Замечательный актер умер на 79м году жизни 22 февраля 2017 года. В актерском мире он возвышался, как глыба. Его называли человечищем, а он этого стеснялся. К нему иной раз боялись подойти, думая, что он неприступный. А он – человек по сути своей был простой, но не простоватый, и немножко чудак.
Родился Петренко 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области в крестьянской семье. Он и сам человек с руками, даже мебель мастерит. Когда-то работал кузнецом, слесарем, матросом, пастухом. А в итоге потянуло в актеры. В Харьковское театральное училище поступил только с третьей попытки. А потом работал в Запорожском музыкально-драматическом театре, в Донецком русском театре. Наигравшись крохотных, случайных ролей на провинциальной сцене, перебрался в столичные театры. Знаменитый Игорь Владимиров пригласил его в Театр им. Ленсовета в Ленинграде, где блистала в ту пору Алиса Фрейндлих. Но Петренко подолгу в театрах не задерживался. Работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, МХАТе, «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева, у которого участвовал в легендарном спектакле «Серсо». На сцену «Школы современной пьесы» выходил нарушителем привычных границ драматического театра, в спектакле «А чой-то ты во фраке?» шокировал публику несерьезностью и смелостью формы. В конце концов, выбрал свободное плавание, дающее возможность выбирать роли и сцены самому.
В кино Петренко дебютировал в 1967 году в ленфильмовской картине «День солнца и дождя» Виктора Соколова в роли фарцовщика. По-настоящему серьезную роль – Григория Распутина – Петренко сыграл в «Агонии» Элема Климова. Было это в 1974 году, после чего фильм лег на полку, и вышел на экраны только в 1981-м. Петренко удается уловить природную необузданность. В его героях, самых тихих на вид, бродит гремучая смесь. Элем Климов очень боялся ошибиться в выборе актера, ведь Распутина – фигура непонятная его загадка до конца не разгадана. Говорят, что пробовал Леонида Маркова. Но кто-то посоветовал посмотреть Петренко, тогда еще малоизвестного актера, тогда, мол, будет не игра, но подобие жизни. Съемки шли непросто. Петренко впервые снимался в большой роли. Климов его загонял, выматывал физически, зато результата добился. Потом уже он назовет Петренко не персонажем, а персоной, одного присутствия которого в кадре достаточно.
С историческими героями Петренко везло. Петра Великого в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» он сыграл весело и лихо, подойдя к нему с позиций смекалистого русского мужика. Петр тут и отец родной, и бороды рубит нещадно, и плясать всех чохом заставляет, насаждая новую моду, противную русской душе. Теперь Петренко удивляется смелости и настойчивости Митты, пригласившего опального Высоцкого. А вот от роли Петра Великого в американском проекте Петренко отказался: хотел играть непременно на русском языке, а не на английском. Кстати, и Анатолию Васильеву пришлось его уговаривать на роль в «Серсо». Читал ему пьесу Виктора Славкина дома, а Петренко уснул.
Вообще в фильмографии Алексея Петренко - больше 80 картин, множество ярких ролей: летчик Строганов в драме Германа «20 дней без войны», Подколесин в «Женитьбе» Мельникова, американский журналист Пол Дик в фильме «ТАСС уполномочен заявить», предприниматель Кнуров в «Жестоком романсе», Артур Конан Дойль в «Воспоминаниях о Шерлоке Холмсе»... Петренко умел создавать образы людей импульсивных, с разгульным нравом, в душе которых затаилась тоска.
Алексей Петренко любил петь украинские песни, принимал участие в гигантских хоровых действах. Он читал в сопровождении симфонического оркестра под руководством Федосеева – фактически сыграл Ивана Грозного под музыку Прокофьева – «Военные письма» Гаврилина. Ездил по разным странам с этой программой: «Это такое чудо – выступать с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под конец жизни был вполне удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь».
