Георгий Юматов - изображение

Каким должен быть актёр? Такой вопрос мучает не только преподавателей актёрского института и режиссёров, но и самих артистов. Недостаточно просто играть на сцене или в кино, нужно ещё жить и любить своё дело. Одним из любимых актёров СССР был Георгий Юматов, человек, который запомнился всем своей простой внешностью и доброй улыбкой. Но мало кто знал, какая непростая судьба была у любимого всеми актёра...

Георгий Александрович Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Детство затворника «каменных джунглей» прошло в мечтах о море. Для осуществления своей мечты он не только занимался спортом – боксом, атлетикой и верховой ездой, но и взялся за учебу - стал круглым отличником. В 1941 году поступил в военно-морскую школу. Но началась война, и Юматов, будучи 16-летним подростком, ушел на фронт. Конечно, не обошлось здесь без прибавления недостающих лет, но комиссия не заметила обмана. Так в 1942 году он поступил на службу на торпедный катер «Отважный», а уже через год стал рулевым. В годы войны Юматов служил на бронетанкерах Азовской и Дунайской флотилий, которые принимали участие в Малоземельском и Евпаторийском десантах, в штурме Измаила, во взятии Бухареста и Будапешта, а также Вены, где он участвовал в рукопашной схватке за Венский мост, за что был награжден уникальной матросской медалью Ушакова на цепях. Имел другие боевые награды, в том числе орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией». Несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки, но счастливая звезда хранила его.

Однажды жизнь рулевому Юматову спасла корабельная собака, которую он подкармливал. Дворняга бросилась за борт, испугавшись обстрела, а Жора прыгнул за ней. В этот момент вражеский снаряд попал в торпедный катер – погибла почти вся команда, а Юматов и собака выжили. Как тут не поверить в счастливую звезду?

Она же привела после войны Георгия Юматова в Театр киноактёра, где обаятельного и харизматичного молодого человека заметил режиссер Григорий Александров и, после пятиминутной беседы, пригласил на съемки фильма «Весна». Так никому неизвестный молодой человек стал работать на одной площадке с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Николаем Черкасовым и Ростиславом Пляттом. Позже Александров порекомендует Сергею Герасимову, набиравшему новый курс во ВГИК, прослушать начинающего актера. Герасимов прослушал и вынес свой вердикт: «Мне его учить нечему!». Он сразу взял одарённого юношу в свою новую картину «Молодая гвардия», в которой снимал почти всех своих студентов. Там же, на съёмочной площадке, Юматов встретил свою будущую жену — Музу Крепкогорскую.

Капризная Муза

Георгий по уши влюбился в весёлую и общительную блондинку, гордость курса, и в 1947 году они сыграли свадьбу с невероятно широким для студентов размахом — на 40 человек.

Семья Музы ранее принадлежала к дворянскому сословию, отец её был музыкантом и аккомпанировал самому Шаляпину. В 30-е годы, во время массовых арестов, отец девушки как бывший дворянин ожидал, что со дня на день придут и за ним. Нервы не выдержали — не дожидаясь прихода сотрудников НКВД, он покончил с собой. Для семьи наступили трудные времена, Музе пришлось подрабатывать лаборанткой, но она ни на секунду не оставляла своей мечты стать актрисой. Ей удалось поступить во ВГИК на курс Сергея Герасимова и сняться в знаменитой «Молодой гвардии». Правда, в роли предательницы Лазаренко. Именно этот факт своей биографии Муза впоследствии считала началом неудач в карьере, да и во всей жизни. Ей казалось, что если бы она сыграла Любку Шевцову (роль досталась Инне Макаровой), всё повернулось бы совсем по-иному и впоследствии её бы ждал оглушительный успех.

Раздражение Муза срывала на муже, любившем её без памяти и выполнявшем любое её желание и каприз. К тому времени карьера Юматова пошла резко вверх, он был очень востребован советскими режиссёрами, но зачастую ставил им условие: вместе с ним в картине должна обязательно сниматься и «Музок» (так Юматов звал жену).

