Многим из тех, кто когда-либо интересовался детективной литературой, известно имя знаменитого мастера этого жанра Джеймса Хедли Чейза. Биографические сведения о писателе крайне отрывочны. Чейз вел сугубо частную жизнь, редко давал интервью и недолюбливал журналистов. Писатель любил повторять: «Если книги писателя распродаются стабильно и хорошо, ему вовсе не надо тратить время на интервью и написание предисловий и незачем беспокоиться о том, что скажут критики».
Джеймс Хедли Чейз (настоящее имя Рене Брабазон Раймонд) родился в Лондоне. Отец будущего знаменитого писателя мечтал о том, что сын выберет для себя надежную и обеспеченную карьеру банковского служащего, однако сам Рене решил иначе. Его неумолимо тянуло к литературе, появилась любовь к интересным книгам. Надо сказать, что годы его обучения и юности прошли в Рочестере, в королевской школе. В 18 лет Рене покидает родной дом, бросает учёбу и без гроша в кармане кидается в вихрь «настоящей жизни».
Он испробовал немало профессий, менял множество мест работы, и вот однажды становится агентом-распространителем книг «Детской энциклопедии». Позднее он так с иронией вспомнит об этих годах: «…пришлось постучать не менее чем в сто тысяч дверей, и за каждой из них мог встретить любого из персонажей своих будущих романов, и ожидать любой приём — от любезного приглашения зайти и выпить чашечку кофе до резкого приказания убираться вон… И столько пришлось мокнуть под дождём и сбить каблуков на мокрых мостовых, что сейчас никто не в силах заставить меня выйти из дома в сырую погоду…».
Через несколько лет молодой и сообразительный парень уже работает в крупной оптовой книжной фирме — сначала рядовым продавцом, а затем заведующим отделом поставки товара в специальные книжные магазины. Здесь он плотно знакомится с различными литературными изданиями, много читает, иногда ночи напролет, собственными глазами видит весь этот бизнес и заодно изучает литературные пристрастия «массового потребителя». Со временем Рене решается написать что-нибудь своё и создаёт несколько юмористических рассказов, используя при этом различные псевдонимы, а также и своё настоящее имя Рене Реймонд.
Немногим позже, в 1938 году, всего за двенадцать дней начинающий писатель создаёт свой первый серьёзный роман под названием «Орхидей для мисс Блендиш не будет». Этот роман получил грандиозную популярность и стал началом писательской карьеры Чейза, впоследствии «мастера полицейского детектива».
Роман «Орхидей для мисс Блендиш не будет» был на ура принят издателями, критиками и, конечно же, читателями, он стал бестселлером, и по его мотивам был снят художественный фильм. С тех пор Джеймс Хедли Чейз становится профессиональным писателем. Он переезжает на постоянное место жительство в Швейцарию и поселяется там в уютном домике, расположенном на берегу Женевского озера.
За годы своей писательской деятельности Чейзом было написано более 100 романов, многие из них экранизированы. Его произведения приобрели популярность даже в Азии и Африке, а большинство экранизаций сделаны французами.
Точное количество написанного неизвестно, потому что Джеймс часто писал под псевдонимами. А с другой стороны, многие романы были лишь подписаны его именем. Чейза, по-видимому, это не интересовало – продаются и ладушки.
Зато интересовало его собратьев по перу. В 1943-м году Раймонд Чэндлер обвинил Чейза в плагиате – имелась в виду, правда, лишь сюжетная линия, – и Чейзу пришлось публично извиняться.
Интересно, что в дальнейшем многие авторы не только писали «под Чейза», но и напрямую использовали его сюжеты. Так в Советском Союзе романы выходили в жутких переводах, с вариативными концовками, под разными названиями – чтобы запутать читателя. Некоторые произведения и вовсе не принадлежали перу «маэстро» – покупатель клевал на бренд «Джеймс Хедли Чейз», и содержание подделки иногда не столь уж отличалось от оригинала. А если учесть, что сам Чейз также много публиковался под псевдонимами (и некоторые оспариваются исследователями), то положение окончательно запутывается, к радости невзыскательных издателей.
