Александр Хвыля - изображение

Роль главного Деда Мороза СССР примеряли на себя разные актеры. Но почти все они в этом образе, что называется, прятали свое лицо. Лишь один был всегда узнаваемым — тот, которого многие по сей день считают лучшим из лучших. Сыграв в фильме «Морозко», Александр Хвыля на десятилетия вперед определил, как именно должен выглядеть правильный Дед Мороз. Поверить в то, что роль Морозко станет судьбоносной в карьере артиста, было трудно. Ведь к тому времени за его плечами была целая плеяда образов революционных героев.


Детство и юность актера прошли в селе Александро-Шультино, которое находится в Константиновском районе Донецкой области. Примечательно, что название этого местечка связано с именем полководца – генерал-лейтенанта Петра Степановича Котляревского, которого воспел Пушкин в «Кавказском пленнике».

Известно, что отец Александра трудился машинистом-механиком, а его жена вела домашнее хозяйство. К сожалению, когда мальчику исполнилось 2 года, его папа неожиданно умер, поэтому матери одной пришлось воспитывать пятерых детей: ребятишек ждало трудное, безрадостное детство, которому сопутствовали нужда и всевозможные лишения.

Несмотря на жизненные неурядицы, Саша был старательным ребенком, который с прилежанием относился к учебе. Начальное образование юноша получил в церковно-приходской школе и окончил ее с похвальным листом.

Далее Александр Леопольдович поступил в железнодорожное училище, находящееся в Синельниково. Окончив учебное заведение в 1920 году, из-за трудного материального положения будущий актер был вынужден оставить мечты об учебе. В этот период Александр Леопольдович попробовал себя на разных должностях, начиная от секретаря общего отдела и заканчивая счетоводом материального стола службы движения Южной железной дороги. В 1922 году молодому человеку, уже тогда определившемуся со своим призванием, удалось окончить драматическую студию. Александр Леопольдович показал себя на сцене как разноплановый актер, которому подвластны любые роли: как героические и характерные персонажи, так и лирические романтики.

Хвыля – это сценический псевдоним Александра Леопольдовича, а настоящая его фамилия - Брессем. Его отец был по происхождению шведом, потомком одного из пленных шведских солдатов армии Карла XII, которые пожелали остаться в Российской империи и «осели» в Украине. Однако с фамилией Брессем в советской Украине сделать сценическую карьеру было практически невозможно, поэтому Александру Леопольдовичу пришлось взять «украинский» псевдоним.

Но даже это не защитило его от нападок завистников. В 30-х годах прошлого века в НКВД начали поступать доносы от таких «доброжелателей» о том что Хвыля играет на сцене истинных украинцев, хотя у самого буржуазная фамилия Брессем. Александр Леопольдович потом признавался, что, почувствовав к себе определенный интерес со стороны «компетентных органов», при первом же удобном случае перебрался из Украины в Москву.

В 1938 году режиссер Георгий Тасин пригласил его на главную роль в картину «Кармелюк». Роль «украинского Робин Гуда» Устима Кармелюка у Хвыли получилась убедительной, и новые предложения посыпались на него как из рога изобилия.

В 1941 году в картине «Первая Конная» он сыграл самого командарма Буденного, а годом позже в картине «Александр Пархоменко» ему снова досталась главная роль героического революционера.

Впрочем, Александру Леопольдовичу удалось не замкнуться в рамках одного амплуа. В знаменитой постановке «Пятнадцатилетнего капитана», где Дика Сэнда играл Всеволод Ларионов, Хвыля блестяще сыграл мужественного капитана Гуля. Но Сталинскую премию актеру дали все-таки за исполнение роли секретаря обкома в фильме «Константин Заслонов». Наверное, потому, что коммунисты у Александра Хвыли получались не картонные, а искренние, такие, которым хотелось верить и за которыми хотелось идти.

Кинематограф украл Александра Хвылю у театра. Покинув его в 1941 году, он много лет работал исключительно в кино и только после зачисления в труппу Государственного театра киноактёра в 1946 году (затем – Театр-студия киноактёра) вновь вышел на сценические подмостки.

