Алексей Сидоров - изображение

Алексей Сидоров автор суперизвестного сериала «Бригада» и полнометражного коммерческого хита «Бой с тенью». Он, несомненно, счастливчик. Так обычно говорят о людях, чье везение очевидно, причины же его — непонятны и по определению отнесены к ведению Господа Бога. Хотя в данном случае, быть может, оно объясняется просто: режиссер принадлежит к тем редким представителям современного кинематографа, для кого зрительское кино — не плод профессионального расчета, а призвание; мир зрителя — это его собственный мир, и то простое и общепонятное, что в нем заключено, требует творческого выражения и зрительского отклика.

Алексей Сидоров родился 22 августа 1968 в городе Северодвинск. Закончил филологический факультет Петрозаводского университета по специальности «русский язык и литература». Затем Алексей Сидоров учится на Высших курсах сценаристов и режиссёров, которые заканчивает в 1999 году.

В 2000 году Алексей Сидоров работает режиссёром монтажа на картине «Рыцарский роман» (он же — соавтор сценария). Первая крупная самостоятельная работа в кино в качестве режиссёра — многосерийный телевизионный художественный фильм «Бригада», который Алексей снимает по своему сценарию, написанному в соавторстве с Игорем Порублевым и Александром Велединским. Этот сериал ждал огромный успех. «У американцев исполнительный продюсер - это человек, который ищет деньги, привлекает инвесторов, а у нас исполнительный продюсер - администратор, ежедневно ведущий проект. Я надеюсь, что у меня есть какое-то чутье и понимание публики, зрителя. Я сам из провинции и хорошо понимаю, что хотят видеть там. У нас рынок еще хаотичный. Если есть хорошая идея, то она сработает в любом случае. Когда я снимал «Бригаду», мне казалось, что мы опоздали, упустили время. Замысел возник зимой 97/98 года, потом был дефолт. У нас в стране ситуация неуправляемая, хаотичная. Запустились в 2000-м. Но картина не смотрится устаревшей. Это тоже отчасти характеризует рынок. В целом рынок развивается быстро. Российские кинематографисты, в первую очередь работающие над телевизионными сериалами, пока осваивают чужой опыт, жадно впитывают наработки зарубежных коллег, но совсем скоро будут снимать вещи совершенно оригинальные. Мы, русские, быстрообучаемые. У нас важно, ради чего делается кино, мы народ духовный. Как правило, американское кино - чистое развлечение, а нам важен смысл даже в развлечении, поэтому драматические финалы в умных российских фильмах более приемлемы, как ни странно.

Сейчас наиболее востребован самый массовый сериальный формат. Но лично мне хотелось бы больше заниматься полнометражным кино. Там другой уровень художественных задач. Сериал предполагает более расслабленный ритм, само развертывание действия не настолько плотное. В сериале на 44 минуты действия у тебя три поворота сюжета, и тебе этого хватит. А в кино должна быть плотность сверхвысокая. В полнометражной киноленте должна быть максимально конфликтная среда, а каждый эпизод - безупречен. Все сюжетные линии надо строго вести. Поэтому, как ни странно, в кино сложнее держать ритм, интригу».

Голливуд по-русски

После грандиозного сериала «Бригада» Алексей Сидоров занялся полнометражным кино, можно сказать, что он снял кино в сверхтяжелом весе. Спортивный боевик «Бой с тенью» о боксере Артеме Кочине, которому нужно раздобыть денег на операцию и спасти любимую девушку от наемных убийц. «В процессе монтажа «Бой с тенью» подвергся значительным сокращениям. Естественно, первой мыслью было пойти по пути Тарантино и выпустить фильм в двух частях. Но, в конце концов, мы сошлись на мнении, что лучше сделать один концентрированный фильм, чем два размазанных.

Сериал снимать легче: можно отдохнуть часов 15, где-то ошибиться. Зато в кино несопоставимые с телевидением бюджеты, а, следовательно, можно многое себе позволить. Например, сцену боксерского поединка мы снимали 10 дней, на одни тренировки сколько денег угрохали, а на технику... Даже особая нотка в разговоре двух людей без денег не достигается.

Часть фильма снимали в Лас-Вегасе, а где бы я нашел столько черных? Хотя, конечно, чернокожие ребята из России тоже принимали участие в съемках, и надо сказать, после «Боя с тенью» я стал меньшим расистом, чем был раньше. Я даже не понимаю зрителей, которые выходят из зала и описывают какого-то зверского негра. Прости господи, какой же он зверский.

Сложно было снимать второй фильм после успеха дебютной «Бригады». Сами подумайте, люди десятилетиями работают, чтобы их картины посмотрели миллионы, а тут первый фильм, и сразу такая аудитория. Конечно, на психику давит. Вот сейчас люди удивляются: «Бригада» была негативная, а герои «Боя с тенью» слишком позитивные. Ну ребята, вы уж определитесь, чего вы хотите. А то вы меня и за негативные ценности пинаете, и за позитивные тоже.

