Александр Грин - изображение

Александр Грин едва ли не самый знаменитый романтик ХХ века, создатель вымышленной страны, в которой сбываются мечты о счастье. А в реальности - человек без образования, с невыносимым характером и душевной тоской по прекрасному. В самый страшный и голодный период своей жизни Грин задумал повесть о бедной девушке со странным именем Ассоль, которая грезила о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами.


Александр Грин (настоящая фамилия — Гриневский) был сыном польского шляхтича, Стефана Гриневского, которого за участие в восстании 1863 года выслали из Виленской губернии в Томскую, а оттуда он переехал в Вятскую губернию. Здесь «Степан Евсеевич», как стали называть его отца, женился на молоденькой русской медсестре Анне Степановне Лепковой. Александр стал их первенцем. Уже в детстве определился литературный вкус будущего Грина – он любил читать о мореплавателях и путешествиях. А прозвище «Грин» (иногда превращавшееся в «Грин – блин»), которое осталось с ним на всю жизнь, ему дали соученики по реальному училищу.

Грин с детства был импульсивен – во многом эта черта определила его судьбу. После смерти матери он не ужился с новой женой отца и рано стал жить отдельно. 16-летним он уезжает в Одессу, решив стать моряком. Не без помощи одного из друзей отца это ему удалось, но моряка из Грина не вышло: он поскандалил с капитаном, вновь подвёл его неуживчивый характер.

Грин то перебирается в Баку, то возвращается к отцу, то вдруг снова уходит в странствия. «Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…» – писал он в автобиографии для словаря русских писателей и учёных Венгерова.

В начале 1900-х начинается новый этап в судьбе Грина – он присоединяется к социалистам-революционерам, получив от товарищей кличку «Долговязый» (по современным меркам он не был высоким – его рост составлял 177 см). Грин занимается пропагандой среди солдат и рабочих – людей, быт и нравы которых он знал, как никто другой. Особым уважением молодой подпольщик пользовался среди моряков-черноморцев. Однако затем биография делает обычную для людей его круга петлю: арест – ссылка в Сибирь – побег.

И всё же Грин не был убеждённым революционером – недаром впоследствии он не только не ставил себе в заслугу революционное прошлое, но и не любил вспоминать об этом. Впрочем, беглый солдат (бежать со службы ему помогли эсеры) долгое время ещё будет связан с подпольем. Лишь после того как улеглась революционная буря 1904–1905 годов, Грин находит себя в писательстве. Начав писать и получив независимый источник дохода, он отходит от революционной работы и порывает с эсерами.

Его биография идеально совпадает с русским Серебряным веком: и всё же в этот бурный литературный век, когда одни кружки сменялись другими, а литературные направления появлялись и исчезали, как пена, Грин стоял особняком. Впрочем, надо иметь в виду, что после первой русской революции живший по поддельным документам Грин имел все основания для определённой личной осторожности.

Первый его напечатанный рассказ, за который Грин даже успел получить гонорар, – «Заслуга рядового Пантелеева» – был фактически продолжением его пропагандистской деятельности. Это рассказ о карательной экспедиции армии в деревне. А «заслуга» рядового в том, что тот по приказу пьяного офицера застрелил ни в чём не повинного деревенского парня. Но всё же мир Грина, за который его ценят, – иной, светлый и романтичный.

Грина долго не принимали в большую литературу. На первые его солдатские рассказы критики давали короткие отзывы, мол - «жизни мало». Ничего не ответил начинающему писателю Горький на весьма почтительное письмо. Критика упорно не признавала гриновскую фантастику серьёзным литературным явлением. Его печатали, исправно платили гонорары, но не более. Но и сам Грин за известностью не гнался, не строя на свой счёт иллюзий. «Я принадлежу к третьестепенным писателям, но среди них, кажется, нахожусь на первом месте», – писал он о себе. Впрочем, уже в 10-е годы Грин обзавелся знакомствами в среде петербургской богемы. Всем известна его дружба с Куприным, которому Грин был интересен скорее как человек необычной судьбы, чем как писатель.

Его Ассоль

Летом 1919 года Александра Грина призвали в Красную армию, где он пробыл до весны 1920 года, изрядно хлебнув горя и бедствий – в армии его ждали физическое истощение, туберкулез и сыпной тиф. После демобилизации Грин три года жил в Петербурге в знаменитом доме на Мойке, служившем прибежищем многим представителям литературных кругов (именно там собирались знаменитые «Серапионовы братья»). Коридор, в котором располагалась его комната, носил название «Зимний обезьянник»: одно это уже многое говорит о тех условиях, в которых жил и творил писатель. Вот каким видел Александра Грина В.А.Рождественский: «В комнате ничего не было, кроме маленького кухонного стола и узкой кровати, на которой спал Грин, покрываясь потрепанным пальто. Писал Грин мученически, с утра до сумерек, весь окутанный клубами папиросного дыма... Было в нем в эти минуты что-то, напоминающее облик незабвенного Рыцаря Печального Образа. Он так же самозабвенно и сосредоточенно погружался в свою мечту и не замечал окружающей убогой обстановки. Трудно представить, что в такой неуютной убогой комнатушке создавалась одна из пленительнейших сказок литературы «Алые паруса». Соседями писателя, ютившимися в подобных клетушках, были в то время Гумилев, Шагинян, Познер и Мандельштам. В доме царил жуткий холод: не было дров и большие печи топить было нечем. А для маленьких «буржуек» была только бумага - финансовые документы, собранные в соседнем здании, которое раньше было банком».

