Александр Яцко один из самых загадочных и интересных современных актеров. Убедительно органичный в любой роли, он все же иногда выделяется среди партнеров, как рыцарь печального образа в толпе простолюдинов.
Александр Владимирович Яцко родился 13 июня 1958 года в Минске. В юности он планировал стать архитектором и даже окончил архитектурный факультет Белорусского Политехнического института в 1980 году. Поработав несколько месяцев по специальности, Александр принял решение поехать в Москву и поступить в школу-студию МХАТ. Это решение не было неожиданным… Еще, учась в институте, Александр посещал студенческий театр «Колизей». Со временем сцена манила юношу все больше и больше, пока он, наконец, не осознал своего истинного призвания.
Позже, когда его спрашивали: «Когда и как у вас возникла мысль стать артистом?», актер отвечал: «Понятия не имею! Это само собой возникло. Вообще я сначала собирался стать режиссером. Когда мне было лет десять, я заявил об этом маме, она испугалась! Ну и вот, чтобы ее дальше не пугать, я стал артистом».
Когда в 1985 году Александр Яцко окончил актерский факультет школы-студии МХАТ, он был принят в знаменитый Театр на Таганке. Позвал туда молодого актера режиссер Анатолий Эфрос, возглавивший театр после отъезда за границу Юрия Любимова. Конечно же, Александр принял предложение. Ему довелось работать в Театре на Таганке в непростые времена. Часть актеров не приняли Эфроса и демонстративно ушли из театра. Да и в оставшейся труппе произошел раскол. Все это негативно отразилось на здоровье Эфроса, и он вскоре скончался. В театр вновь вернулся Любимов, что спровоцировало новый конфликт – некоторые актеры, вместе с Николаем Губенко, ушли и образовали новый театр «Содружество актеров Таганки». Александр вспоминает: «Очень неприятно было наблюдать весь этот скандал, не хотелось участвовать в таких событиях, становиться на чью-либо сторону». Как раз в этот момент ему предложили перейти в Театр Моссовета, и Александр воспользовался этим приглашением.
В Театр Моссовета Александр Яцко пришел в 1993 году и работает там по сей день. На вопрос, какие роли являются для него самыми любимыми, он отвечает: «Мне трудно назвать какие-то любимые роли, все они доставляют мне удовольствие, наслаждение и радость. Главное – честно относиться к своему делу, к профессии, которой ты занимаешься.
Да и с режиссерами конфликты если возникали, то редко. Ведь артист - это солдат! А солдат должен выполнять приказ, а не обсуждать. Так ведь? Актер - это солдатская профессия. Зато с кем мне всегда было комфортно работать, так это с Анатолием Васильевичем Эфросом. Эфрос - бог! Ну, был богом. К сожалению, этот бог умер... Это с богами бывает иногда».
Александр ценит общение и с уважением относится к коллегам, однако и с ними иногда бывают раздоры. «Я все-таки парень с характером! Кроме того, среди нашего брата много и дураков, я их не люблю, и иногда из-за этого возникают проблемы. Но я взрослею, а когда взрослеешь, становишься более терпимым, более толерантным и прощаешь кому-то слабости, понимая, что с чьей-то точки зрения и сам являешься человеком уязвимым и имеющим кучу слабостей. Так что я успокаиваюсь постепенно. А вообще, давно заметил, что чем лучше артист, тем лучше с ним работается. Многих таких уже нет. С Леонидом Филатовым работалось прекрасно, хотя мне он еще больше нравился как человек - он был намного духовно богаче, чем просто артист. С Вячеславом Невинным, с Александром Калягиным работалось интересно, и с Сергеем Юрским. Я по-прежнему люблю заниматься артистическим делом и получаю от этого удовольствие, а партнеры, с которыми я сталкиваюсь, являются источниками этого удовольствия, и я к ним ко всем очень хорошо отношусь.
Со зрителями та же история. «Мертвый» (трудный) зал бывает там, где проблемы у сцены. С нее все начинается, а зал всегда прав. Я претендую на зрительское внимание и, выходя на сцену, не борюсь ни с кем, кроме себя самого.
