В субботу, 8 ноября 2014 года, не стало известного актёра Александра Потапова. Он скоропостижно скончался на 74-м году жизни. Сын военных, преодолевший непонимание родных и сильное заикание ради того, чтобы стать актером, Александр Потапов был известен по ролям в фильмах «Крепостная актриса», «Афоня», «Экипаж». Особенно зрителям запомнилась роль Никиты Хрущева, которого он сыграл в двух лентах — «Чудо» и «Жуков».
Александр Потапов родился в семье военного летчика Сергея Степановича Потапова. Отец сражался в Испании, потом служил в секретариате маршала Советского Союза Михаила Тухачевского, впоследствии дослужился до звания генерала. Когда началось «дело военных», Сергея Степановича арестовали. Расстрела он избежал, получив длительный срок. Мама Александра, Раиса Алексеевна Калинина, также имела непосредственное отношение к небу - она окончила МАИ, затем работала в КБ Илюшина.
Детство Александра пришлось на послевоенные годы. Он на всю жизнь запомнил колонны военнопленных немцев, идущих по Москве, салют Победы. Как и многие дети военнослужащих, Александр мечтал пойти по стопам отца. Он поступил в Суворовское училище, где преподавали бывшие фронтовики, люди, для которых слова «честь и достоинство офицера» не были пустым звуком. Все это впитал в себя и Александр.
После окончания Суворовского училища Александр Потапов продолжил образование в Военной академии им. Жуковского. Учился юноша хорошо, занимался спортом, заслужив звание мастера спорта международного класса по плаванию. Словом, все шло к тому, что Александр должен был в скором будущем пополнить ряды Советской армии…
Крутой поворот в судьбе Александра Потапова произошел в 60-е годы, когда он учился в Военной академии. Это время, когда к власти пришел Никита Хрущев, в стране начались изменения, повеяло духом свободы. Произошли изменения и во внутреннем мире Александра. Он, участвовавший в самодеятельности при академии, успел «заразиться вирусом сцены». Александр Сергеевич вспоминал: «Когда ты, будучи молодым человеком, узнаешь, что на свете, кроме «умения брать под козырек», есть еще Гамлет - Принц Датский, защищающий честь отца и страдающий от предательства матери, то становишься другим. Я понял, что люблю играть, хочу стать актером».
Александр Потапов самостоятельно подготовился и подал документы в Высшее театральное училище им. Щепкина при Малом театре. На третьем туре он чуть было не провалился. Мало того, что он от природы страдал заиканием, так еще при виде Игоря Ильинского впал в ступор и не смог произнести ни слова. Выручил Леонид Волков, который что-то увидел в абитуриенте и решил взять его на свой курс.
После окончания училища Александр был принят в труппу Малого театра. Молодому актеру было невероятно трудно пробиться через мэтров сцены. Около десяти лет он ходил в массовке, пока не стал получать роли. Однако о своем решении остаться в Малом театре Потапов никогда не жалел, считая, что многому за это время научился. Он рассказывал: «Те великие мастера, которые меня учили, владели речью, умением общаться, обладали умом. Актер - это не высокий рост и темперамент, а мировоззрение, мироощущение и умение терпеть. Именно это - главное. Наши старики из Малого театра говорили: «Поймите, ваш труд - это бег на длинную дистанцию». Бывает, актер рванет - и так же быстро погаснет. Но эту «длинную дистанцию» невозможно выиграть, если у тебя нет терпения и понимания жизни».
В кино Александр Потапов начинал с эпизодов. Свою первую главную роль на экране актер исполнил в 1965 году - его героем стал курсант Сеня Мурга в военной киноповести «Верность» режиссера Петра Тодоровского. С этого момента недостатка в предложениях Александр Потапов не испытывал. «Была роль, которую я не сыграл по вине жизненных обстоятельств. Роль Шурика, ставшую классикой мирового кинематографа, я не сыграл из-за своего развода, совершив огромную глупость. Но, мне удалось поработать с великими режиссерами – с Сергеем Юткевичем, Марком Донским, Борисом Барнетом, Иваном Пырьевым.