Глава большого семейства
Алексея Петренко называли великим, могучим притихшим вулканом, который в любой момент может дать о себе знать в силу непредвиденных «природных» обстоятельств. Петренко действительно был естественным, природным человеком. Он был просто устроен, как и положено нормальному человеку, не тратящему себя на всякую ерунду, сосредоточенному на работе и семье, на внутренней жизни, наконец.
Петренко трижды был женат, и трижды был по-своему счастлив. С первой супругой Аллой Петренко актер прожил 19 лет, в браке родилась дочь Полина (1962 г.р., вдова актёра Алексея Полуяна), у нее есть дочь Анастасия, проживают в Германии. Но актер с дочерью от первого брака не общался. Как рассказывала Полина, однажды Алексей Петренко заявил ей: «Ты мне не дочь!».
Со своей второй женой Галиной Кожуховой Алексей прожил более 30 лет. Говорят, их представила друг другу общая подруга Лидия Федосеева-Шукшина. Чтобы познакомится поближе, Галина Петровна взяла у актера интервью, а уже вскоре стала его женой.
Супруга постоянно сопровождала артиста в поездаках на съемки и кинофестивали, всегда была для него главным критиком. Она отговаривала Петренко сниматься в проходных ролях. «Если бы жена меня не тормозила, то материально я мог бы жить лучше...», - с улыбкой говорил Алексей Васильевич. А если кто-то в присутствии Галины Петровны принимался восхвалять ее мужа, она тут же замечала: «Вы мне мужика не портите!»
Сын Галины Петровны от первого брака, известный телеведущий Михаил Кожухов («В поисках приключений», «Вокруг света», «Моя планета») тоже внимательно прислушивался к советам мамы, дорожил ее мнением. К сожалению, в 2009 году Галина Кожухова умерла, Алексей Петренко вскоре женился снова. На этот раз на этнической узбечке - Азиме Расуловне Абдумаминовой.
Женитьба актера на восточной женщине заинтриговала многих. Свою невесту, этническую узбечку, и двух ее младших дочерей Алексей Васильевич перевез из Бишкека (как раз тогда в Киргизии бушевала революция). А через полгода сыграли свадьбу. Как рассказывали очевидцы, Москва давно не видела таких ярких и многонациональных торжеств.
Молодоженов поздравляли в грузинской хинкальной на Арбате. Из Киргизии прилетела мама невесты, из Украины - родня жениха. Пели песни на греческом, грузинском, узбекском. Эммануил Виторган был тамадой. Молодая жена актера признавалась, что батька (так она обращается к мужу дома) широко раскрыл объятия и сказал ее детям: «Все мои». А их у Азимы Расуловны четверо.
Со стороны казалось: вот она, абсолютная семейная идиллия. Как вдруг в милицейских сводках появилась тревожная новость. Сотрудники ДПС подмосковной Балашихи задержали Азиму Абдумаминову за нарушение правил дорожного движения. Вроде бы она пересекла на автомобиле двойную сплошную линию. Еще, уверяли сотрудники полиции, от нарушительницы пахло спиртным, и Азима якобы оказала блюстителям порядка сопротивление, отбиваясь кулаками и сумкой. Пришлось им «применить физическую силу и спецсредства», то есть наручники, согласно закону.
Следом в СМИ появилась совсем уж скандальная информация о том, что жену Петренко на ее родине в Киргизии обвиняют в крупных растратах. Мол, после госпереворота (Азима была сторонницей экс-президента Бакиева) она покинула свой пост директора «Кыргызфильмофонда», прихватив с собой два груженных добром «КамАЗа». А из фильмофонда пропали видеокамеры, проекторы, ноутбук... Много чего еще написали. В то время как ни сама Азима, ни Петренко ничего о себе не рассказывали, от комментариев отказывались, будто и сказать им нечего. Лишь однажды Алексей Васильевич сделал исключение и рассказал свою версию всех событий: «На самом деле никакого нарушения не было. Потом сами же полицейские это признали. И от жены пахло не алкоголем, а валокордином. Накануне мы привезли свою старшую дочь Зарифу из клиники Леонида Рошаля - у девочки постоянные обмороки. Как раз, когда Азиму задержали, она ехала за лекарствами для дочери. В квартире остались больная Зарифа и наша младшая дочь.
