Анатолий Кузнецов – легендарный Сухов из кинофильма «Белое солнце пустыни» – любимый герой всех поколений. Образ-легенда, который заслонил собой все созданное Кузнецовым до и после этого фильма. В тени остались великолепные работы комедийного и трагедийного плана. Но Анатолий Борисович не был «артистом одной роли». Его вклад в кинематографическое искусство так велик, что, думается, еще не оценен по достоинству. Следующим поколениям зрителей предстоит открывать в экранных образах Анатолия Кузнецова новые стороны, а следующим поколениям киноартистов – изучать по ним таинства актерского мастерства.
Отец Анатолия Кузнецова хотел, чтобы сын стал эстрадным исполнителем. Сам он пел в военных ансамблях, выезжал на фронт, впоследствии работал в труппе Большого театра. В детстве и юношестве Анатолий исправно слушал отца, учился в музшколе, а затем, обладая неплохими вокальными данными, поступил в Музучилище. Но, несмотря на то, что заниматься ему было интересно, втайне от семьи он подал документы в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, и был принят в оба. Недолго думая выбрал МХАТ. На первом же курсе Анатолия пригласили сниматься в кино. Роль была небольшой, название фильма никто не помнит, но о парне в «Мосфильме» заговорили. А после окончания училища молодой артист получил сразу два приглашения на главные роли — в фильмы «Гость с Кубани» и «За витриной универмага».
Одновременно Анатолию предложили работу в старейшем русском театре Ярославля, а еще — влиться в коллектив своего старого курса под названием «Современник». Но кино не отпускало Кузнецова, и вся его дальнейшая творческая жизнь сложилась в большей степени в кинематографе. Одной из первых значительных киноролей артиста стал геолог Владимир Батанин в фильме «Случай на шахте восемь». Именно после этого, как признается, актер, он уже не мог спокойно ходить по улицам — его стали узнавать.
Роли военных разных рангов и «людей в погонах» из иных ведомств часто выпадали Анатолию Кузнецову. Он был и красноармейцем Чубуком в экранизации гайдаровской «Школы», и дивизионным комиссаром Весниным в «Горячем снеге» по роману Бондарева, и командиром партизанского отряда в болгарско-чехословацком фильме «На том берегу свобода», и генералом Ганецким в историческом фильме «Турецкий гамбит»… Адмиралы, генералы, полковники и подполковники милиции, подпольщики, военачальники, ветераны спецслужб – возможно, все они продолжают линию «товарища Сухова» из культового фильма Владимира Мотыля 1969 года.
А ведь Анатолий Кузнецов мог и не стать Федором Суховым! Все шло к тому, что красноармейца сыграет Георгий Юматов. Кузнецов успешно прошел пробы, а потом… сломал ногу. На его место взяли Юматова. К несчастью для себя и к счастью для миллионов телезрителей, тот был отстранен от съемок из-за пристрастия к спиртному, и на культовую впоследствии роль вернули Анатолия Кузнецова. Мужественный красавец Георгий Юматов при всей своей фактурности вряд ли был бы настолько выразителен в роли красноармейца Сухова - такого простого, такого хозяйственного (наведшего порядок в гареме Абдуллы!) и такого себе на уме. Настоящего русского солдата, который в огне не горит, в воде не тонет, а подвиги и добрые дела совершает словно бы походя, без пафоса.
«Товарищ Сухов» после выхода фильма на экраны пережил настоящий бум славы. А популярности фильма, наверное, никогда не суждено исчерпать себя. Космонавты, которые летают в экспедиции на околоземную орбиту, до сих пор смотрят перед полетом «Белое солнце пустыни». «Все и всегда спрашивают, как снимали «Белое солнце пустыни» и как я к этому отношусь. Я уже научился реагировать на это спокойно, но иногда могу отказаться от интервью. Однажды журналистка прислала мне вопросы для интервью. Из ста — 75 были про «Белое солнце пустыни». Я почитал, очень расстроился и сказал, что не буду с ней разговаривать, просто не хочу. Ведь я кого только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном разливе стали. А о товарище Сухове, когда меня спрашивают, отвечаю так: «А кто такой артист Бабочкин?», говорят: «Чапаев», «А кто такой Тихонов?» — «Штирлиц!». И потом я начинаю объяснять людям или целому залу, если это на концерте, что это были уникальные, великие, актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве. Ведь у Леонардо сотни картин, а каждый человек в мире знает лишь «Мону Лизу»». Но Анатолий Борисович, конечно же, был благодарен «товарищу Сухову» и фильму всей своей жизни. «Это был счастливый лотерейный билет!» — с улыбкой говорил он. И даже спустя много лет согласился повторить этот образ в эпизоде детского фильма Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина».