Молодежи нужны герои, на которых она могла бы равняться. Неважно, положительные или отрицательные. Герой - это тот, кто преодолевает несокрушимые препятствия. Если я сейчас брошу пить, то не буду героем. Для этого нужно сделать нечто превышающее мои возможности. И «Бригада», и «Бой с тенью» - фильмы о героях, но в последнюю ленту я хотел привнести положительный оттенок, потому что сам устал от чернухи. Хочется хэппи-энда, любви, искренности и счастья.

Саша Белый - герой, потому что он может вести за собой. А Артем Колчин... мне просто нравится этот парень. Я никого не собираюсь воспитывать, просто мне кажется, что во всем нужно царапаться до конца и знать, что рано или поздно за твои поступки тебя накроет. Если говорить о нравственной идее моих фильмов, то я считаю, что зло должно быть наказано. Это более правильная формулировка, чем то, что добро должно быть с кулаками».

Роль Алексея Сидорова в производственном процессе «Боя с тенью» менялась: над первой лентой он работал как режиссер, над второй - как продюсер и сценарист, а над третьей – опять решил вернуться в режиссерское кресло. «Это на самом деле это бизнес-ситуация. Я совершенно не собирался возвращаться. Более того, сценарий третьего «Боя с тенью» писался под определенного режиссера. Но он, к сожалению, был фактически дебютантом в большом кино. Так получилось, что мы запустились в производство первый раз с третьим «Боем» как раз в разгар кризиса, в 2009-м году. И руководство студии решило, что не получится, чтобы такую большую картину с таким сложным производством снимал дебютант. Так совпало, что я сидел без проектов и уже озверел без режиссуры. По образованию я не продюсер, не сценарист, а режиссер. Я умею создавать какую-то реальность, я умею управлять людьми и заставлять их как-то выглядеть иначе. И я сказал: «Давайте попробуем». Плюс, в любом случае было интересно за эти деньги, которые мы имели, снять картину такого уровня и производственной сложности. В принципе, это «non-stop action», это такая авантюра. Было интересно поработать в чужой среде, языковой в том числе.

Самое интересное то, что этот фильм с самого начала не задумывался как трилогия. Я хотел убить героя в конце первой серии. В одной из версий сценария так и происходило. И я до сих пор считаю, что я в глобальной перспективе совершил ошибку. Если бы я его убил тогда, то, возможно, сейчас снимал бы вообще другое кино. Я не хочу сказать, что все, что потом происходило, было плохо. Я бы, например, не снял третий фильм. А я им, в принципе, доволен, несмотря на то, что всегда как творческий человек вижу какие-то недочеты. Но я очень надеюсь, что в трилогии поставлена точка».

Помимо нашумевших трех частей «Боя с тенью» и сериала «Бригада» Алексей Сидоров приложил свою руку к созданию таких фильмов как «Слушая тишину» и «Тёмный мир». Они хоть и не имели такого же успеха у зрителей, но были по достоинству оценены кинокритиками. «Я всегда знаю, что хорошо, а что плохо. Поэтому я не сильно расстраивался, я знаю, что там и в сценарии, и во всей истории был потенциал, который, к сожалению, не до конца раскрылся».

Страшный секрет режиссера

В то время как Алексей Сидоров выпустил в свет свой культовый сериал «Бригада» и его популярность росла с каждым днем, в тысячах километров от Москвы, в городе Северодвинске, по старому интернатскому телевизору «Бригаду» жадно смотрел шестнадцатилетний парнишка Леня Сидоров. Родной сын режиссера…

Алексей Сидоров женился очень рано, в 20 лет, а его избраннице Ларисе было и того меньше - 18. Лариса с трудом окончила вечернюю школу, нигде не работала, в милиции лежали документы об ее отправке в колонию за пьянство и бродяжничество.

Вскоре у Алексея и Ларисы родился сын Леня. Родители Алексея сняли молодой семье комнату в коммуналке на окраине Северодвинска. Будущий режиссер «Бригады» работал на заводе и учился заочно. Лариса сидела с ребенком. По словам Светланы Николаевны, мамы Алексея Сидорова, сын ее невестке был не нужен. Она могла по нескольку дней не ночевать дома, а однажды пропала на три месяца.

Вскоре молодая семья переехала в Петрозаводск - Алексей учился в местном педагогическом институте. После очередного загула дочки мать Ларисы написала заявление в милицию с просьбой лишить обоих родительских прав. На суде Алексей Сидоров подписал все бумаги, и мальчика определили в детский дом. Бабушка забирала его на выходные. Вскоре тетя Лени решила оформить на него опеку, и 7 лет он жил у нее.