Для меня как для актера выход на сцену — это не стресс, а, наоборот, отдых. Реальная жизнь — да, это стрессы, необходимость решать всевозможные вопросы. А на сцене все ясно. Мы же все отрепетировали, какой там стресс? Играя один и тот же спектакль в течение нескольких лет, я просто оттачиваю его, я притираюсь к этому тексту и к этой роли. Для меня там нет никаких стрессов, одно сплошное удовольствие! Особенно если роль хорошая. Даже если не очень хорошая, все равно в любом спектакле есть повод для того, чтобы получить, по крайней мере, как минимум хорошее настроение. Я, можно сказать, счастливчик — занимаюсь любимым делом. Так что в работе для меня никаких стрессов нет.
Я люблю выходить на сцену, я не боюсь ее. У меня волнение спортивное. Не могу точно сформулировать это ощущение, но я с удовольствием выхожу на сцену, а не со страхом. Если человек выходит на сцену со страхом, он – не артист, он – недоразумение. Понимаете, дело в том, что сейчас меняется актерская ментальность, не знаю, как точнее выразиться. Раньше в моде было говорить о том, что «я испытываю трепет». Это был негласный договор. Было принято говорить, что «я волнуюсь перед каждым выходом на сцену и если я теряю волнение перед выходом на сцену, то я теряю талант» и т.д. Несли чушь, околесицу. Такова была традиция. Людей, которые жили сорок лет назад, мы вряд ли бы сейчас поняли и вертели бы пальцем у виска. Точно так же, как они, если бы у них была возможность увидеть нас. Все меняется. Меняется актерская психология. И сейчас, на мой взгляд, мода на демонстративное трепетное отношение к выходу на сцену проходит. Я надеюсь, что это проходит».
Скептик в кино
Долгое время Александр Яцко был мало востребован кинематографом. Зрители вряд ли запомнили его редкие эпизодические роли в фильмах: «Тайная прогулка», «Вальс золотых тельцов», «Мужчина для молодой женщины». В 90-е годы Александр снялся в небольших ролях в ряде картин американских режиссеров: в «Русском доме» Фреда Шепизи, в «Бегущем по люду» Бэрри Сэмсона и в знаменитом «Миротворце» режиссера Мими Ледер. А начиная с 2001 года, актер регулярно снимается в самых различных фильмах и сериалах: «Сыщики-1», «Марш Турецкого» и во многих других.
Впрочем, сам актер к своей работе в кино относится скептически. «Больше всего мне нравятся картины, в которых я не снимался. В основном приходится участвовать в рутинном телевизионном процессе, который редко оставляет о себе хорошую память. Однако сериалы хороши тем, что помогают мне кормить семью, потому что театр – удовольствие бесплатное». И честно добавляет к этому: «Что дают, то играю. Я этим зарабатываю на жизнь, кормлю семью. Думаете, я смотрю эту чепуху? У меня времени нет. Да, меня показывают по телевизору. Так случилось. И чем чаще показывают, тем, значит, лучше у меня идут дела. А если перестают показывать, то вот тут у меня как раз возникает стресс! Ну, вернее, опасность стресса - я начинаю нервничать и паниковать. А на сцене наоборот - гармония. Там все ясно. Там хорошо».
Режиссерская работа Александра Яцко
В 2014 году «под крышей» театра им. Моссовета (такое название дали в театре Малой сцене), состоялась премьера хорошо знакомой публике комедии Александр Грибоедова «Горе от ума». Режиссёром постановки знаменитой комедии стал Александр Яцко. Это не первый опыт режиссерской работы для Александра Владимировича. Почему режиссер Яцко выбрал именно «Горе от ума»? По его мнению «Горе от ума» является лучшей пьесой, из когда-либо написанных на русском языке. Режиссер не вносил в текст изменений, так как посчитал важным представить зрителям текст в точном соответствии с созданным автором. «Грибоедов был еще и гениальным пианистом-импровизатором», – говорит Яцко. И потому свой спектакль сделал из одной пьесы и двух вальсов. Пьесу играют артисты, вальсы – струнный квартет, с участием самого режиссера.