Популярность Георгия к тому времени выросла невероятно. После вышедших на экран в 1956 году картин «Разные судьбы» Леонида Лукова и «Они были первыми» Юрия Егорова к Юматову пришла всесоюзная слава. Гонорары актёра стремительно увеличивались, но все они уходили на прихоти любимой супруги.

Муза не считала денег. Она обожала хорошо одеваться, устраивать бесконечные вечеринки с дорогими закусками и напитками, добывать которые отправляла мужа — знаменитого артиста. «Жорж ещё заработает!» — беззаботно говорила Муза, и муж действительно зарабатывал ещё и ещё. При этом он сам стирал, готовил и убирал — у любящей супруги на это не было ни времени, ни желания.

Георгий очень хотел иметь ребёнка, но желание мужа Музой в расчёт не принималось. «А вдруг в тот момент, когда я забеременею, мне предложат самую главную роль в моей жизни?!» — заламывая руки, плакала она и делала аборт за абортом.

Последний аборт на позднем сроке лишил её навсегда возможности иметь детей. После этого случая Георгий в первый раз серьёзно сорвался и ушёл в запой.

От запоя до запоя

Всенародная слава не всегда и не всем идёт на пользу. Совсем как хоккеисту Гурину из фильма «Москва слезам не верит», Юматову предлагали выпить и знакомые, и незнакомые, и свои, и чужие. «Жора, уважь, не откажи!». Жора уважал и не отказывал. Да и действительная причина выпить всегда находилась — в семье его было не всё благополучно. После истории с последним абортом Георгий не развёлся, но несколько лет прожил с женой врозь.

Это был период жизни «в отрыв», время весёлых кутежей в компаниях, время, когда романы с многочисленными женщинами сменялись драками с их мужьями. По словам людей, знавших Юматова, в нём не было никакой рисовки, высокомерия или звёздной болезни, зато была пропасть мужского обаяния и харизмы. Женщины не давали ему прохода, мужчины набивались в друзья и партнёры по кутежам.

Через какое-то время Юматов помирился с Музой, они въехали в большую квартиру возле метро «Аэропорт». На широких просторах кооператива страсть Музы к новым вещам проявилась с новой силой. Вместе с близкой подругой, актрисой Аллой Ларионовой, она пропадала в антикварных салонах, где скупала самые дорогие и оригинальные вещи. Возобновились шикарные вечеринки. Муза приглашала в гости всех, с кем в то или иное время работал её муж, напитки лились рекой. Неудивительно, что срывы Георгия стали случаться всё чаще и чаще.

Режиссёры молились, чтобы съёмки их картин пришлись на межзапойный период, но это не всегда удавалось. При съёмках «Белого солнца пустыни» на роль красноармейца Сухова режиссёр Мотыль без проб утвердил Юматова, но предупредил: «Смотри, сорвёшься — отдам роль другому!». Георгий очень хотел сыграть именно эту роль, он даже сам придумал костюм своего персонажа и отдельные реплики. Но незадолго до начала съёмок на машине разбился его друг — режиссёр Курихин. Машину эту для Курихина «пробивал» сам Юматов, и на поминках кто-то из присутствовавших бросил неосторожную фразу: «Если бы не ты со своей машиной — Курихин был бы жив». Георгий не выдержал, «развязал». И лишился такой желанной роли.

Этот же порок не позволил ему сыграть Павку Корчагина в экранизации «Как закалялась сталь» – главную роль исполнил Василий Лановой. Кстати, отношения этих двух актеров наладились только на съемках «Офицеров» Владимира Рогового.

