Александр Ширвиндт - изображение

Александр Ширвиндт – любимец миллионов зрителей, талантливый актер, режиссер, преподаватель, художественный руководитель Московского академического театра сатиры. У него всегда была масса поклонниц, и трудно поверить, что этот экстравагантный красавец женат всего один раз. Его единственная – архитектор Наталья Белоусова. 19 июля Александру Ширвиндту исполняется 80 лет… «Не хочу просить у Боженьки много, но лучшим подарком к юбилею были бы еще три года относительного здоровья и отсутствия стрессов».

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.

Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе №110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Александр учился так же в музыкальной школе.

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».

Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: Яхонтов, Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре. А после окончания театрального училища имени Щукина молодого актера сразу позвали в театр.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером - исполнителем. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, - все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, Резникова и Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвинду и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался « В гостях у Михаила Жарова».

На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта - Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, Владимиром Винокуром др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, Михаила Пуговкина, Всеволода Санаева и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.

В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

«Так как я рожден в СССР, а доживаю в России, то вынужден приспосабливаться. От перестроек до перенасыщения промелькнуло время. Постоянно чему-то учишься на ходу. Сейчас изучаю систему тендеров. Я долго не мог понять, что это такое. У меня это слово ассоциируется с канализацией, когда приходит сантехник и говорит: «О, тебе нужно тендер менять». Помните анекдот: засорился унитаз, приходит водопроводчик, смотрит что-то, чуть ли не с головой залезает в этот унитаз, а потом говорит: «Слушайте, вы туда гадите, что ли?» Вот и для меня тендер примерно что-то такое. Никто не может объяснить, почему я для постановки должен приглашать плохого художника, который стоит дешево, а хорошего, но дорогого пригласить не могу. И начинается химия – пытаешься найти ход, чтобы за копейки пригласить того, кого хочешь. И все так делают, чтобы театр окончательно не загнулся… Время несется со страшной скоростью: нужно обладать колоссальной гибкостью, чтобы поспеть за всеми нововведениями. Надо смотреть на улицу из окон. Нельзя сидеть в кельях».

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. В начале кинематографической карьеры Ширвиндту не очень везло - большинство ролей, которые он сыграл, почти запомнились зрителям. За двумя исключениями. Первое - фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра», в котором снялся прекрасный дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. В этом фильме Ширвиндт играл лже-Станиславского, а Белов – лже-Немировича-Данченко. Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта - героя «капустников». Второе исключение - фильм того же Евгения Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы...» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова.

Семейное удивление

В его семье царит матриархат. Но Александра Анатольевича это совершенно не смущает. Главное для него – не впадать в уныние ни по какому поводу.

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась... корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.

По профессии Наталья Николаевна - архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта - столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу - в старое московское купечество.

В 1958 году А. Ширвиндт стал отцом - родился сын, которого назвали Михаилом. Михаил, закончив Театральное училище им. Щукина, несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон». Однако в 1993 году он уходит на телевидение, бросив театр. У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей и дочь Саша.

«На старости лет жен нельзя менять. А если серьезно, жены разные бывают, в том числе и эдакие чеховские Душечки, растворенные в мужьях. Которые знают все, являются помощниками в творчестве, в научной работе, когда мужчины за ними как за каменной стеной, во всем с женами советуются. Это, наверное, прекрасно, но, на мой взгляд, можно сойти с ума. А есть жены, которые, образно говоря, не особо знают, чем их муж занимается. Так у меня скорее второе. Моя супруга Наталья Николаевна была известным ведущим архитектором, строила массу зрелищных спортивных зданий, театры, стадионы, гостиницы. В Омске есть знаменитый Театр музыкальной комедии, похожий на трамплин, который спроектировала моя супруга. Она никогда не оставляла работу, строила десятилетиями. То, что она ушла из профессии, – моя вина. Когда она как-то пожаловалась: «Как я устала работать, хочу отдохнуть», я ей сказал: «Как научишься делать настоящую фаршированную рыбу, сразу уходи». Даже в Израиле ее не умеют делать, это менталитет ранней Одессы. Моя жена нашла свою школьную подругу, которая умела делать такую рыбу, пошла к ней учиться и в итоге приготовила мне такое замечательное блюдо, что я был вынужден отпустить ее на пенсию, раз обещал.