Правда, я тогда не понимал, что кино – это очень серьезное дело, и к нему надо относится не весело, как нам говорили в театральном училище («театр – храм, а кино – для заработка»). Кино – это высокое и очень важное искусство».
Истинным призванием Александра Потапова всегда был театр. На сцене Малого Александр Сергеевич провел полвека.
В течение многих лет Александр Потапов был участником Международного телекинофорума «Вместе» в Ялте. Но если некоторые участники фестиваля прибывали на Южное побережье Крымского полуострова, чтобы погреться в бархатный сезон на пляже, то Александр Сергеевич не отдыхал, не лежал на теплом песке, а безустанно работал: едва ли не каждый вечер в музее Чехова в Ялте актер проводил литературные чтения (а играл он чеховских персонажей замечательно), и, что самое удивительное, по своей инициативе среди молодежи Крыма искал актерскую божью искру.
Сам Александр Сергеевич считал невозможным играть в низкокачественной мыльной опере, потому что был актером – с честью, достоинством и доблестью. Легендарный мастер, советский актёр и режиссёр театра и кино Борис Бабочкин, известный к тому же своей неумолимостью и беспощадностью к непрофессионализму в театре, написал ему однажды «Моему любимому артисту Александру Потапову». Великий режиссер и педагог Георгий Товстоногов приглашал Александра Сергеевича в Большой Драматический Театр, но артист не смог расстаться с родной Москвой и Малым театром. И до конца своих дней актер помнил слова своего отца, генерала авиации, которые тот произнес в ответ на решение сына после Суворовского училища пойти учиться на артиста: «Тебе решать, только – помни: честь – превыше всего, не позорь меня».
Помимо работы в театре и кино Александр Сергеевич занимался преподавательской деятельностью. Он являлся доцентом Кафедры актерского мастерства в Высшем театральном училище им. М.С.Щепкина. «Мне много раз предлагали сменить театр, но я отказывался. Может быть, много хорошего я упустил в своей жизни, но я не жалею, что распорядился ею именно так. Малому театру и Щепкинскому училищу, я не изменил».
«Хотите жить – разводитесь»
Александр Потапов долго искал счастье в личной жизни. Актер был уверен, что любовь дается один раз, а все остальное — компромисс. «Мы все делаем ошибки, иногда глобальные. Первый раз я женился рано. Можно сказать, что из жалости. Хотя Люда Черепанова была очень красивой девушкой. Но она — иногородняя, в Москве ей жилось трудно. Я думал, что буду ей поддержкой. Она меня спрашивала: «Почему ты стал артистом?» Я говорил: «Потому что артистам не надо рано вставать. Выспался, спокойно сделал зарядочку и бодрым шагом зашагал на работу». — «Ты ничего не понимаешь! У нас в Астрахани все так трудно живут, и я хочу стать актрисой, чтобы нести людям прекрасное». И я ее уважал за эти мысли. Потом, правда, понял: чтобы «нести людям прекрасное», нужно через столько всего пройти и скушать много разного, только тогда ты будешь чего-то стоить. Семьи у нас не получилось — Люда стала смотреть на сторону, да и я туда же поглядывал. Мы развелись.
Моя вторая жена окончила Варшавский университет по специальности «филология», какое-то время работала в журнале редактором, потом занималась нашими детьми. Мы с ней вырастили двоих сыновей, но любовь — это же что-то другое! Я не мог, не хотел оставить детей, хотя давно понял, что наш брак несчастливый. Кто бы что ни говорил, дети, выросшие в полной семье, совсем по-другому чувствуют себя в жизни. Сейчас мои сыновья выучились, встали на ноги. Сергей — художник, много работал со знаменитым реставратором Савелием Ямщиковым. Сейчас у него своя бригада, они восстанавливают внутреннее убранство церквей. Сложно в наше время заниматься искусством и зарабатывать деньги, а у Сережи семья, четверо детей. Младший сын Володя получил юридическое образование, поработал в иностранных фирмах. Теперь он на государственной службе, женат, воспитывает двоих детей.
