из самых почитаемых неонацистами женщин, покоится не где-нибудь, а на известнейшем Арлингтонском кладбище в США?

По русским ме...