С 8 марта 1921 года Александр Грин женился на Нине Мироновой, которая прожила с ним до самой его смерти, оставаясь верной и преданной женой. 20 мая 1921 года Грины сняли комнату на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля), а лето 1921 года семья провела на даче в Токсове. «В Токсове мы раздобыли дырявую старую лодчонку, половили с нее несколько дней – скучно стало ежеминутно откачивать воду, пугая рыбу, – вспоминала Нина Николаевна. – За два кило сельдей в месяц – любимого лакомства местных финнов – мы получили право ежедневно пользоваться крепкой, небольшой, хорошо просмоленной лодочкой. Ну и заблаженствовали!.. Летом 1921 года мы насладились рыбной ловлей в полной мере. Больше нам не приходилось так ловить».

В 1923 году вышла в свет «повесть-феерия» «Алые паруса», которая впоследствии стала визитной карточкой писателя. Считается, что прообразом главной героини повести с фантастическим именем Ассоль стала жена Грина, Нина Николаевна. В очередную годовщину их свадьбы писатель говорил ей: «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

В те годы Александр и Нина жили в съемной комнате в Санкт-Петербурге. «Часть нашего академического пайка мы по-прежнему обменивали на рынках». Как-то раз Нина Николаевна пришла к мужу, когда он продавал полученное на паек мыло. Она рассказывала: «Стоял в толпе продающих, длинный, суровый и... жалкий. От холода посинел». И в 1924 году Грин решил расстаться с таким существованием и переехал в Крым: сначала в Феодосию, а затем в маленький городок Старый Крым. В Феодосию Грин приехал в мае 1924 года, и стал жить у моря. Шесть феодосийских лет оказались в его творческой биографии необычайно плодотворными. Там появились на свет самые значительные его произведения: повести «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Морггиана», а также цикл рассказов.

Он жил на съемной квартире с аскетичной обстановкой, и в просвете улицы видел море. Оттуда доносились гудки теплоходов, а сквозь закрытые ставни проглядывала синева вечера. В повести «Бегущая по волнам» Александр Грин писал: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком, - место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня». Кажется, что Александр Грин рассказывал о себе. Здесь он придумал целую страну, называемую Гринландией, и населил ее персонажами, носившими странные имена и живущими в городах с такими же экзотическими названиями. «Недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь, - писал позже Константин Паустовский. - Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня».

Однако в Крыму писатель влачил полуголодное существование. Литературный фонд СССР так и не выделил для него писательской пенсии. Крымский период творчества Грина стал «болдинской осенью» писателя. К концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди... Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин. Последним неоконченным произведением писателя стал роман «Недотрога» — роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, — писал Грин, — я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

Великий писатель скончался 8 июля 1932 года в городе Старый Крым от тяжелой болезни и был там же похоронен на городском кладбище. Из дома творчества писателей, который располагался неподалеку, никто не пришел проводить его в последний путь, а его произведения после смерти стали печататься все реже и реже.

Вдова писателя Нина Николаевна Грин получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором газеты «Официальный бюллетень Старо-Крымского района» и с 29 января по 15 октября 1942 года заведовала районной типографией. Во время войны она была угнана на трудовые работы в Германию, бежала, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре. После ареста вдовы писателя дом Грина перешел к председателю местного исполкома и использовался как сарай, был местом содержания домашней птицы. После возвращения из лагеря Нина Николаевна вела долгую борьбу с властями Крыма по возвращению себе домика и открытию там Музея Александра Грина.

P.S. Возвращение его произведений к читателю произошло лишь после смерти Сталина, в 1956 году. В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)... Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке. Произведения Александра Грина любимы и уже более ста лет тревожат сердца читателей...


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни


Читайте ещё на нашем сайте - Ольга Сумская



Перейти в раздел: Былое
  • Опубликовано: 18/08/2017

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Вся правда о «МакДоналдс».

Вся правда о «МакДоналдс».

Опубликовано: 05/12/2003

От книги Эрика Шлоссера 'Нация фастфуда' содрогнулись все макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж ...

Жестокий цирк.

Жестокий цирк.

Опубликовано: 08/10/2003

'Знаете, как принудить медведя танцевать твист? Меня научил талантливый дрессировщик Михаил Симонов. Это делается при помощи гвоздей: берешь две палки с торчащими остриями, подносишь к медвежьим ляжка...

Как распознать соперницу?

Как распознать соперницу?

Опубликовано: 05/12/2003

Не успеешь найти приличного парня, как к нему тянется целая толпа хищниц в юбках. Закон подлости или закон спроса и предложения? Как бы то ни было, словно в начале сезонных распродаж, на хорошую вещь ...