Иван Дмитриев - изображение

«Красивые глаза» - так в первую очередь характеризовали актера Ивана Дмитриева поклонницы... Его герои - это образчик советского гражданина. Положительные, вдумчивые, работящие, честные. А Иван Петрович смог создать образ романтического персонажа советских лет, придать лиричность и тонкость...


Иван Петрович Дмитриев родился 30 июля 1915 года в поселке Вышний Волочок. Окончил 7 классов школы в Вышнем Волочке Тверской области, а затем пошел работать в вспомогательный состав городского театра. Вскоре молодой человек поехал в Ленинград. Кстати, он вовсе не мечтал стать актером. Ему хотелось быть циркачом. Но однажды, свернув не на той улице, Иван Дмитриев оказался у театрального техникума Ленинграда. И поступил.

В 21 год, окончив учебу, Иван стал актером Ленинградского театра Комедии. Начало карьеры ознаменовалось для Дмитриева настоящим триумфом - критика и зрители полюбили его образы и оценили талант. «Проработав три года в Театре Комедии, я впервые узнал, что такое настоящий успех, так что пришел в Театр Балтийского флота вполне уверенным в себе артистом...», - вспоминал Иван Петрович.

В 1948-ом Ивана Дмитриева позвали в Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. «Мне показалось, что это мой театр, что я нашел свой дом. Я сыграл там множество замечательных ролей и в «Детях Ванюшина», и в «Преступлении и наказании», и в «Бесприданнице»... В общем, можно сказать, что я был ведущим артистом этого театра в то время», - признавался Дмитриев. Но в 1973-ом 58-летнего артиста, уже маститого и популярного, позвали в труппу академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского театра). Интересно, что еще студентом Иван Дмитриев уже выступал на его подмостках, но тогда он не посмел поступить на службу в Александринку, так как считал себя еще «слишком молодым и недостойным»: «В театр Леонид Сергеевич Вивьен приглашал меня два раза. В первый раз произошел смешной случай: секретарша перепутала и позвонила Игорю Борисовичу Дмитриеву. И вот он сидит и ждет приема, ждет довольно долго, и только когда Вивьен, проходя мимо, увидел его, ошибка разъяснилась. В то время я как раз почувствовал, что мне стало «тесно» в Театре Комиссаржевской, возникло ощущение, что что-то не складывается. Мне казалось, что я должен сменить театр, но в том, что я выбрал именно Александринский, основную роль сыграла еще моя давняя детская мечта... Прекрасно помню, как мы, играя в драмкружке Вышнего Волочка, работали в свободное время на колхозных полях - зарабатывали, чтобы иметь возможность поехать в Ленинград, копили деньги - родители не могли нам помочь, потому что все довольно бедно жили. И вот в один прекрасный день нужная сумма была собрана, билеты - куплены, место, где мы могли ночевать, найдено, и мы поехали в Ленинград. Этот город нас просто поразил, ошарашил. Вы представляете - из провинции сразу же попасть на Невский проспект! У нас был один день, когда мы гуляли в самом центре, в Екатерининском садике, напротив Александринского театра. Сидели на скамейке, ели огурцы и яйца, глядели на театр. И я сказал в шутку: «Вот бы нам здесь показать свою пьесу»... Все засмеялись. Но мечта, где-то глубоко внутри осталась. А потом, как я уже говорил, был Театральный институт, небольшие роли в «Маскараде» и «Борисе Годунове», когда я прочувствовал уникальную атмосферу Александринки, потом работа в других театрах. И когда я понял, что по-настоящему окреп, что состоялся как артист, тогда уже почувствовал в себе силы для того, чтобы работать в этом театре, выходить на эту прославленную сцену. Меня пригласили в Александринский театр после смерти Николая Константиновича Симонова на роль Сатина в спектакль «На дне». Мне, конечно, очень мешало то обстоятельство, что я видел спектакль и восхищался игрой этого замечательного артиста. И, конечно, я никогда не мог предположить, что эта роль станет и моей. В спектакль меня вводил Владимир Владимирович Эренберг. Я играл совершенно иначе, чем Симонов. Как мне говорили - мягче, лиричнее, но все отмечали, что там, где обычно аплодировали Симонову, аплодировали и мне. Можно сказать, что моего Сатина приняла и публика, и коллеги-актеры».