Чем хуже пишешь, тем лучше продается
Чейз писал в жанре «hard-boiled» – «круто сваренного» детектива, но существенно отличался от других авторов, работавших в этом жанре. «Я, как ищейка, беру след и чую, чего хочет читатель. И что он купит... Мои книги особенно популярны в Штатах. Там все всегда спешат, всем некогда. Люди делают деньги. Они не хотят тратить время на психологические переживания автора, описания природы и вообще всего, что уводит от сюжета, от действия. Они хотят прочитать книгу, не отрываясь и не задумываясь над тем, почему герой поступает так, а не иначе. Кстати, действие моих первых книг происходит в Соединенных Штатах. Я их писал до того, как побывал там сам, жизнь тамошнюю описывал по сведениям, почерпнутым из туристических гидов и справочников, из рассказов очевидцев. Вы думаете, это кто-нибудь заметил? Никто. Первая книга «Орхидей для мисс Блендиш не будет» понравилась американцам, они ее раскупили, последующие тоже. Потому что сюжет держал их в напряжении и они не обращали внимания на детали, которые, может быть, и не отличались особой точностью. Я не стилист, а коммерческий автор. Я держу читателя в напряжении, в благодарность он покупает мои книги.
Мне приходилось писать в ином жанре, не коммерческом. Под псевдонимом написал один приключенческий роман, и литературный директор лондонского издательства, которое его опубликовало, похвалил меня. Это был Грэм Грин.
Этим я доказал сам себе, что могу писать вещи серьезные. Этого мне было достаточно, и я больше не возвращался к подобным опытам… Почему? Мне казалось, что тем самым я предаю своего основного читателя, не отвечаю его требованиям. Ну и, конечно, не надо сбрасывать со счетов коммерческих соображений, повторяю, я, прежде всего, коммерческий писатель…Как я пишу? По методу сливного бачка. В моей голове постепенно скапливаются мысли, и когда «бачок» наполняется, я сажусь за письменный стол и сливаю эти мысли на бумагу. На каждую книгу у меня уходит от двух до трех месяцев. А закончив ее, я уезжаю путешествовать, и капля по капле «бачок» наполняется заново. Я не спешу и не насилую себя, жду, когда идеи превратятся в законченный сюжет. Тогда я возвращаюсь в Швейцарию и сажусь за пишущую машинку».
Для СССР Чейз – особенный автор. На советском детективном безрыбье редкие публикации его произведений пользовались особой популярностью. Цензура оберегала чувствительного советского читателя от эротики и насилия, которые являлись существенными составляющими жанра «крутого детектива». Разумеется, романы Чейза воспринимались как нечто из ряда вон выходящее по сравнению с уютными старомодными историями Агаты Кристи. А вот представление об Америке, которое возникало при чтении романов Чейза, соответствовало задачам советской пропаганды. Это была Америка продажных полицейских и безжалостных гангстеров, Америка, в которой небезопасно ходить по улицам. Америка, жители которой жаждут обогащения любой ценой и готовы пойти на любое преступление, чтобы получить лишнюю тысячу долларов.
Критики до сих пор недоумевают, как автор без тени сомнений писал о том, чего сам знать не мог. И почему во многих его произведениях прослеживается постоянный мотив садистского обращения с женщинами. Тем не менее, привязать пикантные детали к личной жизни автора не удалось и самым пронырливым журналистам.
Тихая жизнь Джеймса Чейза
Джеймс Чейз в отличие от его героев, вел жизнь тихую и спокойную. В одном из редких интервью он описывает себя как типичного тихого англичанина. Он не любил говорить о своих произведениях, давать интервью, писать введения. Известно, что он практически не читал критику своих романов. Философия его работы была проста, сделать работу добросовестно.
Джеймс женился в 26 лет на девушке по имени Сильвия Рэй. У супругов родился сын. Всю свою жизнь Сильвия посвятила мужу и его работе. Когда Чейз работал над романом «Ева», жена разрешила ему «снимать» проституток: он покупал им еду и оплачивал несколько часов, во время которых расспрашивал их о жизни. В 1966 Чейз посвятил очередной роман «Репортер Кейд» своей супруге: «Сильвии, моей жене, моему секретарю, повару, переводчику, шоферу и моей правой руке – за более чем 30 лет доброты и понимания».
Помимо литературы Джеймс Хедли Чейз профессионально занимался фотографией. Он был большим поклонником оперы и любил классическую музыку.
P.S. Жизнь писателя оборвалась в 1985 году, 6 февраля он умер в своём доме в Швейцарии. Из одних окон его особняка открывался чарующий вид Женевского озера, а в другие можно было сутками любоваться снежными шапками на вершинах Альп. Художественное чутьё вряд ли смогло подсказать место для жизни красивее и умиротворённее. Видимо, стремление к нему было компенсацией той напряжённости, которая царит в романах Чейза. Но именно она заставляет многомиллионную армию поклонников быть благодарной талантливому писателю.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Галина Ненашева