Сначала Леня учился в престижном лицее, где преподавала его тетя Елена Сидорова. Потом он стал воровать, и опекуны решили отдать мальчика в платную христианскую школу. Там он проучился около года, но был отчислен за плохое поведение. И сына режиссера «Бригады» отдали в интернат.

Когда вышел нашумевший сериал отца, Лёня сколотил в интернате свою банду по типу «Бригады». Себя он называл Космосом. Неоднократно подростков привлекали к ответственности за хулиганство. Лёня писал письма отцу, но ответ получил лишь раз. В нем он крупно и по пунктам расписал запреты на «...хулиганство, оскорбления и непочитание старших». Просил не доводить бабушку до слез: «Вся наша семья всегда старалась делать для тебя все, стремилась помочь стать порядочным и развитым человеком. Я в тебя вкладывал душу». Но этих слов молодой человек не понял…

Уже после интерната в декабре 2007 года Сидоров-младший с приятелем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вломились в комнату соседей по коммунальной квартире, где в тот момент находились двое мужчин и женщина. Как следует из материалов дела, «они долго избивали их всем, что попадалось под руку». А женщину злоумышленники не только избили, но и изнасиловали. В довершение налетчики уронили на женщину холодильник, потоптались на нем и ушли спать в соседнюю комнату. Жертва от полученных травм скончалась. Через несколько месяцев Леонида Сидорова осудили на 13 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Родные Алексея Сидорова переехали в Санкт-Петербург. Сам Алексей живет в Германии и продолжает заниматься кино, у него новая жизнь. Его бывшая жена Лариса живет в Северодвинске, но не поддерживает контактов даже с матерью (по словам Валентины Ивановны, «она добрая, только у нее, у пьяной, характер плохой»).

P.S. Сейчас Алексей Сидоров находится в творческом поиске: «У меня много разных вариантов. На самом деле, хотелось бы сделать что-то не ради коммерции, а ради вечного, что ли. Про любовь. Хотя на самом деле и в «Бое с тенью» людьми движет любовь, поиск искупления. Есть темы, с которых я никогда, видимо, не спрыгну, которые меня беспокоят. Я сам киплингианец и ницшеанец и, видимо, более-менее все мои герои с этим связаны. Видимо, нужно просто другой ракурс найти, но никогда не знаешь, что тебе придет в голову в следующие полчаса. Выбор зависит от массы вещей, начиная от суммы гонорара и заканчивая сроками. Но главное – история. Чтобы она торкнула, чтобы ты проснулся и сказал себе: слушай, чувак, я не могу жить, если не сделаю это кино, не потрачу свои бесценные часы и секунды, которых осталось не так много.

В кино всегда важно создать новый мир, это ключевая вещь. Телевидение по большей части работает как зеркало, а успешный, интересный, нужный фильм – всегда некая новая реальность. Она может быть и в замкнутом пространстве – другое дело, что здесь не спрячешься за взрывы и прочий трэш, нужно быть реально серьезным режиссером».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Валерия Заклунная



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 16/08/2014
Автор комментария: Сергей Ситников - 11.12.2018

Здравствуйте, Алексей. Вы бы сняли хороший фильм посвященный героическому подвигу советских войнов пограничников и армии на острове Даманский в марте 1969 года. В следующем году будет этому событию 50 лет. Еще живы непосредственные участники тех далеких боев. С уважением Сергей Ситников. Республика Хакасия, село Аскиз


Автор комментария: Владимир - 29.01.2019

Надо сделать фильмы типа Т-34 о МАРЕСЬЕВЕ, АЛЕКСАНДРЕ МАТРОСОВЕ, ДЕВЯТАЕВЕ


Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Атомный ад Урала

Атомный ад Урала

Опубликовано: 08/10/2003

Голодные овчарки лают так, что ежится весь барак. 5 утра. 'Подъем!' - орут 'суки' из самоохраны. Сползаю с 'вагонки' и сую ноги в сапоги. Опять мороз под 40.

Приговор незнакомцу

Приговор незнакомцу

Опубликовано: 05/12/2003

Первое впечатление о человеке складывается у нас в первую же секунду. При знакомстве с новым человеком ты почти мгновенно поймешь, симпатичен он тебе или неприятен. Науке пока не ясно, как наш мозг за...

Мистификации прошлого столетия: правда и вымысел о феноменах

Мистификации прошлого столетия: правда и вымысел о феноменах

Опубликовано: 05/12/2003

На протяжении 40 лет с момента проявления интереса к феноменологии человека, мне пришлось отследить массу сообщений о феноменах, которые широко известны в экспериментальной психологии. При личном моем...