Еще в 1989 году меня пригласили на главную роль в советско-американском фильме. Там у меня был инфаркт. Помню, в американской больнице, где меня тогда откачивали, врач сказал: «Очень необычный случай. Инфаркта не должно было быть. Вам 50 лет, мы проверили ваши сосуды, они в приличном состоянии. Значит, это стресс. Вы женаты? Какие у вас отношения с женой?» Я говорю: «Как у всех, сложные». И тогда он очень спокойно, по-американски так, говорит: «Немедленно разводитесь с этой женщиной». — «Как! У нас дети, у нас кооперативная квартира. Вы знаете, что это такое?» — «Хотите жить — разводитесь». Тогда я не мог воспользоваться его советом. Хотя понимал, что американец-то прав…
И вот недавно я решил, что имею право на счастье и развелся с женой. Просто разорвал все одним махом, хотя давно предупреждал, что мне не нравится, как мы живем. Сейчас мы вместе с женщиной, на которой я мог жениться сорок лет назад. Но тогда этого не сделал. Наверное, был чересчур меркантилен, хотя и без благородства не обошлось. Наташа тогда была женой моего друга. И я думал: «Как я могу своему товарищу сделать такую подлость?! Да никогда в жизни!» Наташа воспитывала дочь. Я думал: «Зачем мне чужая дочь? У меня будут свои дети». В результате она все равно развелась, потом снова вышла замуж… Нас жизнь сталкивала, последние 20 лет очень часто. Мы встречались, общались и оба с грустью понимали, что глупо как-то получается.
Мне говорили: «Ну как это — в 70 лет все поменять, ты с ума сошел?» А для чего жить? Для того, чтобы зарабатывать деньги? Или чтобы просто существовать? Жить надо для чего-то прекрасного. Не знаю, может, я выживший из ума старик? Мне кажется, что нет, потому что я ощущаю себя счастливым». Александр Потапов увлекался путешествиями. Автолюбитель с 40-летним стажем. В свободное время любил читать русскую классику, историческую и мемуарную литературу, слушать русскую народную музыку, романсы.
Памяти Александра Потапова
Александр Сергеевич умер на боевом посту – 8 ноября 2014 года в 7 утра, а в 12 часов он должен был играть в спектакле «Недоросль». Актер скончался очень скоропостижно.
Свои соболезнования родным и близким Александра Потапова выразил художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин: «Ушел замечательный человек, не говоря уже о том, что не стало выдающегося актера. Малый театр постигла большая утрата и настоящее бедствие. Дело в том, что у таких мастеров как Александр Сергеевич – замены нет. Он был педагогом – очень добрым и отзывчивым. Артистом, с которым комфортно, приятно и легко работать».
Алексей Урсуляк, режиссер: «С Александром Потаповым я познакомился за несколько дней до съемок фильма «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Разумеется, до этого знал его как замечательного артиста театра и кино. Я предложил ему небольшую роль – начальника госпиталя в своей экранизации, и буквально неделю назад мы отсняли его, и одним поездом вместе с ним возвращались в Москву… Сообщение о смерти Александра Сергеевича для меня как обухом по темени – очень жаль. Выражаю соболезнование близким Александра Потапова и Малому театру, где артист верно прослужил всю жизнь».
Александр Митта, режиссер: «О хороших людях, как правило, многого не скажешь. Но самое главное и заключается в том, что Потапов был хорошим артистом и хорошим товарищем. Его любили люди, с которыми он работал. Хотя всегда он говорил то, что думает, но при этом никто на него не обижался – ведь это была правда. Александр Сергеевич пользовался уважением. В работе – собран, сдержан, точен, высоко профессионален – будто у него никогда не было проблем. Режиссеры, которые работали с ним однажды, хотели еще и еще. И я хотел… У меня были на Сашу планы…»
|