Роговой доверил Юматову одну из главных ролей – красного командира Алексея Трофимова по настоянию и поручительству автора сценария, писателя Бориса Васильева. На съемки на всякий случай вызвали и Музу Крепкогорскую, для которой придумали крошечный эпизод. Бесспорно, что роль Трофимова стала одной из лучших в карьере Юматова. Необходимой эмоциональности картине добавил тот факт, что Юматов прошел войну. Помните сцену, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него на спине шрам от ранения. Это не было бутафорией…

Если на стене висит ружьё…

После оглушительного успеха фильма «Офицеры» в 1971 году, в котором Юматов сыграл одну из главных ролей (красного командира Алексея Трофимова), актёр снялся во многих фильмах. Но ни один из них не принёс ему ни морального удовлетворения, ни успеха. В общественной деятельности он тоже не преуспел — будучи человеком взрывного темперамента и редкой прямолинейности, Георгий не мог найти общего языка в чиновничьей среде. Будучи фронтовиком и имея боевые награды, в ряды КПСС он так и не вступил. Карьера Юматова постепенно пошла на убыль, хотя актёр и снялся в популярных кинокартинах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6», вышедших в 1980 году. Достойных предложений больше не было, инфляция «сожрала» накопления, из Театра киноактёра его с женой «попросили». Осталась лишь нищенская пенсия и президентская премия. Георгий и Муза стали продавать вещи из дома, чтобы как-то сводить концы с концами. Юматов сыграл в нескольких незначительных эпизодах, но прежнего успеха они ему не принесли.

Однако в 1994 году Георгий Юматов вновь заставил говорить о себе. 6 марта умерла его любимая собака Фрося, прожившая с ним 11 лет. Георгий позвал дворника-азербайджанца помочь её похоронить. После похорон они поднялись в квартиру, чтобы помянуть четвероногого друга. Нет точных сведений, что же случилось потом. По словам самого Юматова, дворник выразил сожаление, что в Великой Отечественной войне победила не Германия. Актёр сорвал со стены ружьё и выстрелил в упор.

Если бы Георгий Александрович не был бы любимым артистом миллионов зрителей, его бы могли посадить на 10 лет. А так он просидел в «Матросской тишине» около двух месяцев и попал под амнистию к 50-летию Победы. Впоследствии актер неоднократно заявлял, что хочет провести остаток дней в молитвах о прощении. Юматов начал ходить в церковь и окончательно бросил пить. Но тот трагический случай подорвал и без того не самое крепкое здоровье актёра. Врачи обнаружили у Георгия Александровича аневризму брюшной аорты, ему пришлось лечь на тяжелейшую операцию. Через год кровотечение открылось вновь, но от повторной операции актёр отказался.


Георгия Юматова не стало 4 октября 1997 года. Проститься с ним на Ваганьковское кладбище пришло огромное количество людей. «Я знала, что Жоржик популярен, но не знала, что настолько», — сказала его вдова Муза Крепкогорская. Только после смерти Юматова Муза наконец осознала, что была всю жизнь за ним как за каменной стеной. Она пережила мужа всего на два года.

Какими разными и непредсказуемыми бывают человеческие судьбы. Талант, мастерство, многогранность характера сделали из Юматова народного артиста и оставили навсегда самую яркую память – его кинофильмы. Как жаль, что зрительская любовь не смогла спасти его непростую и запутанную жизнь.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Майя Кристалинская



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 30/09/2016

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Динамо - Германия: «матч смерти».

Динамо - Германия: «матч смерти».

Опубликовано: 08/10/2003

Миф о 'матче смерти' придумали советские идеологи, а расстрел немцами четверых футболистов киевского 'динамо' спровоцировало... НКВД

Величайшая афера века: американцы на Луне не были!

Величайшая афера века: американцы на Луне не были!

Опубликовано: 08/10/2003

Когда в последний год ушедшего тысячелетия в Майами была вскрыта 'капсула времени', в которую 40 лет назад поместили записку с прогнозами развития цивилизации, оказалось, что сформулированные тогда ве...

АнтиТоп нелегальных и криминальных профессий.

АнтиТоп нелегальных и криминальных профессий.

Опубликовано: 08/10/2003

По данным МВД, в 2002 году в России было зарегистрировано 2 миллиона 400 тысяч преступлений. То есть формально каждый пятидесятый гражданин страны - преступник. Или, мягче выражаясь, незаконно добывае...