Биография Ахтема Сейтаблаева словно воплотила современные вехи истории крымскотатарского народа. Он родился вблизи Ташкента - местах, куда сталинисты депортировали крымских татар во время Второй мировой войны. Во времена перестройки вернулся вместе с семьей в Крым, работал в Симферопольском крымскотатарском музыкально-драматическом театре. А потом, после переезда в столицу, стал активно популяризировать крымскотатарскую культуру.
Ахтем Сейтаблаев родился в городе Янгиюль (недалеко от Ташкента) 11 декабря 1972 года. Его маму зовут Суфие, на протяжении двух веков ее род был тесно связан с искусством — в семье были и актеры, и певцы. Старший мамин брат был композитором и одним из основателей ансамбля «Хайтарма». Предки по отцовской линии были землевладельцами. Их вотчина находилась под Севастополем, в нынешней Орловке. Это были военные, крымско-татарские дворяне. В первую волну эмиграции их семья уехала в Турцию, потом вернулась в Крым, после снова уехала в Турцию. Там у него есть родственники. В советское время род матери Ахтема Сейтаблаева был депортирован на Урал, а семья отца — в Среднюю Азию. Ближе к концу 50-х, когда был снят комендантский режим и появилась возможность выезжать за территорию лагеря, семья матери перебралась в Таджикистан. Там его мать окончила там музучилище, поступила в театральное училище и познакомилась с его отцом. Семья в 1989 году переезжает из Узбекистана в Крым, где Ахтем получает актерское образование. После он закончил отделение режиссуры и драматургии Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого: «Именно в режиссуре я нашел себя. Каждый мой фильм чем-то дорог мне. Например, фильм «Хайтарма» («Возвращение») — о депортации крымских татар в годы Великой Отечественной войны. Тема депортации близка моим родным. Я советовался с моими родителями, ведь они тоже были депортированы — маме было тогда 6 лет, отцу 4 года. И потом — нет ни одной крымско-татарской семьи, которая этого избежала — все поголовно были депортированы. Идея о возникновении у крымских татар своего кинематографа не нова, первый немой черно-белый фильм появился еще в 20-е годы прошлого века. И желание рассказать о том, что с нами произошло, посредством кино, витало в воздухе уже очень давно — просто конкретно мне повезло. Да и сценарий фильма особо придумывать уже не надо было. Мы опирались, по сути, на два документальных факта: первый — это депортация 18 мая 1944 года, и второй факт — что именно в эти самые дни герой СССР, летчик-истребитель Аметхан Султан как раз освобождал Крым в составе своего полка от немецких захватчиков.
Конечно, я консультировался с родителями — они обогатили сюжет множеством достоверных деталей. Например, в эпизоде ближе к финалу, когда старики в вагоне поднимают вверх детей — об этом мне рассказывала мама — вагоны были так плотно укомплектованы людьми, что не то что сидеть — стоять было негде, и внизу воздуха не хватало. Тела тех, кто задыхался, на коротких остановках просто выбрасывали, потому что не было времени хоронить.
Я ощущал ответственность и внутреннее давление во время работы над фильмом. Но мы провели достаточно подробный подготовительный период. На самом деле, мы хотели снять про живых людей. Аметхану ведь, как и его друзьям, в 44-м году было всего по 24 года. И мы хотели рассказать, в первую очередь, человеческие истории — со своими переживаниями, любовью, надеждами, трагедиями; истории людей, для которых человеческое достоинство, офицерская честь и мужская дружба — не пустые слова. И их «гусарство» в поведении, этакая бравада, была просто способом совладания со вполне реальным страхом смерти, когда на войне каждый твой вылет может стать последним».
Еще большую популярность Ахтем Сейтаблаев завоевал став ведущим проекта «Храбрые сердца» на телеканале «1+1». Проект показал легендарных «киборгов» без брони - в мирной жизни они оказались учителями, бизнесменами, металлургами, таксистами и даже знаменитыми учеными: «В проекте «Храбрые сердца» актерский опыт, чаще всего, играл со мной злую шутку. Я так подключался к процессу, что временами не мог дальше вести программу, и просто не мог говорить! Вот этот момент дистанции мне дается достаточно сложно. Я много слышал критики в свой адрес — мол, ведущий не тянет. И почему он чуть не плачет и женщинам руки целует? А у нас, крымских татар, считается признаком неуважения, если ты не целуешь женщине руку. Тем более, если она старше тебя. Это элементарные вещи, которые с детства в крови».
В этом году Ахтем Сеитаблаев стал призером шоу «Танцы со звездами». Со своей партнершей Аленой Шоптенко он показал немало прекрасных танцевальных постановок. Однако самым трогательным номером оказалось выступление Артема и маленькой Ярославы. Во время эфира Сеитаблаев осуществил мечту девочки, которая с детства прикована к инвалидной коляске. Ярослава всегда мечтала о большой сцене и хотела станцевать на главном паркете страны. Нежный танец вызвал слезы судей, а также растрогал всех присутствующих в зале. Отметим, что мечта Аси стала реальностью благодаря проекту «Здійсни мрію», куратором которого является ведущая «1+1» Лидия Таран.
Новый фильм
Новый фильм Ахтема Сейтаблаева «Киборги» о мужественных бойцах, стоявших насмерть в Донецком аэропорту выйдет на большой экран 6 декабря — в День Вооруженных Сил Украины. Именно защитникам нашей страны посвящена новая работа режиссера.