Постановка получилась достойной внимания зрителей. В ней режиссер задействовал молодых и талантливых актеров, которые, своей игрой, смогли передать зрителю настроение и юмор Александра Грибоедова, вложенные в комедию «Горе от ума».
Разрушая сложившуюся веками традицию, когда Чацкого играл актер зрелый, взрослый, Яцко позвал на главную роль совсем молодого человека – актера Театра имени Пушкина Артема Ешкина, только что окончившего Школу-студию МХАТ. Его возраст буквально совпадает с возрастом Чацкого. Не претендуя на лавры новатора, Яцко отсек все лишнее, что наслоилось за годы постановок «Горе от ума». Выяснилось, что точное следование указаниям автора может стать по-настоящему свежим прочтением классической пьесы.
Внезапно пришла любовь….
В обычной жизни Александр Яцко примерный семьянин. Со своей будущей женой Еленой Валюшкиной актер познакомился, работая в Театре им. Моссовета. Тогда она еще была замужем, и поэтому их пути пересекались исключительно по работе. «Александр в течение нескольких лет ходил каждый день мимо меня в театре, мы здоровались, мило общались, как добрые коллеги, и ничего более. Я была замужней дамой, и у него были другие интересы, многие его романы происходили у меня на глазах, в стенах театра… Он всегда пользовался сумасшедшим успехом у женщин», - вспоминает Елена…
С первым мужем у Елены Валюшкиной семейная жизнь не сложилась. Леонид Фомин был на 15 лет старше Елены Валюшкиной. По словам Елены, он был ужасным ревнивцем и следил за каждым шагом жены, устраивая ей страшные сцены ревности из-за пустяков. Стоило ей на несколько минут где-нибудь задержаться, и дома ее ждал громкий скандал. А потому после одиннадцати лет совместной жизни она ушла от него к талантливому режиссеру по имени Андрей. И все бы в их отношениях было бы хорошо, если не пристрастие Андрея к алкоголю. Вместе они прожили около года, после чего расстались.
Елена иногда с горечью вспоминает проклятие её мужа Леонида: «Муж заглянул в гримерную и сказал: «Я тебя проклинаю. Буду умирать, все равно не прощу». После этого Елена несколько раз чудом избегала страшных автокатастроф. Перенесла 13 операций и в некоторых случаях просто умирала. С трудом выжила, когда рожала дочку.
Елена продолжала играть в театре и так уж получилось, что вместе с Александром Яцко репетировала спектакль «Внезапно прошлым летом». Сначала возникла легкая симпатия, которая превратилась в страстную любовь. Елена поняла, что по уши влюбилась в Александра, и ее чувство не осталось безответным.
Официально свои отношения Елена и Александр Яцко оформили тихо, без излишней помпы в 1994 году. А затем сразу же задумались о детях. И тут супругов настиг новый удар – врачи поставили Елене 100% бесплодие. Долгие месяцы лечения ни к чему не приводили. Все это время Александр поддерживал жену, и чудо произошло – в 1997 году у них родился сын Василий. И это ещё не все. В 2003 году Елена родила Александру дочь Марию. Роды были тяжелыми, но все обошлось.
Сегодня у Александра Яцко и Елены Валюшкиной счастливая дружная семья. Елена занимается воспитанием детей, а Александр, по ее словам – настоящий добытчик, на котором держится дом. «Он оказался абсолютно моим человеком, - признается Валюшкина. - Несмотря на то что я всегда пользовалась повышенным вниманием мужчин, Саша меня не ревнует. А вот я... Могу следить, подслушивать, вскрывать письма. Если бы жила лет 500 назад, то травила бы ядом, подсылала убийц, душила. За все годы нашего брака раз в полгода мы разводимся, скандалим, потом миримся. Я рада, что мы вместе столько лет».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Евгений Меньшов