Андрей Звягинцев - изображение

87-я церемония вручения премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 2014 год состоится 22 февраля 2015 года в Лос-Анджелесе. Номинанты были объявлены 15 января 2015 года. Номинантом на премию в категории «Лучший фильм на иностранном языке» стал фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Сам фильм был довольно холодно принят в Российской федерации и его даже пытаются запретить к показу. Так совпало, что режиссер фильма Андрей Звягинцев 6 февраля будет праздновать день рождения и мы хотели бы познакомить наших читателей с ним поближе.

Андрей Петрович Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Его мать работала в школе учителем литературы и русского языка. Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать. Родители развелись, когда Андрею было пять лет.

В 1984 году Андрей Звягинцев окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова). Начал работать в Новосибирском ТЮЗе, но вскоре его призвали в армию и он служил в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле. В 1986 году уехал из Новосибирска в Москву поступать в ГИТИС, в котором окончил в 1990 году актёрский факультет (мастерская Евгения Лазарева).

После окончания ГИТИСа Андрей Звягинцев в театр не пошёл, так как по его словам, «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать «продукт», вместо того, чтобы заниматься искусством». Андрей пробовал писать, написал несколько рассказов, но дальше это не двинулось. Он всёрьез увлекся кино, в Музее кино смотрел ретроспективы Годара, Антониони, Курасавы, Бергмана. До 1993 года работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского, в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров.

Потом Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр Звягинцев снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро.

Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования. Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала «Ren TV», как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.

Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева состоялся на «Ren TV». Им был снял фильм в рамках цикла с названием «Чёрная комната». Это были короткометражные новеллы «Выбор», «Бусидо» и «Obscure». В 2003-ем году зрители смогли оценить полнометражную картину Звягинцеву. Он назвал её «Возвращение». Как позже было отмечено критиками, сюжет развивается неспешно. В кинофильме долгие крупные планы и пейзажи. Это несвойственно современному кино. Однако режиссёр в интервью сказал, что так он ощущает мир, именно такие жизненные ритмы он чувствует. Это Звягинцев и стремился показать зрителю, чтобы сидя перед экраном, люди почувствовали, что именно так и течёт жизнь.

Критики и прокатчики заранее окрестили картину Звягинцева «Возвращение» непрокатной, считая, что широкому зрителю она будет неинтересна. Однако только за первые две недели проката было собрано 260 тысяч долларов. Бюджет же составил менее полумиллиона долларов. Режиссёра считают феноменом, так как, выпустив свой первый полнометражный фильм, он получил за него двух «Золотых львов», был выдвинут на «Оскар». В прокат картину приобрели тридцать две страны. Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.

Следующий фильм Звягинцев снял в 2007-ом году. Его название – «Изгнание». Критики вновь отнеслись к режиссёрской работе благожелательно. Картину признали лучшим фильмом российской программы на Московском фестивале. Главная роль была сыграна Константином Лавроненко. Актёр в Каннах за данную роль получил «Золотую пальмовую ветвь». Эта мужская роль была признана кинофестивалем лучшей. Надо отметить, что Лавроненко сыграл и в первой картине Звягинцева – в «Возвращении».

«Левиафан»

Очередной всемирный успех Звягинцева повторился в 2014 году, с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар».

Критики считают, что фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» самый точный портрет российской действительности. «Замысел появился случайно. За столом в разговоре с переводчицей в 2008 году во время съемок короткометражной картины в рамках альманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю». Тогда мне рассказали историю, произошедшую в Америке, штате Колорадо еще в 2004 году, когда Марвин Джон Химейер снес несколько административных зданий в ответ на то, что власть не хотела считаться с его правом. Тогда же мне стало понятно, что эта история могла произойти где угодно. Ближе, чем Россия, для меня нет ничего, поэтому мы перенесли этот сюжет в наши реалии. А очень скоро стало понятно, что у этого сюжета есть протосюжет — история бедного Иова. Отсюда возникло название «Левиафан».

Мы очень избирательно подходили к мату в фильме, буквально к каждому слову. Но здесь он был необходим. А если говорить о закон, запрещающий использовать нецензурную лексику в кино - оскопленный язык, запреты — это все не очень хорошо. К таким вопросам нужно подходить избирательно. В конце концов, есть же общественное соглашение: на постере написано «осторожно, ненормативная лексика». На мой взгляд, этого достаточно.

Некоторые считают, что в фильме слишком много водки. Среди них министр культуры РФ. Пожалуй, это первое, что он сказал после просмотра: в России так не пьют. Знаете, есть такой русский спорт — взять бутылку водки, закрутить воронкой и одним махом выпить до дна. Конечно, я бы не хотел, чтобы Россия ассоциировалась с большим количеством водки. Но с другой стороны — как по-другому можно было спастись от той пустоты, которая обрушилась в фильме на Николая?

Если я правильно интерпретирую слова министра, то он сказал: картина талантливая, но мне не понравилось. И его можно понять. Перед ним стоят какие-то другие задачи. Например, сделать мир лучше. Для меня это была первая встреча с ним, и я увидел человека, который слышит. У него есть твердая позиция, которая заслуживает уважение. Он ясно видит перед собой цель. Но он автоматически переносит свои представления о мире на вопросы искусства — что оно тоже должно быть духоподъемным, обнадеживать, нести свет и говорить, что все хорошо. Возможно, так и есть. Но есть люди, которые смотрят на это по-другому. И я рад, что такие картины поддерживаются государством в том числе.

