30 октября 2018 года после ранее перенесенного инсульта скончался выдающийся режиссер-мультипликатор Давид Янович Черкасский. Созданные им мультфильмы знают и любят все от мала до велика: «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ», «Доктор Айболит».
Давид Черкасский родился в городе Шпола Черкасской области. Его отец работал печатником, участвовал в гражданской войне с 1919 по 1922 годы. Когда родился сын он служил заместителем украинского наркома юстиции. Мать была домохозяйкой. Когда родился Давид, врач, пришедший проведать ребенка, утешил маму, сказав: «Не самый лучший товар в мире».
До войны семья переехала в Киев, где жила в доме на углу Прорезной и Пушкинской. Во время войны отец будущего мультипликатора служил в штабе делопроизводителем секретного отделения 188-й стрелковой дивизии. А сам он с мамой и теткой был эвакуирован в Чкалов, а потом в Куйбышев.
В школе Давид Черкасский увлекся спортивной гимнастикой, состоял в сборной страны среди студентов. Он рассказывал, что создавать мультфильмы захотел в шесть лет, но после школы отправился учиться на инженера строителя в Киевский инженерно-строительный институт. А после него некоторое время проработал в проектной организации.
В это время он услышал, что на студии «Киенаучфильма» открывают цех мультипликации, отнес свой рисунок и был зачислен в штат. Рисовать Давид Черкасский не учился был самоучкой. «В Киеве вдруг решили организовать студию мультипликационных фильмов. Когда я приехал на «Киевнаучфильм», там под кабинетом директора уже сидели человек пятнадцать художников, за плечами у каждого был художественный институт. Они принесли профессиональные свои картины, а я - рисунки с изображением того, что меня увлекало: картинки ковбоев, рыцарей, казаков в движении. Я много смотрел мультфильмов, много срисовывал. Но герои у меня получались неклассическими. Когда я показал это директору студии, который тоже к мультипликации не имел никакого отношения, он увидел то, что ему было близко, и взял меня на работу.
Для начала нас повезли на «Союзмультфильм» - посмотреть, что это такое и как выглядит. В коридорах студии пахло целлулоидом, ходили полупьяные художники... Но мы смотрели на них как на богов. Мэтры приходили на работу к 10-ти, потом базарили, точили карандаши - это был их ритуал. В 11 один из них сладко потягивался, поднимался из-за стола и шел через дорогу. Там он мечтательно смотрел на пруд с лебедями и поворачивал налево, к будочке. Чем она была замечательна? Тем, что ты бросал туда двугривенный и получал полстакана портвейна. За первым к будочке отправлялся второй художник, потом третий... Освободившиеся еще более мечтательно смотрели на пруд с лебедями... Когда от будочки отходил последний мультипликатор, к ней снова направлялся первый... В общем, к трем часам они были пьяны в стельку, но как работали! Гениально - лучшего я просто не видел!
Мы приобщились к высокому искусству, смотрели фильмы Диснея. Через неделю нас привезли в Киев и бросили в реку: плывите! Наши руководители Ирина Борисовна Гурвич и Ипполит Андроникович Лазарчук - шикарные были люди! - не стали с нами нянчиться, а сразу предложили снять двухчастевый фильм «Приключения Перца». Ну а поскольку мы понимали, что так, как на «Союзмультфильме», не сделаем, пошли своим путем. У нас была очень своеобразная мультипликация, мы сверкали, затмив даже москвичей с их традициями. С нами носились как с писаной торбой, наши работы везде хвалили. Скажу по-еврейски: разве это могло не нравиться?! Вообще я всегда бежал на работу, потом домой, чтобы быстрее заснуть, а потом проснуться и пойти на работу. Это для меня счастье», - так вспоминал он время работы на студии.
В 1961 году случай свел его с художником Радной Сахалуевым, который впоследствии придумал пиратов из «Острова Сокровищ» и нарисовал Врунгеля. Давида Черкасского исключили из комсомола в рамках кампании по борьбе со стилягами, после того, как он разделся во время празднования Нового года. На некоторое время его разжаловали в осветители, тогда он и познакомился со своим будущим партнером по проектам. Первую известность режиссеру принес ролик о пожарной безопасности – «Тайна черного короля». Картина получила поощрительную премию за дебют на мультипликационном фестивале в Румынии. За ней последовали другие фильмы, в том числе ТВ-сериалы «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит», а также двухсерийный полнометражный телефильм «Остров сокровищ», которые принесли славу режиссёру.
Начиная с 90-х, когда прекратилось финансирование мультипликации, снимал рекламные ролики, участвовал в юмористической передаче «Золотой гусак».