Художником-постановщиком полнометражной художественной картины стал Шевкет Сейдаметов. Специально для съемок «Киборгов» под Киевом воссоздали интерьеры Донецкого аэропорта, а кадры боев на взлетной полосе отсняли в Чернигове, где был построен фасад уже уничтоженного здания.
Сценарий фильма построен исключительно на реальных событиях. Его автором является Наталья Ворожбит. В двухчасовой ленте отображены все 242 дня самоотверженной обороны Донецкого аэропорта. По словам режиссера, за каждым героем на экране стоит реальный воин, защищавший Донецкий аэропорт в бурном 2014 году.
В съемках картины приняли участие вместе с профессиональными актерами настоящие военные: Евгений Жуков, Андрей Шараскин, Александр Трепак и многие другие. Идея снять эту ленту у Ахтема Сейтаблаева родилась еще во время проекта «Храбрые сердца» на канале «2+2». В студии режиссер встретил многих известных героев, истории которых достойны экранизации: «Ребята («киборги») ежедневно приезжали к нам на съемки, за что я им очень благодарен, — рассказал Ахтем Сейтаблаев перед премьерой. — Присутствие настоящих «киборгов» на площадке стало очень хорошей мотивацией для актеров, исполняющих их роли. «Киборги» — это не трагедия, это жизнеутверждающий фильм о мире, который рождается во время войны. В картине много юмора и надежды». Саундтреком к фильму стала песня группы «Океан Эльзы» «Не твоя війна». Певец так объясняет выбор именно этой песни: «Многие спрашивают почему именно такая формулировка «не твоя». Но разве это мы начали войну, разве мы ее готовили? Разве это мы пришли на чужую землю с оружием? Нет! Не мы войну начали, но мы приняли этот вызов и именно мы ее победно закончим!»
«Мужчины, как говорится, правят миром, но оставь нас на один день без женщин — и все рухнет!»
Свою личную жизнь Ахтем Сейтаблаев скрывает. Известно, что он женат на продюсере Иванне Дядюре, куме известного украинского шоумена Игоря Кондратюка.
У Ахтема есть взрослая дочь Назлы и двое младших детей — сын Филипп и младшая дочка Софие. После завершения проекта «Танцы со звездами» Ахтем опубликовал в своем «Инстаграме» милые семейные фото с детьми, подписав их: «Батькiвське щастя! Дiти ростуть!». Дети Сейтаблаева остались жить с матерью — первой супругой Ахтема — в Крыму, но иногда приезжают к отцу в Киев.
У старшей дочери Назлы в активе уже полтора десятка фильмов - она начала сниматься с четырех лет, дебютировав вместе с отцом у Олеся Санина в «Мамае». В «Хайтарме» Назлы играла сестру главного героя. Филипп снимался у отца в двух фильмах - в эпизодах. Самая младшая - Софие. Дома ее называют Софи. Она участвует во всевозможных акциях, секциях, кружках и группах, рисует, поет и танцует: «У меня есть предположение, что Софи попадет в артистическую среду. У нее ведь и дедушка по маме — режиссер, и мама занимается кино и телевидением, и папа, как видите, тоже».
Иванна — продюсер всех его фильмов: «Мы регулярно даем друг другу слово, что в последний раз на одной площадке, но снова начинаем работать вместе! А все потому, что более строгого цензора я не встречал. Причем критика не прекращается ни на площадке, ни дома. Это сложно выдержать. В первую очередь ей. Я — человек, склонный к компромиссам, мне важно, чтобы все на съемках чувствовали себя комфортно, но бывает, тоже пью кровь и порчу нервы. Мужчины, как говорится, правят миром, но оставь нас на один день без женщин — и все рухнет! Есть такое утверждение, что лицо мужчины — это женщина, которая рядом с ним».
Ахтем Сейтаблаев много работает, потому что очень любит свою профессию: «Я очень много времени провожу на разных съемочных площадках. И могу сказать, что профессия режиссера прекрасна тем, что она бесконечна в своей возможности познавать новое. А если ты открыт, то получаешь от этого просто несказанное удовольствие. То есть эта профессия бесконечна в контексте самосовершенствования. Ты никогда не можешь узнать ничего до конца о профессии режиссера, потому что это сродни… Ну не знаю. Профессии демиурга не существует, но, тем не менее, на площадке режиссер обязан быть неким демиургом. И когда этот демиург любит свою группу, любит своих артистов, любит свою профессию и очень требовательно относится в первую очередь к самому себе — это дорогого стоит!»
P.S. Для Ахтема Сейтаблаева важно признание его работы – он верит что меняет историю своими фильмами: «Если такие фильмы как «Пианист», «Список Шиндлера» — где рассказывается без замалчиваний, как никогда не нужно делать, как уничтожались народы по прихоти каких-то больных людей, которым нет оправдания, будут включены уже в школьную программу — это достижение. Если дети на примерах художественных произведений будут об этом узнавать, то у меня есть очень большая надежда, что такие дети, когда вырастут, не станут брать дубинку в руки против другого только потому, что он еврей, у него другой цвет кожи, он молится по-другому или по-другому пьет кофе.
Я думаю, что большинство таких бед происходит именно от незнания, для которого иногда специально создаются условия. Незнание рождает страх, а если человек боится — им очень легко управлять, и на фундаменте страха формировать у него отношение абсолютно ко всему. И если нам, людям творческим — которые снимают фильмы, пишут книги, журналистам, композиторам — Всевышним дан инструментарий, чтобы разрушить эту стену незнания — мы должны это делать. Иначе мы говнюки просто, если мы этого не делаем».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Игорь Скляр