Клара Новикова - изображение

Какую из известных актрис сегодня ни возьми, она либо икона стиля, либо секс-символ, либо и то, и другое вместе. С первых шагов на эстраде Клара Новикова не на свою женскую привлекательность сделала ставку, а на ироничный ум и способность к импровизации, не красивой заставкой на экране телевизора стала, а зеркалом, которое нашу неказистую жизнь со всеми ее гримасами и нелепостями отражает. Её знаменитая нестареющая тетя Соня давно стала неотъемлемой частью нашей жизни.


Клара Новикова в юности отнюдь не свою коронную тетю Соню мечтала сыграть, а Джульетту, Дездемону, Китти... Даже на вступительных экзаменах в эстрадно-цирковую студию классику читала, чем приемную комиссию, которой куда привычнее было басни и скетчи оценивать, в шок и сомнения повергла, но жизнь все по местам расставила: смех в ней гораздо дефицитнее оказался, чем слезы. Теперь Клара Борисовна не возражает, когда клоунессой ее называют, — напротив, подчеркивает, что в Рыжие (по цирковой традиции это клоун-комик, который больно бит бывает, но в итоге, завоевывая симпатии и сочувствие зрителей, побеждает, в отличие от Белого — клоуна-резонера) ее Господь Бог еще при рождении определил. «Мне нравится все, где я могу выражать себя. Где я могу говорить свое мнение. Я со сцены могу говорить все, что угодно. Любое свое мнение, любое свое отношение к тому, что происходит. Просто люди немножко смущаются, если бы я сказала фамилию, какую-то назвала. Особенно пожилые люди. Они прожили такую жизнь, когда нельзя было говорить все прямо. Но, понимаете, никто не ожидает. Все думают: «Такая интеллигентная, такая интеллигентная». Юмор не бывает отдельно от времени. Каково время, такой юмор. Юмор – это зеркало. Понимаете, такое время. Задолбили какими-то очень примитивными программами, все очень выпрямлено и рассчитано на очень невысокий уровень. Если честно говорить, то телевизор тоже… И рейтинг берется от того, что смотрят… Канал «Культура» не такой по рейтингу. Но мне же интереснее смотреть канал «Культура», чем, допустим… Я смотрю все программы, потому что я должна быть в курсе всех событий. Даже те программы, которые неловко смотреть, я тоже смотрю. Но я не буду называть фамилии. Потому что мне интересно и такое мнение, и такое. Я для себя сама его пропущу через фильтр, будем так говорить, все эти программы. Но я должна знать, что происходит.

Каждый день, когда я выхожу на сцену – это поворотное событие. Еще было более серьезное событие - конкурс артистов эстрады. Сегодня уже никто не понимает, что это. А когда-то тот конкурс артистов эстрады, на котором я получила что-то, он был значимым для меня, потому что я потом получила приглашение в Москву. Это был такой уровень конкурса. И эти конкурсы были столь значимы. Понимаете, они сразу давали артисту ступень. Сегодняшние конкурсы ничего не значат. Может быть, телевизионные какие-то. Я не знаю, куда подевались многие из тех, кто участвовал в этих телевизионных. Но все имена наших конкурсов стали известны – от «Песняров» (Карцев и Ильченко), мой конкурс – Пугачева, Хазанов, я, «Самоцветы». Понимаете? Это были все такие конкурсы, которые давали имена. Это, конечно, был поворот в моей жизни».

Шаг за шагом

Недостатка в ухажерах и поклонниках у Клары Новиковой не было никогда. Еще со школьной скамьи за красивой девушкой бегали парни, но она не отвечала взаимностью – ждала большую любовь. Будучи студенткой киевского эстрадно-циркового училища, Клара встретила Виктора Новикова. Он был ее однокурсником. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, они решили пожениться. Брак длился восемь лет. Эмоции утихли и супруги пришли к разводу. Будущая артистка оставила фамилию мужа. Именно с ней она стала известной.

Второй раз юмористка отправилась в ЗАГС с Юрием Зерчаниновым. Муж Клары работал журналистом. Именно профессия свела их вместе – Юрий пришел брать интервью у Клары для издания «Юность». В 1976 году у пары появилась дочь Мария. Юрий жил с дочерью отдельно от Клары. Такой образ жизни был многим непонятен. Но супругов это устраивало. Все хозяйственные хлопоты на себя взяла артистка. Отдельная квартира нужна была ей, чтобы отдохнуть от многочисленных гастролей и выступлений. Благодаря мужу Клара попала в круг московской интеллигенции, некоторые знакомства сыграли значимую роль в жизни артистки. «Еще одним поворотом в жизни был мой переезд в Москву. А дальше все step by step. И хочу сказать, что я вышла замуж за человека, который мне очень многое дал. Он меня образовал в московском смысле этого слова, столичном. Я приехала девочкой из Киева. Я не могу сказать, что Киев – это какая-то провинция. Это столица. Да, столица. Но это Москва была несколько другого уровня. Количество театров, актеров, режиссеров. Здесь просто так рассиживаться было невозможно. Здесь надо было себя предлагать, чего я не могла, не умела. Я была по-другому воспитана. И поэтому, когда он мне сказал – «Ну, провинциальная дура, сиди». – «Дура! Ах, я дура?». Мне захотелось ему доказать, что я никакая не дура. Я всю жизнь жила, доказывая себя. Вначале доказывая папе. Потому что когда я сказала, что я стану артисткой, папа сказал: «Никогда в жизни». Артисткой – никогда в жизни. Женская профессия – это в белом халате: врач, повар, чертежник, воспитательница. А все остальное – это неженское.