«Жизнь любит разнообразие»
Давид Черкасский был женат на режиссере мультипликаторе Наталье Марченковой. Его сын Александр также выбрал сферу кино и телевидения - он телережиссер. «Нет большего счастья в семье, чем рождение ребенка. Да и не было у нас несчастливых, грустных каких-то моментов. Я прекрасно отношусь к Наташе. Хотя мне кажется, что супружество — античеловечно, аморально. Человек совершенно полигамное животное, а не моногамное. Потом, и мужчины, и женщины сильно отличаются друг от друга, мыслят по-разному. Но самое главное в браке — это дети и еще умение стареть вместе, чтобы не было дрязг и ссор. Наш сын ни разу не слышал, чтобы мы с женой орали друг на друга. Конечно, мы ссорились, но никогда не повышали голос, тем более что всегда обращались друг к другу на вы. Я был у Наташи всегда режиссером, а она мой мультипликатор, к тому же я старше на 14 лет. Главное — притереться так, чтобы не было в доме шума. А вообще надо менять сексуальных партнеров, и чем чаще, тем лучше. Жизнь любит разнообразие».
С супругой Давид Черкасский развелся, но они продолжали жить в одной квартире. Они оба говорили, что развод получила Наташа, а он так и остался семейным человеком. «Он со мной не разводился. Это я с ним развелась. Вообще не жалею, ведь ничего не изменилось. Как была за каменной стеной, так и осталась. Давид по-прежнему приносит в дом деньги, покупает продукты. Он очень надежный человек, несмотря на свой взрывной характер. И я считаю, что в жизни мне с ним просто крупно повезло. Другого такого не найти», - рассказывала в одном из интервью Наталья.
На вопрос журналистов про слухи о любовных похождениях мэтра, Черкасский отвечал: «Большей частью - легенды и сплетни, которые, как вы понимаете, я распускаю о себе сам. Возвращаются же они ко мне, прибавив в масштабах и обрастая подробностями.
Поскольку дам я любил выше себя, завидев подходящую, забегал вперед, становился перед ней и был уже вроде наравне. Если за женщиной семенишь и заглядываешь ей в лицо, ничего не выйдет. Однажды, знакомясь с девушкой, я так неудачно ее повернул, что непривычно оказался внизу. Задрав голову, сказал: «Здравствуйте!», но она смерила меня взглядом и тут же отрезала: «До свидания!»
Из 20-30 женщин, которых я из толпы выхватывал, примерно 10 соглашались прийти на свидание... Из них шесть приходили, и как правило, две встречи увенчивались победами».
Режиссер не раз упоминал, что, несмотря на возраст, любит тусовки, обожает танцевать, слушать анекдоты и застолье, «когда сидят и о чем-то интересном речь идет». Очень любил рок-н-ролл и танцевал его даже в 70 лет. В одном из интервью, когда ему было 74 года, он говорил: «Мой конек – это быстрый танец!». А еще Давид Черкасский любил готовить мясные блюда. Как вспоминала его супруга, мама научила его готовить такие котлеты, что пробуя их «люди умирали от счастья».
Послесловие…
Все, за что бы ни брался знаменитый режиссер-мультипликатор Давид Черкасский, он делал радостно и гениально. Весело творил, уморительно острил, гусарски ухаживал за дамами, напропалую кутил... При одном только упоминании его имени коллеги-аниматоры невольно расплываются в улыбке, да что там коллеги - Черкасского любили все. «Раньше я вздрагивал, когда меня называли «гениальным», а потом привык. Слово «гениальный» - оно обязывает».
Цитаты Давида Черкасского
У Черкасского был собственный, ни на кого непохожий стиль, его интерпретации классики, совершенно «несоветские», были по-настоящему хулиганскими.
• Мы бандито, знаменито, мы стрелято пистолето, o yes!
Мы фиато разъежато целый день в кабриолето, o yes!
Постоянно пьем чинзано, постоянно сыто-пьяно, o yes!
Держим в банко миллионо, и плеванто на законо, o yes!
• Бен Ганн. В детстве был благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился…
• Не надо гоняться за счастьем: просто стань у него на пути или ляг, если тяжело стоять, но не гоняйся, потому что будешь видеть только его хвост.
• Троещина - прекрасный тихий район! И мне тут нравится, у меня здесь много знакомых. Нормальные люди - ничего из себя не строят. Красивые и неторопливые, что очень важно. И если вы думаете, что на Печерске больше интеллигенции, то очень ошибаетесь! Настоящая интеллигенция тихо разбрелась по окраинам.
• Я низшая ступень среднего достатка. У меня нет машины, нет дачи. Я могу пойти куда угодно - выпить, закусить, повеселиться. Могу купить себе хорошую книгу, пойти в театр. Но, например, построить дом - это «повыше» нужно быть…
|
Читайте ещё на нашем сайте - Александра Пахмутова