Её знают абсолютно все, кто рос на добрых советских мультиках. Голосом Клары Румяновой говорят Чебурашка, Заяц из «Ну, погоди!», Малыш, который дружил с Карлсоном, Крошка Енот, Рикки-Тикки-Тави — всех озвученных ею мультфильмов не перечислить. Клару Румянову по праву считающаяся голосом мультипликации.
В детстве у Клары Румяновой был очень низкий голос, альт. Когда Клара училась в десятом классе, она впервые увидела фильм с Любовью Орловой, и решила, что тоже станет актрисой. В конце 1940-х годов она переехала в Москву, намереваясь поступить во ВГИК. Перед вступительными экзаменами у 16-летней Румяновой украли все деньги, и она вынуждена была голодать. Когда же на последнем туре Клара упала в голодный обморок, глава приёмной комиссии Сергей Герасимов купил ей плитку шоколада и напоил горячим чаем с хлебом. «Я прямо в экзаменационной аудитории в уголочке всё и съела», - вспоминала позже актриса.
Она поступила во ВГИК с первой попытки, где училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Студенткой она много ездила с концертами в Подмосковье. Однажды Клара сильно простыла, и чуть не умерла от крупозного воспаления лёгких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. Продолжение учёбы во ВГИКе оказалось под угрозой. Сергей Герасимов показал её фониатру, но тот лишь развёл руками: «У девочки редкие связки. Не знаю, каким голосом она будет петь после такой болезни, но говорить сможет нормально». Полгода Сергей Герасимов запрещал Кларе Румяновой разговаривать даже шёпотом, и они общались с помощью записок. А когда её голос полностью восстановился, Клара стала говорить очень высоким голосом, впоследствии так хорошо знакомым миллионам кинозрителей.
Сокурсниками Румяновой были Николай Рыбников, Алла Ларионова, Нина Меньшикова и Вадим Захарченко. «Вообще Клара нравилась многим ребятам. Она была миниатюрной брюнеткой с огромными глазами. Рыбников уже на первом курсе был от неё без ума. В это трудно поверить, но свою будущую жену Аллу Ларионову он тогда в упор не замечал, - рассказывала одноклассница Румяновой Евгения Житомерко. - Я до сих пор помню, как сидели мы у Клары дома, обсуждали книжные новинки, а в это время Рыбников ждал её у подъезда. Клара была умной, начитанной девушкой и не переставала удивляться своему ухажёру: «Как он может часами просиживать штаны? Конечно, я никогда не стану встречаться с таким дураком».
В это сложно поверить, но однажды молодой Коля Рыбников совершил поступок, который позже режиссёр Юрий Чулюкин воплотил в своём фильме «Девчата». Не зная, как растопить ледяное сердце любимой, Рыбников решил подарить Кларе дорогой подарок. «Коля потратил всю свою стипендию, занял денег у друзей и купил Кларе изящные золотые часики, - вспоминала Евгения Житомерко. - Перед лекциями он встретил её около института и преподнёс подарок. Клара - девушка строгих моральных правил - влепила ему звонкую пощёчину со словами: «Никогда больше не подходи ко мне». В порыве ярости Рыбников выбросил подарок в окно. Но, в отличие от героини Надежды Румянцевой - Тоси, Клара не заплакала, а лишь усмехнулась: «Я же предупреждала, мне от тебя ничего не надо, заруби себе это на носу». Кстати, Рыбникову дорого обошлась эта выходка: несколько месяцев он сидел на одной гречке, чтобы вернуть долг приятелям.
Спустя пять лет после окончания института, в 1957 году, Рыбников женился на другой однокурснице - Алле Ларионовой. За два года до смерти уже великий актер Николай Рыбников перенёс микроинсульт. Клара навестила его в больнице. Тогда Николай Николаевич осторожно поинтересовался у бывшей возлюбленной: «Ну, может, спустя столько лет ты мне признаешься в причине своего отказа?» В этот момент на глаза Клавдии Михайловны навернулись слёзы: «Дурой я была, Колька! Я не разглядела в тебе того, кем ты был на самом деле. Только сейчас я понимаю, что ошибалась. Ты был именно тем мужчиной, который нужен мне. Сейчас уже поздно об этом думать».
Сниматься в кино актриса начала еще студенткой, и играла в таких известных фильмах, как «Сельский врач», «Они были первыми», «Двенадцать стульев». Однако наибольшую популярность и любовь зрителей принесло ей участие в мультипликации. Песни из этих фильмов в исполнении Клары Румяновой стали шлягерами. Кроме того, актриса много выступала на эстраде и на радио, причём, не только с детскими песнями.
Поиски лучшего друга
Личная жизнь Клары Румяновой, что называется - не сложилась. Возможно потому, что в семейных отношениях Румянова всегда считала себя главой семьи. Первый раз она вышла замуж в шестнадцать лет за молодого пианиста. «Брак продержался всего три месяца. Когда Клара поступила во ВГИК, её муж поставил условие: «Выбирай: либо я, либо кино». После этих слов Румянова разорвала с ним все отношения. Клара всегда была принципиальным человеком и ни за что не могла поступиться собственными взглядами, - рассказывала подруга актрисы Вера Рыбакова. - Кстати, к тому моменту Клара была на втором месяце беременности. Втайне от родителей она сделала аборт у какой-то бабки на дому. С тех пор детей она больше иметь не могла, хотя очень хотела».
Вторым мужем Румяновой стал лучший друг Сергея Бондарчука Анатолий Чемодуров. Красивый талантливый актёр прославился в конце 1940-х годов ролью Левашова в «Молодой гвардии». После свадьбы Бондарчук решил сделать подарок молодой актрисе и предложил ей роль княжны Марьи в картине «Война и мир». Румянова стала репетировать, но из-за её дерзкого характера Сергею Фёдоровичу пришлось заменить Румянову другой актрисой.