«И.о. волшебника»

У Хвыли очень хорошо получались и гоголевские образы — будь то Голова в «Майской ночи, или Утопленнице», или казак Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

В 1959 году главный мастер киносказки в СССР Александр Роу пригласил Хвылю в картину «Марья-искусница» на роль Мудреца-молчальника. Александр Леопольдович и здесь не подкачал, поэтому нет ничего удивительного в том, что, решив снимать «Морозко», Роу вновь обратился к Хвыле. Тот подходил по всем параметрам — и по внешним данным, и по голосу. У артиста был роскошный бас, и в перерывах между съемками он начинал петь, поражая своими вокальными возможностями коллег.

Премьер «Морозко» состоялась в марте 1965 года. Фильм был очень популярен, а Хвыля был настолько органичен в роли зимнего волшебника, что получил предложение, от которого нельзя было отказаться — стать Дедом Морозом на Кремлевской елке.

Появление Хвыли на сцене дети встречали на «ура» — для них представление было логичным продолжением любимого фильма «Морозко», который видели абсолютно все.

Никто не был в образе Деда Мороза настолько хорош, как Александр Хвыля. Несколько лет назад одно крупное издание провело опрос, какого из Дедов Морозов за всю историю читатели считают самым «настоящим»? Хвыля победил, собрав почти три четверти голосов.

Детям было с Дедом Морозом легко, а вот устроителям Кремлевской елки не совсем. Хвыле было уже за 60, он любил поворчать и покапризничать, а еще никак не мог приспособиться к работе с радиомикрофоном, из-за чего порой из-за кулис долетали, что называется, реплики не по тексту. Впрочем, каких-то грубых нарушений Хвыля себе не позволял, и его всячески холили и лелеяли. Когда начинался «елочный период», артисту выделяли автомобиль с водителем. Дед Мороз получал очень хорошую зарплату, так что на время елок Хвыля категорически отказывался от съемок в каких-либо картинах.

Говорят, что Хвыля сам рассказал о том, как здорово играть Деда Мороза в Кремле, актеру Малого театра Роману Филиппову. Вскоре Филиппов сам появился на елке, для начала в качестве дублера Хвыли. Но потом он записал для новогоднего спектакля фонограмму со своим голосом, чего прежние «и.о. волшебника» не делали. Филиппов был на 30 лет моложе Хвыли, но пиетета перед старшим товарищем не испытывал. Он добился решения, согласно которому новогодние спектакли теперь игрались по очереди — одно представление Хвыля, другое — Филиппов.

P.S. Александр Леопольдович очень обиделся, потому что успел прикипеть к роли Деда Мороза сердцем. С Филипповым он больше не общался, да и Роман Сергеевич не пытался делать шагов навстречу. Молодость, в конечном счете, победила. Роман Филиппов будет выступать в роли Деда Мороза на протяжении более чем двадцати лет. А Александр Хвыля появлялся на елке все реже из-за проблем со здоровьем.

Умер Александр Леопольдович Хвыля 14 октября 1976 года. Скромная могила лучшего Деда Мороза советской эпохи расположена на Кунцевском кладбище.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Дидье Маруани



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 06/07/2019

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Обыкновенная трагедия: Смертельный треугольник.

Обыкновенная трагедия: Смертельный треугольник.

Опубликовано: 08/10/2003

- Вы что, действительно не понимаете? - женщина по ту сторону стола пристально взглянула на следователя и, нервно щелкнув замочком своей сумки, достала сигареты. - Сам факт, что я наняла частного дете...

Сборник анекдотов 09-04-13

Сборник анекдотов 09-04-13

Опубликовано: 09/04/2013


Ночь. Жена кричит на мужа:
- Мерзавец! Ты опять в постели назвал меня Катей!
- Так темно же...

Солоник - киллер мафии

Солоник - киллер мафии

Опубликовано: 05/12/2003

Об Александре Солонике сказано, написано и рассказано все. От рождения до смерти. Помимо великого множества газетных и журнальных статей, о нем написано десять книг и даже снимается телесериал с участ...