При этом у нас не была цель вступать в конфронтацию с властью или правительством. Вовсе нет. Мало того, картина поддержана Минкультом и Фондом кино. Просто если ты не чувствуешь, что все временно, если у тебя нет ощущения, что главный твой долг и обязанность — говорить правду, то, что ты видишь... Для меня это выглядит так: либо об этом не говорить вообще, либо делать это максимально открыто, честно. А забегать вперед, бояться каких-то нерадужных перспектив... Проблемы нужно решать по мере поступления. Мы сделали фильм, он готов. На той же встрече с министром я сказал, что у меня есть еще два серьезных замысла. Он сказал — приносите сценарий. Так что пока все хорошо. Другим я стараюсь не давать советы, но про себя могу сказать: у меня есть твердое намерение оставаться в России и продолжать снимать кино. Как-то так».

Актер фильма «Левиафан» Алексей Серебряков: «Я оказался на этой картине только стараниями моей жены, которая меня уговорила сниматься. Поскольку я знал, что Звягинцев человек непростой и для него кино важнее жизни. А для меня жизнь важнее кино. Поэтому мы с ним принципиально расходимся. Наверное, поэтому я не встречался с министром культуры. Но теперь я бесконечно рад, что оказался на съемочной площадке этой картины. Звягинцев не только человек, который фанатично предан кино. Он еще чрезвычайно отзывчивый, слышащий и очень тонко чувствующий людей человек. Практически все, что я предлагал на съемочной площадке, он утверждал».

На вопрос о причинах побудивших кино-академию выдвинуть фильм «Левиафан» на «Оскар» сам Андрей Звягинцев ответил так: «Понятия не имею, оскаровский наш фильм или нет. Я в таких вопросах плохо ориентируюсь, о вкусах американских академиков мне сказать нечего. Во всяком случае, делая кино, о премиальных перспективах не размышляю, как не думаю о том, на какой лоток предложить фильм для продажи. Я не продавец. В этом полагаюсь на американского прокатчика, «Sony Pictures Classics». Он, конечно, заинтересован в победе. У «Sony» огромный опыт работы с такими фильмами, как наш, так что шансы, наверное, есть. Остальное ­зависит от судьбы.

Можно без преувеличения сказать: произошел прорыв — номенклатура проиграла этот раунд. Извечное и всесильное российское кумовство вдруг дало сбой. Причины две: скандал 2011 года, на который оскаровский комитет отреагировал значительным расширением своего состава. Теперь в него попали люди, не ангажированные ­номенклатурой, в комитете появилось больше свободных людей, способных высказывать самостоятельные мнения. И вторая, главная: профессиональный подход к делу продюсера «Левиафана» Александра Роднянского, который приложил серьезные усилия к тому, чтобы максимальное число членов комитета посмотрели картину на большом экране».

«Левиафан» во многом противоположен всему, что люди привыкли видеть в фильмах: «Я уверен, что делаю один большой фильм: как начал двенадцать лет назад с моими друзьями и соавторами рассматривать некоторые интересующие нас идеи, так мы и продолжаем ­ делать это по сей день. Я смотрю на это движение как на естественный процесс творчества, который не регламентируется ни конъюнктурными, ни рыночными соображениями. Могу сказать одно: «Левиафан» стал ответом на многое из того, что происходит сегодня в стране, однако это было лишь толчком к созданию фильма, рассматривающего куда более важные проблемы человеческого бытия, чем просто и только актуальную и злободневную перспективу».

P.S. Андрей Звягинцев не раз видел реакцию на фильм «Левиафан» людей в Европе, в Америке. «Я вхожу в холл перед залом, и из зала выходят люди, которые не знают, кто я такой, и проходят мимо. Это в Америке было. И две женщины идут и обливаются слезами, американки. И я задаю себе вопрос уже ретроспективно после того, что здесь я слышу, неужели они так горько льют слезы по поводу того, что вот ты какая Россия? Они не потирают ручки - какая же ты, Россия, оказывается, грязная и неумытая. Они льют слезы по самим себе, потому что фильм и о них тоже, об их человеческой доле. Об этой несправедливости, которая просто как сеть наброшена на мир людей, и так далее. Эта история абсолютно универсальна. Нас семь миллиардов, не 140 миллионов, мы — огромная планета людей, и все люди очень похожи. Вот как-то так».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Виктор Проскурин



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 31/01/2015

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Андрей Миронов

Андрей Миронов

Опубликовано: 08/10/2003

Какой живой памятник - Андрей Миронов! Мурашки бегут, когда он опять поет и играет на экране, подмигивает и смеется... конечно же, он создал это ни на что не похожее и никем не заменимое, неповторимое...

Новая земная раса.

Новая земная раса.

Опубликовано: 05/12/2003

Они появляются как выходцы из ночного кошмара. Низкорослые, человекоподобные создания с большой головой и крупными, широко раскрытыми чёрными глазами, крепкого сложения и испускающие отвратительный то...

Акрофобия

Акрофобия

Опубликовано: 23/12/2015

Я парил высоко над землёй, подставляя восходящему потоку свои широкие могучие крылья. Пьянящий восторг свободы, полёта в заоблачной выси кружил голову. Но я не забывал зорко смотреть, нет ли где добыч...