Изольда Извицкая - актриса, известная, прежде всего, благодаря роли Марютки в фильме Григория Чухрая «Сорок первый». Хрупкая девушка с необычным именем - в переводе с кельтского оно означает «красавица», «та, на которую любуются» - в конце 1950-х покорила жюри Каннского кинофестиваля и украсила собой обложки французских журналов.
Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Горьковской области в небольшом городке химиков Дзержинске. Ее родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал химиком, мать была педагогом. Изольда была активной пионервожатой, занималась в драматическом кружке Дворца пионеров, где заведующей работала её мама. Изольда великолепно читала на школьной сцене стихи, росла девочкой живой, отзывчивой и непосредственной. У неё уже в школьные годы было много поклонников, которые провожали её домой и часами простаивали у дома, где жила Изольда. Летом 1950 года Изольда закончила 10 классов в 5-й средней школе родного городка и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Когда её родители узнали об этом поступке дочери, они поступили разумно: не стали устраивать скандала и позволили ей попытать счастья в столице. Видимо, в душе надеялись на то, что у дочери ничего не получится, и она благополучно вернётся в родительский дом. Однако вскоре из Москвы пришло сообщение: Изольда принята во ВГИК с первой попытки.
Извицкая училась вместе с Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Руфиной Нифонтовой, Майей Булгаковой, Валентиной Владимировой, Данутой Столярской. ВГИК она закончила в 1955 году, однако в кино начала сниматься за год до этого, правда, исключительно в эпизодах. Более заметная роль была у Извицкой в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон». На съёмках этой картины она познакомилась с 20-летним актёром Эдуардом Бредуном, который вскоре стал её мужем (до встречи с ним у Изольды Извицкой был роман с актёром Раднэром Муратовым; они прожили вместе чуть больше трёх лет, но брак так и не зарегистрировали).
Из писем Извицкой подруге Зареме Кормилицыной: «12 декабря 1954 г. Извицкая - идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Но ты не огорчайся, мой котёнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всё такой же баламут и ничего не понимает в жизни. Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещё и не выяснили. А расписались мы с ним 26 ноября. Да будет увит хоть один день розами и лианами. Короче, он актёр».
«Сорок первый»
Брак Изольды Извицкой оказался, пожалуй, самой трагической ошибкой Извицкой. Поначалу она, конечно, этого не осознавала и даже о первых размолвках с мужем говорила весело. Из писем подруге: «28 февраля 1955 г. Ну вот я и в Красноводске. В ужасном городе, где жарко, пыльно... Такая тоска... Живём мы в ужасной гостинице. Я очень и очень тоскую по Эдьке, по Москве, по Дзержинску. По добрым ко мне людям, которые остались там. Единственное, что мне здесь нравится, так это море, на котором масса птиц. В основном утки. Они ведь слетаются сюда из всех северных мест. Ими усеяны все берега. И в городе много раков. Крючков уничтожает в день по двести-триста раков. Я думаю, что он скоро сам станет раком. Да, собственно, здесь и есть-то больше нечего...»
В Красноводске проходили съемки фильма «Сорок первый». Работа проводилась в довольно сложных климатических условиях - в пустыне. Все эти обстоятельства отрицательно сказывались на молодой актрисе и служили частым поводом к срывам съёмок. В такие минуты Извицкая впадала в уныние и подолгу плакала. Какое-то время никто не знал, каким образом можно снять с актрисы это состояние, пока ассистент режиссёра внезапно не посоветовал Чухраю вызвать на съёмки мужа актрисы - Эдуарда Бредуна. Режиссёр так и поступил, более того, он доверил молодому актёру эпизодическую роль - казака. Так была решена эта проблема.
Фильм «Сорок первый» вышел на экраны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями (в прокате он занял 10-е место, собрав 25,1 млн. зрителей). Через год его повезли на Каннский кинофестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации скептически. В одной из газет кто-то даже написал, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует «актриса с ногами степного кавалериста» (имелась в виду Извицкая). Это была откровенная неправда, так как внешность Изольды Извицкой могла поспорить с любой голливудской звездой. Однако Изольда Извицкая восприняла этот выпад слишком серьёзно и едва не впала в депрессию. Спасибо другим членам советской делегации, которые сумели найти нужные слова и успокоить актрису. А вскоре и другие участники фестиваля по достоинству оценили талант Извицкой. Она попала в центр всеобщего внимания, и её прекрасное лицо глядело со страниц большинства западных газет и журналов. Более того, в Париже оборотистые французы тут же открыли кафе под названием «Изольда».
Среди многочисленных поклонников, появившихся у актрисы, были и довольно-таки известные личности. Могущественный Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущёва, как-то даже повздорил из-за неё с Марком Бернесом. Оба были влюблены в молодую «звезду», но Бернес оказался удачливей - Извицкая известному певцу симпатизировала больше. Аджубей затаил на Бернеса обиду и вскоре в газетах появились критические статьи в его адрес. Марка Наумовича стали упрекать в «дурном музыкальном вкусе», гораздо реже стали звать в кино и приглашать в концерты...