И я папе доказывала, что я смогу. И когда я получила первую премию на конкурсе, моя мама сказала: «Ну, ты видишь? Она получила!», мой папа сказал: «Но все-таки она не Райкин». А потом мне нужно было доказывать это моему мужу, что я… Ну, он не понимал, что такое эстрада в большом смысле этого слова. Он ходил на мои концерты, когда большие артисты. А так он сидел и засыпал. И ко мне приходили какие-то артисты, говорили: «Что твой спит в зале? Что он сидит, спит?». Я говорю: «Как вы его видите?». А он был виден. Он был высокий и лысый. И он сверкал. Мне надо было ему доказывать, что я имею право. И он был для меня потрясающим тем, что он, знаете, мог топнуть ногой и сказать: «Сиди дома, воспитывай ребенка». И я бы никуда не делась. Я девочка из еврейской семьи. Я бы сидела дома и воспитывала ребенка. Но он понимал, что у нас семьи не будет. Он понимал, что я должна выражать себя. Он понимал, что это суть моя.

И он выражал себя. Он был журналистом. Понимаете? Вот мы друг друга понимали. И поэтому так и получилось, что он не топал ножками, не орал и не кричал. У него иногда были не постираны рубашки, а у Маши не заштопаны колготки. Я ночами этим занималась, могла ночью готовить еду. Но у меня никогда не был пустым холодильник».

Юрий был старше жены на 14 лет. Не стало Зерчанинова в 2009 году. Новикова была на гастролях, страшная новость застала ее перед выходом на сцену. Но, как настоящая артистка, Клара собралась и выступила перед публикой. Новикова тяжело перенесла смерть любимого мужчины. Она остро чувствовала одиночество. Дочь Маша имела свою семью, да и их отношения нельзя назвать близкими. В 67 лет ей поставили страшный диагноз – рак молочной железы. Клара Новикова пережила сложную операцию и длительный период реабилитации. Последствием болезни стал паралич руки. Артистка не могла самостоятельно питаться. Близкие люди окружили ее заботой и теплом. Клара Новикова нашла в себе силы и поборола болезнь. Сейчас артистка прекрасно выглядит. Помогает ей в этом правильное питание и занятия спортом. А еще она счастливая бабушка трех замечательных внуков: «Люди по жизни, как мне кажется, достаточно одиноки. По жизни. Каждый живет какую-то очень внутреннюю свою жизнь. Конечно, есть дети. Дети вырастают. И у них образуется своя жизнь. И когда ты понимаешь, что ты не можешь в нее вмешаться, это уже другая жизнь и другая семья… Очень хорошо, когда тебе звонят утром, спрашивают: «Как у тебя?». Очень хорошо, когда тебе вечером звонят: «Как прошел твой день?». Но могут и не звонить. Потому что нет времени. У них нет времени. Они должны очень многое успеть в жизни. И я их всегда хочу оправдать. Может быть, я не всегда понимаю, но всегда хочу оправдать».

<>bP.S. Клара Новикова в испытаниях, выпавших на ее долю в жизни, обрела настоящую силу. Сегодня на ней экстравагантные наряды от модных дизайнеров и умопомрачительные шляпки, но это не столь важно: главное — Новикова превратилась в женщину, которая на сцене не только говорит. Она паясничает, кривляется, пародирует, кувыркается, рискованные игры с публикой затевает, анекдоты на грани фола рассказывает. «Говорят мне, что возраст, возраст. Я вообще не понимаю. Мне кажется, что они все идиоты. Ну, какой возраст? Ну, кто это может сказать? Конечно, есть предательское зеркало. Но я знала женщин, про которых никогда нельзя было говорить про возраст. Да, они были не юны. Да, лицо было… Но это не был возраст. В них такая жизнь и такой интерес к жизни. Это все внутренняя какая-то позиция. Мне хочется выглядеть. Я хожу в театры. Мне это интересно. Я читаю книги. Я хочу на выставки живописи. Я приезжаю на гастроли – мне интересен город, куда я приехала. Такого не может быть, чтоб я приехала в город, расстелилась в какую-то кровать и отдыхаю до своего выхода на сцену. Нет. Мне хочется пойти, узнать про этот город что-то. Потому что вечером, меня научили так эстрадные старики, артисты (теперь я учу, потому что я уже заняла это место, как мне кажется), что нельзя выходить «оттарабанить» – надо рассказать то, что было сегодня. Вот, что было сегодня. Потому что жанр у меня такой. Сегодня было то-то, то-то. То-то, то-то сказали или то-то случилось. Иронично или как угодно, но оценить ситуацию, в которой ты живешь сегодня».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Лянка Грыу



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 02/12/2017

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Кровавое прошлое сыновей Саддама.

Кровавое прошлое сыновей Саддама.

Опубликовано: 08/10/2003

Сыновья Саддама Хусейна Удей и Кусей были самыми разыскиваемыми в 'иракской колоде карт'. И стали первыми, кого американцы предпочли не арестовать, а убить.

Война мам

Война мам

Опубликовано: 08/10/2003

Почему железная поступь феминизма в развитых странах еще не уничтожила как класс женщин-домохозяек? Потому что домохозяйкам есть что ответить.

Я видел в зеркале старинном…

Я видел в зеркале старинном…

Опубликовано: 23/12/2015

Агата Кристи (псевдоним Мэри Уэстмакотт, 1890–1976) — известная английская писательница, автор более шестидесяти романов, тридцати пьес и множества детективных рассказов. Менее известны её произведени...