Имя Александры Завьяловой в 60-х годах прошлого столетия знал каждый. Умопомрачительная красавица, советская Грета Гарбо, как ее тогда называли, была нарасхват. Ее окружали многочисленные поклонники, приглашали фотографы отечественных и зарубежных журналов, предлагали роли именитые режиссеры. Она исчезла с экранов внезапно. Вскоре о ней перестали писать, а еще через некоторое время – и говорить. Мало кто знал, что до последних дней Александра Семеновна жила одиноко на жалкую пенсию.
Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области 4 февраля 1936 года. После школы поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Во время студенчества и встретилась с художником Дмитрием Бучкиным - первым и единственным официальным мужем. «Я учился в Художественной академии, и к нам часто на танцы приходили девчонки из театрального. Там с Завьяловой и познакомились, - рассказал бывший муж актрисы. - Причём сначала мне больше понравилась её приятельница Татьяна Доронина, с которой у меня даже был короткий роман. Но Шурка меня покорила тем, что была искренней, настоящей, из простой крестьянской семьи».
Спустя несколько лет Бучкин сделал Завьяловой предложение. И она его приняла. Как потом актриса признавалась в многочисленных интервью, сделала она это не по большой любви. Просто Дмитрий красиво ухаживал, был человеком добрым, надежным, да и знала она его еще со студенческой скамьи. Потом - свадьба, рождение дочери Татьяны. Однако вместе молодые прожили недолго. Александра не выдержала проверки славой.
В то время Шура уже была популярной. К моменту женитьбы она снялась в шести картинах, в том числе в лирической комедии «Алёшкина любовь». Роль стрелочницы Зинки, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка, сделала малоизвестную актрису настоящей звездой.
Ее фото появилось не только в советских газетах, но и в американском журнале «Лайф». Предложения сниматься посыпались со всех сторон. Один за другим вышли и другие фильмы с участием Завьяловой – «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники».
Александра Семеновна была не только талантливой актрисой, но и красивой женщиной с утонченной, нетипично-русской, скорее итальянской внешностью. Поэтому мужчины следовали за ней длинным шлейфом. «Наш дом всегда был полон её поклонниками, - вспоминает Дмитрий Бучкин. - Среди её почитателей был и, к примеру, друг нашей семьи Аркадий Райкин. Шуре вся эта светская жизнь очень нравилась, кружила голову. Поэтому через некоторое время она меня бросила - ушла к одному грузинскому режиссёру».
Та любовь продлилась недолго. А в 1964 году Александра вылетела в Одессу на съемки очередного фильма. В самолете ее укачало. Иностранец лет пятидесяти, сидевший рядом, предложил стакан воды. «Отелло Черезолли, отставной адмирал военно-морских сил США, - представился незнакомец. - Лечу в Одессу по торговым делам. Вы полька?» «Нет, я русская», - на ломаном немецком ответила Завьялова.
Между ними вспыхнула страсть. Отелло поразила редкая красота советской актрисы, а Александру - утонченные манеры заграничного ухажера. Две недели влюбленные не расставались - бродили по улицам Одессы, ужинали в лучших ресторанах. «Я заберу тебя в Штаты, разведусь с женой, мы будем жить вместе!» - каждый вечер повторял иностранец. И вдруг исчез. Его номер в гостинице опустел мгновенно - ни вещицы на память, ни записки... В КГБ актрисе объяснили: ее знакомый - американский шпион, его выслали из страны в считанные часы, запретив попрощаться со всеми, кого он знал. От этого бурного романа женщина родила второго ребенка – сына Петра.
Актриса после этой порочащей связи оказалась в опале. Режиссеры вдруг забыли о ней, былые знаменитые поклонники исчезли. Александра Семеновна на несколько лет осталась не у дел.
Роль как приговор
Актриса с ужасом осознала, что от забвения ее отделяет всего шаг. Надо было что-то делать. И она сделала этот шаг сама. В 1971-м Александре предложили роль в киноэпопее «Тени исчезают в полдень». Эта роковая работа - 13-й по счету фильм актрисы в ее недолгой кинокарьере. Роль Пистимеи (Серафимы) в экранизации романа Анатолия Иванова далась Завьяловой тяжело. Во-первых, она сыграла три возраста одной героини - девушку 17 лет, женщину после 40 и старуху. Во-вторых, Александре впервые пришлось вживаться в образ столь жестокой женщины. И, наконец, все злодейства Пистимея оправдывает верой в Бога. Это ли не испытание для актрисы, с детства верующей в Христа?
Отказаться от роли Завьялова не решилась. С каждым годом ее снимали все неохотнее, а тут - целый сериал, главная роль, причем такая неоднозначная! Необыкновенный успех фильма стал для Александры и триумфом, и проклятием. Врага советской власти актриса сыграла настолько талантливо, что некоторые задумались: а так ли она хороша, эта самая власть? Терпение государства лопнуло в одночасье. Завьяловой припомнили все: и фотографии в иностранном журнале LIFE, и общение с иностранцами на Московском кинофестивале, и роман с американцем. «Больше ее не снимать!» - постановили сверху.