Жена обо всем этом сотрудникам ГИБДД рассказала. Но когда они увидели права и паспорт Азимы, а они у нее киргизские, сразу сделали выводы, что она здесь нелегально, регистрация липовая... Обрадовались, поймали преступницу! И начались такие оскорбления, что мне стыдно произносить…
Она попросила отпустить ее домой. Куда, мол, денусь без прав, машины и документов? Дом рядом, терпеть издевки было невыносимо. Она пошла к детям, дэпээсники ее догнали, сбили с ног, заломили руки повалили на землю. И в наручниках запихнули в машину. А наручники так затянули, что вены едва не полопались. Кстати, они все снимали на видео, но, вероятнее всего, только выгодную для себя сторону. Видно, методика у них отработана. Их трое, она одна, свидетелей нет. Повезли в наркологическую клинику для освидетельствования. Правда, когда узнали что она жена артиста Алексея Петренко, то забегали, засуетились. С Азимой стали по-человечески разговаривать. Четыре раза заставляли ее дышать в трубку на наличие алкоголя. Результат был отрицательный. Через две недели пришли ее анализы на наркотики - и наркотиков не обнаружилось. Еще в диспансере сотрудники местного ГИБДД попросили меня не предавать произошедшее огласке. И я дал слово никуда не жаловаться. Во-вторых, растравлять эту историю не хотелось, нельзя подбрасывать поленья в костер. Гнев - это страшный грех. А мне бы хотелось погасить ненависть, я пытаюсь жить по христианским законам. Каждый верующий знает: если Бог посылает испытания, значит, он не забыл тебя.
А по поводу баек про «КамАЗы» с добром, я ее спрашивал: «Азимушка, куда дела «КамАЗы»? Ко мне-то приехала лишь с двумя чемоданами и с двумя детьми!» Я эти наветы объясняю человеческой завистью. В Киргизии сменилась власть, Азима занимала руководящую должность при правительстве Бакиева, потом работала директором госфильмофонда. Она успела уехать из страны, и противники ее теперь грязью поливают.
Сейчас Азима и ее дети - это моя семья. Нам со второй женой Галиной Петровной Бог детей не дал. Хотя мы всегда мечтали о ребенке, как в русских сказках, жили-были старик со старухой, надеялись, что Бог подарит им сына или дочку… Не дождались. Галя болела долго и тяжело, в последние годы особенно. А когда ее не стало, я вообще растерялся. Выбор-то впереди небольшой: одинокая старость и болезни. И Господь будто услышал. У нас с Азимой есть дочь. За это я очень благодарен ей. Хотя ко всем ее детям и внукам отношусь как к родным. Мы счастливы - может, это и раздражает, вот и распускают о нас небылицы.
Когда мы с Азимой решили жить вместе, я поставил ей жесткое условие: или ты продолжаешь работать, заниматься своей политикой, или ты - моя жена. Жена по домострою. Будешь и дом вести, и моими делами заниматься как директор. Азима выбрала второй вариант, сказала: муж - моя родина. В нашем доме без моей воли ничего не происходит».
P.S. О причинах смерти легендарного актера пока не сообщается. Известно, что накануне он почувствовал себя плохо, потерял сознание, а после этого скончался не приходя в себя. Его смерть стала настоящим потрясением для родных, коллег и поклонников.
Алексей Васильевич был глубоко верующим человеком: «В советские времена нельзя было ходить в церковь, но я умудрялся. В Советском Союзе в красном углу вместо Христа с рушником стоял Ленин, а под подушкой у хозяина обязательно икона была... А воцерковлялся я поздно. Когда все английский учили, решил выучить церковнославянский. Долбил-долбил, читал, ничего не понимая, а потом раз - и осенило! За то, что я был упорный, Господь даровал мне право понимать язык. С Богом при встрече буду на церковнославянском говорить. Скажу: «Воздайте мне по делам моим». Что я натворил, за то и готов понести соответствующее «вознаграждение». И ничего больше».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Татьяна Васильева