«Кино без театра никуда»

За долгие годы работы на сцене питерских театров Иван Петрович сыграл более 200 ярких образов и стал одним из корифеев петербургской сцены. В военное время Иван Дмитриев находился на фронте - актер является ветераном Финской кампании и Великой Отечественной войны, героем обороны Гангута, участником обороны Ленинграда (награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II ст.).

Среди массового зрителя Иван Дмитриев прославился своей работой в кино. Он дебютировал в фильме «Академик Иван Павлов» в 1949-ом году. И затем за более чем 30-летнюю карьеру на экране воплотил около 40 образов. Наиболее известные из них - заведующий секцией готового платья и бывший майор Михаил Крылов в комедии «За витриной универмага», старпом в «Полосатом рейсе», Максимов из «Песни о Маншук», Блинов из «Сибириады» и многие другие. По признанию Дмитриева, работа в кино только помогала его театральной карьере: «Быть еще правдивее, естественнее. Камера заставляет актера не врать, ведь нужно всегда внимательно следить за интонацией, за мимикой. Другое дело, что актеры, которые снимаются в кино, но не имеют опыта работы в драматическом театре, очень многое теряют, им не хватает мастерства. Театральная сцена дает совершенно неоценимый опыт, - говорил актер. - После «Зимней сказки» ко мне часто подходили и говорили, что, видя мою игру, люди поражаются уникальной культуре слова, когда все, что произносится на сцене, слышно совершенно отчетливо».

Звездных ролей в кино у Ивана Дмитриева почти не было. Среди десятка эпизодических персонажей строгий старпом в фильме «Полосатый рейс», пожалуй, самый запоминающийся. Дмитриев оказался героем не того времени, говорят его коллеги. «Было время, когда ярких, красивых, породистых не очень любили. На экране должно было быть всё похоже на жизнь – серенькое, нескладное», – вспоминала об актере народная артистка СССР Людмила Чурсина.

Киновед и кинокртик Андрей Шемякин: «Обнаружилась одно свойство у Дмитриева: его не просто жизнеподобие, а ощущение того, что он вообще не играет. Для актера это, кстати, не всегда комплимент, особенно для актера театрального. Но в кино выступило его свойство предельной достоверности. Это свойство сыграло дурную шутку, потому что сейчас его помнят меньше, чем стоило бы!»

Кроме театра, Иван Дмитриев любил три вещи - рыбалку, поход за грибами и футбол. Болельщиком был заядлым. Очень переживал за наших ребят, когда те проигрывали: «Ну как же так можно играть!» Позже к этим удовольствиям добавился и хоккей. Дальняя родственница вышла замуж за знаменитого на весь мир вратаря Владислава Третьяка. Иван Петрович буквально до последних дней своей жизни очень сожалел, что ему так и не удалось лично познакомиться с легендарным хоккеистом.

P.S. Високосный 2000 год стал роковым для Ивана Петровича. Умерла жена Галина Григорьевна, с которой актер прожил почти полвека. А через 13 дней не стало сына. Антон заснул в кресле и не проснулся. Было ему всего 43 года. Здоровый-то человек не просто переживет такое. А Ивану Петровичу шел 85-й год...

Это было началом конца великого артиста: из-за этого горя у него начала развиваться раковая опухоль в легком. Возможно, при другом стечении обстоятельств и при своевременном обращении к докторам можно было бы как-то исправить ситуацию. Но случилось то, что случилось... Прошло всего три года, и в возрасте 88 лет Ивана Дмитриева не стало.

Интересные факты о фильме «Полосатый рейс»

• Можно сказать, что фильм появился благодаря королю Непала. В 1959 году он прибыл с визитом в Москву, и в его культурную программу было включено посещение цирка на Цветном бульваре. После официальных мероприятий король и Никита Сергеевич Хрущев в составе делегаций попали на выступление дрессировщицы Маргариты Назаровой. Хрущев от номера пришел в восторг и даже пригласил дрессировщицу в правительственную ложу, чтобы лично выразить свое восхищение, и сказал, что вот о таких бесстрашных советских женщинах нужно снимать кино. На следующий год «Ленфильм» искал сценариста и режиссера для съемок картины «про Назарову».