В конце 1960-х годов Чемодурова перестали приглашать сниматься в кино. У него не было никакой работы. В это время его супруга успешно сотрудничала с «Союзмультфильмом», продолжала сниматься в кино. Вскоре Чемодуров начал пить. Причём это были настоящие запои с рукоприкладством, скандалами. Анатолий часто не приходил домой, Клара вытаскивала его из милиции, он стал продавать вещи, чтобы купить бутылку. В какой-то момент она не выдержала, и в 1973 году они официально развелись.
Третий брак Румяновой продлился почти пять лет. Но очередной супруг Румяновой буквально уничтожал ее своей ревностью. «Я многим видным мужчинам нравилась - Чкалову, Сличенко, Магомаеву, Высоцкому, - рассказывала сама Румянова. - А сейчас я одна. И детей нет. Ни одну беременность выносить не смогла. Но я не жалею, что так вышло...»
В начале 1950-х годов Клара Румянова снялась в нескольких фильмах, и в 1953 году судьба свела генеральным директором киностудии «Мосфильм» Иваном Пырьевым. Иван Александрович снимал фильм по собственному сценарию «Испытание верности». Румянова не любила сентиментальное кино, а картина Пырьева должна была стать классическим вариантом советской мелодрамы. «Я хочу, чтобы ты играла главную роль», - предложил Пырьев Румяновой и дал просмотреть сценарий. Дело происходило в кабинете режиссёра на Мосфильме». Пока Клара читала сценарий, Пырьев не сводил с неё глаз. Он ждал, когда же молодая девушка прослезится и с восторгом примет предложение. Восторга не последовало. «Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал, - резко выступила Румянова. - Я отказываюсь сниматься в этом фильме».
Пырьев, снявший на тот момент более двадцати кинолент, пришёл в ужас. О его сложном характере слагали легенды на киностудии, его боялись маститые актеры, из его кабинета с треском вылетали даже старейшие сценаристы, и он никогда не стеснялся в выражениях. И тут - выпускница ВГИКа позволила себе такое смелое высказывание по отношению к его сценарию. «Мать, ты думаешь, что говоришь?! - взорвался Пырьев. - Тебе не нравится сценарий, малолетка?! Убирайся вон из моего кабинета - и чтобы ноги твоей больше не было на «Мосфильме»! Я запрещаю тебе сниматься в кино! Отныне тебе будут отводиться роли только в массовках...»
Около шести лет Клара оставалась за бортом кинематографа, пока министр культуры Екатерина Фурцева не уволила Пырьева с поста гендиректора «Мосфильма». После этого Румянова снялась в двенадцати картинах.
Новая жизнь
В 1990-е годы актрису, как и многих других её коллег, «попросили» из Театра киноактёра. Мультфильмов на студии «Союзмультфильм» почти не снимали, и Клара Румянова осталась не у дел. «Мультиков больше нет, да и тех, кто их озвучивал вместе со мной — Папанова, Раневской, Вицина, — тоже нет. Без них я осталась одна и живу только надеждой», — с сожалением признавала актриса.
Свободное время она тратила на работу в архивах, написала цикл из 11 исторических пьес под общим названием «Имя мне — женщина», в которых рассказывала о знаменитых женщинах в нашей истории — Екатерине Дашковой, Надежде Дуровой, Евдокии Растопчиной и других. Но эти работы так и не увидели свет, и надежды у Клары Румяновой становилось всё меньше: «Я давно увлеклась историей, заметила, что у нас всегда писали только о героях-мужчинах. А где же женщины? Я решила исправить эту несправедливость. Собирала материалы по архивам, несколько лет всё обрабатывала».
Когда у актрисы обнаружили рак, она намеренно не принимала никого, даже единственную оставшуюся в живых родственницу - двоюродную сестру. Иногда продуктами и лекарствами помогала Гильдия киноактёров. И до последней минуты актриса была уверена, что выздоровеет и сможет продолжить работу.
Сотрудники Гильдии киноактеров рассказывали: «Мы постоянно звонили ей, интересовались её самочувствием. Когда её знакомые сообщили, что Клара Михайловна совсем плоха, мы стали готовиться к худшему. Чуда не могло произойти: мы знали, что у Румяновой рак молочной железы и слабое сердце. Когда-то ей сделали шунтирование, после операции она принимала лекарства, от которых впоследствии её самочувствие ухудшилось. Последний месяц её особенно подкосил. А за четыре дня до смерти ночью она встала и упала. Всю ночь пролежала на полу, пока её утром не обнаружила сиделка. В результате Клара Михайловна заработала себе пневмонию. Так один недуг наложился на другой».
Известно, что у каждого – своя судьба, и она не зависит от таланта и уважения поклонников. Иной артист, как положено, уходит из жизни, что называется, «на сцене», в окружении коллег, поклонников, семьи, имея звания, награды, состояние. А другой, не менее талантливый и любимый зрителем, остается один на один со своей смертью, без поклонников, семьи. И без денег.
Клара Михайловна родственников не имела, не осталось их у нее, последнее время она тяжело и долго болела. Одинокая актриса осталась на попечении сестры-сиделки из храма Троице-Голенищево. Это был единственный человек, с кем остаток жизни провела артистка Румянова…
Она и скончалась на руках сиделки. Утром 18 сентября 2004 года больная была в сознании, но потом почувствовала себя хуже, сиделка вызвала «скорую помощь», но медики оказались бессильны…
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ольга Медынич