«Эльдару Рязанову я отказывал четыре раза»
У каждого артиста есть роль, которую он по какой-то причине не сыграл и потом пожалел. И Анатолий Кузнецов не исключение: «Жалею о картине «Карнавальная ночь». Я был еще никому не известный актер. И вот мне, никому не известному, звонит никому не известный Эльдар Рязанов и предлагает роль в своем первом фильме «Карнавальная ночь». Я почитал сценарий, и меня роль совсем не устроила. Какой-то электрик, совсем простой образ. У Гурченко там хоть песня какая-то. Именно в это время в Киеве мне предложили фильм «Путешествие в молодость»: альпинист, инженер, в общем хорошая роль, и сюжет о группе, которая пошла в горы, там проверяется дружба. Рязанову сказал: «Нет», а потом смотрю фильм, когда он вышел на экраны, и думаю: «Да, замечательную ленту упустил». Вообще Эльдару Александровичу я отказывал четыре раза. Второй раз — «Берегись автомобиля». Уже был утвержден Смоктуновский на роль Деточкина, а мне он позвонил и предложил друга его — милиционера. А мне к тому времени так надоели все эти положительные образы партийных деятелей, милиционеров, хотелось создать отрицательный образ. Сказал об этом Рязанову, он задумался и перестал звонить. И вот пошел я в кинотеатр на этот фильм и чуть не плакал — такая ведь хорошая роль, там можно было развернуться, я мог бы сделать лучше. А еще я мог вместо Гафта сыграть председателя кооператива в «Гараже».
Рязанов звонил, уговаривал. А мне за несколько дней до его звонка мне позвонили из Чехословакии и пригласили на главную роль чешского крестьянина в экранизации повести Карела Чапека «Гордубал». Я ответил, что подумаю. Прочитал книгу и немедленно дал согласие. А буквально назавтра звонит Эльдар Рязанов, предлагает роль председателя кооператива в «Гараже». Ну что тут делать?! Я рассказал ему все как есть. Оказалось, он знает и ценит эту повесть Чапека. Он меня понял и простил за этот, уже третий, отказ. А последний раз уже я хотел играть в «Стариках-разбойниках», но Рязанов отдал предпочтение Никулину и Евстигнееву, а мне предложил небольшую роль».
Было и такое, Анатолий Борисович снялся в картине, а его не показали: «Было такое - мой друг, сценарист Юрий Нагибин, написал сценарий к фильму «Председатель». Он очень хотел, чтобы я сыграл центральную роль, но я отказался. И тогда он попросил меня быть талисманом картины и предложил эпизод. Я играл мужика Федю Завязанного, с повязкой на подбитом глазу. Все делал, как хотели режиссер и сценарист, а когда работа была закончена, подошел к ним: «Талисманом побыл, а теперь вырезайте мой эпизод»!»
Любимая женщина товарища Сухова
В студенческие годы Анатолий Кузнецов на одной из вечеринок Галины Волчек познакомился с Александрой Ляпидевской, которая училась на режиссерском факультете ВГИКа и была дочерью легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
Супруги долгое время не имели детей, и только когда обоим было уже за 40 лет, у них родилась дочь Ирина. Кинематограф Иру не заразил так, как ее родителей, и она стала искусствоведом, окончив МГУ по соответствующей специальности. Анатолий и Александра Кузнецовы прожили вместе дружной семьей, успев отметить серебряную и золотую свадьбу. В конце жизни актер признавался супруге в любви и называл свою личную жизнь счастливой.
В последние годы жизни Анатолий Кузнецов сильно болел. Он пережил тяжелый инфаркт, а позднее врачи диагностировали у него рак. Долгое время артист лечился от онкологии, облучение, проведенные операции истощили организм Анатолия Борисовича. По словам его супруги, после изучения анализов его знакомый профессор отверг поставленный ему другими медиками диагноз, назвав причиной недуга простой полип. Но время для лечения было уже упущено, здоровье подорвано. 7 марта 2014 года Анатолий Кузнецов умер в палате реанимации. Причиной смерти звезды экрана был назван рак.
Александра Анатольевна долго не могла смириться со своей потерей. Кроме того, после смерти мужа у неё произошёл конфликт с дочерью, который как будто, предвидел муж: Кузнецов беспокоился, что станет с женой после его кончины, вспомнив о жёстком характере Ирины. Ссора произошла из-за того, что новый муж Ирины, Сандро Андроникашвили развесил в их общей квартире абстрактные картины своей матери, заменив хорошие полотна старых художников, которые Александра Анатольевна собирала годами. Дочь приняла сторону мужа и они вдвоём вынудили женщину переехать в загородный дом.
Послесловие
Великий актёр снимался в кино на протяжении 60 лет. Первую роль сыграл он в 1954 году, а последнюю – в 2014-м, году своей смерти. Это был старый генерал Тимофеев, фронтовой товарищ майора МУРа Ивана Черкасова, во франшизе советских ретродетективов: «Мосгаз» и «Палач». В последующих продолжениях фильма великого актёра уже нет…
Анатолий Борисович Кузнецов был человеком скромным и абсолютно не звездным. Он всю жизнь был предан своей профессии и своей жене, получал удовольствие от творчества и своим искусством делал наш мир чуточку светлее и краше.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Киану Ривз