• Среди возможных сценариев к фильму были варианты с тигром, живущим у хозяина в коммунальной квартире, и с тиграми, живущими в частном зоопарке зажиточного колхоза. Первый запретили за очернение действительности, второй – за лакировку… В работу взяли сценарий капитана дальнего плавания и писателя Виктора Конецкого, который описал реальную историю из жизни. Он проходил службу на одном из судов в северных морях, и однажды с острова Врангеля в Мурманск моряки перевозили трех белых медведей для цирка. Один из медведей вырвался из клетки и начал метаться по кораблю. Зверя с большим трудом загнали обратно с помощью воды из пожарных шлангов. Сюжет руководству «Ленфильма» понравился, в сценарии медведей заменили на тигров и добавили романтическую линию.

• Для того, чтобы актеры и тигры смогли вместе работать, за несколько месяцев до съемок всех поселили на старом судне «Матрос Железняк», пришвартованном в Ленинграде. Все артисты подписывали разработанный дрессировщиками и Комиссией по охране жизни и здоровья артистов документ, предписывающий как себя вести с хищниками в целях безопасности. Там были такие пункты: «Если в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет вашу ногу в пасть — ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти. Нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет»… И все равно страх актеров перед животными и нервозность зверей в новой обстановке давали о себе знать даже на съемках. Больше всех боялся Евгений Леонов, которому по роли как раз приходилось общаться с тиграми очень часто. В сцене с ванной он согласился сниматься только если его оградят от тигра пуленепробиваемым стеклом. Во время съемок оказалось, что стекло дает блики и, пока актер намыливался и нырял, его тихо убрали. Тигр сразу заинтересовался процессом в ванной, а Леонов, открыв глаза и обнаружив рядом морду, прямо нагишом в ужасе убежал из кадра. Этот момент и вошел в фильм…

• Не обошлось без приключений во время съемок эпизода с подплыванием тигров к берегу. Клетку с животными отвезли на катере в море и открыли, предполагая, что хищники сами поплывут к суше. Операторы стояли на крыше клетки, готовясь снимать, однако, один из тигров прыгать в воду не стал, а ухитрился забраться на клетку. Плавать пришлось перепуганным операторам. При второй попытке снять сцену все тигры поплыли к берегу, но потом двое решили вернуться на катер. Операторы моментально попрятались в каюты, а один даже залез на мачту… Когда тигры все-таки доплыли до берега и сцену сняли – одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась среди отдыхающих на пляже. Началась паника, но ситуацию спасла девушка-осветитель - она резко стукнула тигрицу по носу брезентовой перчаткой, и испуганная хищница тут же убежала назад.

• Маргарита Назарова уже снималась в нескольких фильмах в качестве дублерши, самый известный – «Укротительница тигров», где она в сценах с тиграми заменяла Людмилу Касаткину. В «Полосатом рейсе» у Назаровой самой был дублер – ее муж, дрессировщик Константин Константиновский, который в фильме заменял актера Ивана Дмитриева, но в особо опасных сценах работал и за Назарову. Работу Константинова можно увидеть в сцене драки старпома с тигром, на некоторых кадрах видно, что это не Дмитриев.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Григорий Решетник



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 14/10/2017

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Не спящие под луной.

Не спящие под луной.

Опубликовано: 08/10/2003

Неделю назад закончилось очередное полнолуние. На этот раз из-за коварного светила в Москве свели счеты с жизнью сразу 9 человек. Причем психическими заболеваниями - шизофренией в легкой форме - страд...

Слухи и скандалы недели

Слухи и скандалы недели

Опубликовано: 18/05/2004

Террористы готовят в шахиды детей | Невесте Грефа не понравилась свадьба | “Черное золото” превратится в грязь | 'Мицубиси моторс' закрывает главный завод по выпуску 'Паджеро' | Daily Mirror извинилас...

Лучшее постное новогоднее меню 2017-2018

Лучшее постное новогоднее меню 2017-2018

Опубликовано: 19/12/2017

Празднование Нового года приходится на Рождественский пост, во время которого запрещены мясо, яйца и молочные продукты. Но при этом никто не запрещает Вам отмечать весёлый праздник в кругу семьи и дру...