А тем временем Изольду Извицкую сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по миру. Крупнейшие города распахнули перед ней свои ворота. За короткое время она посетила: Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и другие города. В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино. Однако ни один из новых фильмов не шёл в сравнение с фильмом «Сорок первый».
Сам Чухрай позднее говорил: «То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьёзными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Изольде Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актеры поистине уникального таланта у нас снимались весьма редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам».
Пагубная привычка
Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Постепенно её перестали приглашать даже на второстепенные роли, и это обстоятельство воспринималось ею крайне болезненно. Слава, едва начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этой мысли для Извицкой было труднее всего. Если бы рядом с нею тогда оказался верный друг, который подставил бы ей плечо, глядишь, все бы повернулось иначе. Однако такого человека рядом с нею не оказалось. Муж, Эдуард Бредун, будучи актёром среднего уровня, видимо, завидовал успеху жены и поэтому на роль наставника явно не подходил. Говорили, что он сильно обижался, когда на студии ему вслед бросали: «Это Эдик, муж Изольды Извицкой...» Единственное, что он сумел сделать - так это научил жену заглушать обиды водкой. Так постепенно они оба стали спиваться.
Трагизм ситуации усугубляло и то, что актриса не имела возможности иметь детей. Да и не хотела, чтобы они были от Бредуна... Одиночество её изматывало. Боялась Изольда и наследственной душевной болезни, которая стала одолевать её брата Женю. Она пыталась изо всех сил помочь ему и привезла его в Москву. Определила в столичную больницу. Бредуну всё это не нравилось... Лечение пошло на пользу, но психическое состояние нормализовать не удалось.
Киноактриса Татьяна Гаврилова позднее рассказывала: «В 1968 году я, моя приятельница, известная актриса Людмила Марченко, и её муж, театральный администратор Виталий Войтенко, пришли в гости к Изольде. Мы были потрясены, увидев, что она сильно избита. Она показала нам множество ссадин на руках и теле, синие подтёки под глазами, но не сказала, кто это сделал...»
Видя, как человек погибает буквально на глазах, некоторые коллеги Извицкой пытались хоть как-то облегчить ее участь. Но актрису все больше поглощал омут пьянства. Водку она обычно покупала в соседнем с её домом магазине. Несколько раз её видели там коллеги-артисты. Изольда Извицкая сидела на подоконнике, прикрыв лицо платком, чтобы не дай бог, люди не признали в ней некогда знаменитую актрису.
Для серьёзной беседы Извицкую вызывал к себе начальник актёрского отдела «Мосфильма» и предложил пойти к наркологу. Она это сделать наотрез отказалась. В январе 1971 года от неё ушёл муж. Собрав вещи, Эдуард переселился к подруге жены, некой продавщице ковров. Изольде Извицкой он не оставил ни копейки. Этот уход окончательно добил несчастную женщину: её рассудок помутился. Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, питаясь только сухарями. На «Мосфильм» звонить она стеснялась, поэтому никакой зарплаты ей там не начисляли.
В конце февраля 1971 года Изольда Извицкая пропала. Актриса Татьяна Гаврилова вспоминала: «Третьего марта диспетчер театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечал, позвонила Бредуну и попросила его пойти на квартиру своей бывшей жены и, если никто не отзовётся, открыть дверь своим старым ключом. Но Бредун не смог попасть в квартиру - дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны. Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКа, и они без особого труда взломали закрытую дверь.
Изольда Васильевна лежала на полу как-то боком в стёганом французском халатике, головой - на кухне, худеньким телом - в комнате. Увидев всё это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На лице отчётливо проступали характерные пятна, и слесарь проворчал: «Ты что, не видишь, она же мертвая!» Видимо, актриса шла на кухню, но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала так больше недели. Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической селёдочнице. Я слышала, как следователь, приехавший на место происшествия вместе с врачом, сказал: «Она хорошо поддала». Однако по настойчивой просьбе Бредуна смерть Извицкой объяснили «отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечнососудистой системы». Поползли слухи: «Изольда Извицкая отравилась, повесилась...»
P.S. О том, что некогда популярная актриса кино Изольда Извицкая умерла, 7 марта сообщил лишь маленький некролог в газете «Советская культура». Прокомментировала это событие и Русская служба Би-би-си, которая трактовала его более смело: «Умерла от голода и холода...» Ей было всего 38 лет.
Похоронили Изольду Извицкую на Востряковском кладбище, на окраине Москвы. Актриса Наталья Фатеева, жившая с Извицкой в одном доме, вспоминает: «Я пошла на похороны Изольды и видела несчастных родителей, отца и мать, хоронивших единственную дочь. Стоял мороз, но светило солнце, словно обогревая холодное кладбище. Мы шли впереди катафалка. Мне почему-то запомнился такой эпизод. Рядом хоронили человека еврейской национальности, и раввин всю дорогу читал молитвы на иврите. Это придавало происходящему какую-то нереальность, будто бы всё было во сне. Евреи почему-то бежали, а мы шли медленно. И ещё запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мёрзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно...»
|
Читайте ещё на нашем сайте - Шэрон Стоун