А вообще все у нас в семье прощелыги: актеры, режиссеры, Мишка – телевизионщик, внучка – театровед… Но у нас есть большое семейное удивление, внук Андрюша – магистр Лондонской юридической академии, кандидат юридических наук, преподает в МГУ римское право, живет в Германии, знает четыре языка. И мы все на него смотрим, как на инопланетянина. А внучка Александра – театральный искусствовед, работает в выставочном зале в Манеже».

Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке. Более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом. «Чтобы сохранить энергию, бодрость, остроту ума нельзя лениться, надо больше работать. Работа очень дисциплинирует. Ведь недаром говорят, что на сцене у артиста все болячки проходят. Как только оседаешь, так коленки больные и одышка сразу проявляют себя в сто раз больше. Нельзя ничего бросать: пить, курить, улыбаться дамам. Хотя выпиваю, конечно, уже меньше, врачи велят бросать курить, сын велел тоже. Я и бросал… А тут, наконец, нашел врача, академика, который никого давно не принимает, занимается только научной деятельностью, но согласился со мной побеседовать. А у меня коленки не ходят, одышка, перебои с сердцем, так я взял полное собрание сочинений своих анализов – и бегом к нему. А там особняк, тишина, огромный кабинет, по стенам грамоты и он сам, такой благостный старик в золотых очках. Папку ему протягиваю, а он: «Уберите ради бога, видеть это не могу». Мне он сразу еще больше понравился. Сидим, беседуем про все, и я говорю: «Да, я бросил курить!» А доктор мне: «Зачем?» Я объясняю, что кашель замучил, а он мне в ответ серьезнейшим образом: «Дорогой мой, в нашем возрасте ничего нельзя менять, бросать, худеть, толстеть, надо доживать так, как есть». Потрясающий академик! Воодушевленный, я вышел от него, выбросил в урну анализы и достал трубку».

P.S. У Александр Ширвиндт умопомрачительная карьера, любимая жена, сын, внуки, правнуки, но он не называет себя счастливым человеком: «Счастье… Как бы сказать более цензурно… Нельзя быть счастливым. Можно быть спонтанно удачливым, везучим, можно радоваться, обалдеть от успеха. Для меня слово «счастье» ассоциируется с вареньем, а я его не люблю. Я люблю шпроты, плавленый сырок «Дружба», гречневую кашу, фаршированную рыбу и холодную водку. Однажды кто-то дал мне попробовать мускул гребешка. Считается верхом деликатеса, но гадость редкая, хрящ ужасный. Если не ели, то и не пробуйте никогда!

Смерти я не боюсь. Я боюсь за своих близких. Боюсь случайностей для друзей. Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то... Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз – «старость средней тяжести».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Михаил Державин



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 12/07/2014

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Ольга Кабо - несгибаемая Джульетта.

Ольга Кабо - несгибаемая Джульетта.

Опубликовано: 08/10/2003

На балу сериалов, который в апреле 2002 года провели марка 'Diva Camay' и агентство 'Face Fashion', Ольга Кабо была признана лучшей в номинации 'Дива Идеал'.

Динамо - Германия: «матч смерти».

Динамо - Германия: «матч смерти».

Опубликовано: 08/10/2003

Миф о 'матче смерти' придумали советские идеологи, а расстрел немцами четверых футболистов киевского 'динамо' спровоцировало... НКВД

Ягодные пироги

Ягодные пироги

Опубликовано: 11/07/2017

У каждой хозяйки есть свой фирменный рецепт приготовления летнего пирога. Кто-то изумительно готовит выпечку из клубники, кому-то по душе десерт с добавлением малины. Мы же рекомендуем вам овладеть ис...