Во время Московского международного кинофестиваля Александра Завьялова стала единственной советской актрисой, получившей приглашение на званый ужин в американском посольстве. Это был приговор, и обжалованию он не подлежал. В 35 лет для актрисы началась новая жизнь - в забвении и бедности.
Убийственная любовь Завьяловой
Сын Петр - поздний ребенок актрисы. Через два года декрета у нее началась депрессия. Женщина закрылась в квартире, перестала пускать к сыну врачей из поликлиники. Соседи, обеспокоенные постоянным плачем ребенка, вызвали МЧС. Завьялову увезли в психиатрическую клинику, дочь передали отцу, а сына отправили в детский дом. За время болезни актрисы квартиру ограбили. Вынесли все, что она заработала: меха, бриллианты, дорогой фарфор, деньги...
Все произошедшие события изменили Александру Семеновну. Она озлобилась на весь мир, перестала здороваться с соседями и следить за собой, начала каждый день читать одни и те же газеты и журналы - все из ее молодости. По свидетельствам очевидцев, на улице могла ни с того ни с сего пнуть в коляску.
И вот тогда в судьбе некогда блистательной звезды кинематографа вновь появился ее бывший супруг – Дмитрий Бучкин. Дмитрий Петрович не только забрал к себе свою дочь Таню, но и усыновил внебрачного сына Завьяловой Петра. Много лет они жили с бывшим супругом по соседству. Александра Семеновна стала совсем нелюдимой, отказывалась от интервью и встреч с журналистами. «Живет на мизерную пенсию, всего 8 тысяч рублей. Я, как блокадник, получаю больше, потому и помогаю своей Шурке, - рассказал Дмитрий Петрович в эксклюзивном интервью еще до смерти бывшей супруги. – Зачем я это делаю, вы спрашиваете? Жизнь научила прощать людям многое. Шурка всё давно сама поняла, часто говорит: «Сволочь я была, Димка. Но всю жизнь только одного тебя любила». А я ей очень благодарен. За мою доченьку. Она у нас просто замечательная…»
Единственным человеком, которого актриса обожала, был Петя. Она хвалила сына за пустяки, всегда жалела и оправдывала. Юноша вырос ленивым и слабохарактерным. Отслужив в армии, работал то поваром, то строителем. На каждом месте - два-три месяца от силы. «Всему виной алкоголизм, - объясняла журналистам Татьяна, дочь Завьяловой. - Мой брат начал пить еще в старших классах».
Последние 20 лет Петр был безработным. Люди говорили про него разное: сидит у матери на шее, пропивает ее пенсию. И упускали главное - что он убирался в квартире, готовил еду, мыл и расчесывал постаревшую актрису, даже красил ей волосы. Возможно, мать и сын периодически ругались. Но, по словам Татьяны, все же любили друг друга.
3 февраля 2016 года Петр напился до беспамятства. Не исключено, что из-за контрафактного алкоголя у него начались галлюцинации и вместо матери он увидел перед собой нечто другое, враждебное... Когда он на следующий день пришел в себя, несчастная женщина была уже мертва. Отбросив окровавленный нож, убийца позвонил сестре и сообщил о содеянном. До своего 80-летия Александра Завьялова не дожила всего день.
По версии следствия, в ночь на 3 февраля 2016 года 40-летний Завьялов, находясь в нетрезвом состоянии, ударил ножом свою мать. В апреле прошлого года Петр был признан виновным и получил восемь лет колонии строгого режима. Мотивом убийства названы неожиданно появившиеся личные неприязненные отношения. По словам осужденного, он не считает себя виновным в случившейся трагедии. Однако мужчина уверен, что именно он допустил опасную ситуацию. «Я считаю себя виновным в том, что вообще допустил ситуацию, в которой это вообще могло произойти. Я был привязан к маме. В общем-то, я уверен, что свою маму я не убивал», — заявил на суде Петр.
P.S. Спустя много лет после выхода «Теней», в 1994 году, Завьялова была удостоена звания заслуженной артистки России. Однако это не сильно отразилось на ее жизни: женщине приходилось выживать на мизерную пенсию. Она крайне редко выходила из квартиры и почти не давала интервью - даже на последних кадрах с ее участием Завьялова демонстративно отворачивалась от камеры.
«Они все отняли у меня, но память осталась при мне», - после стольких лет фраза из фильма «Тени исчезают в полдень», в котором снималась Александра Завьялова, кажется пророческой. У невероятно красивой женщины жизнь сложилась крайне сложно. И ушла она из нее, как теперь выясняется, тоже в муках.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Людмила Сенчина