Он сыграл самого знаменитого сыщика Советского Союза. Вся страна восхищалась его смелостью. К нему обращались в поисках справедливости. И он помогал! Хотя и не был майором милиции. Просто Леонид Каневский – великодушный, сильный и талантливый.
С таким характером, как у Леонида Каневского, его наверняка бы приняли и в настоящую милицию. Шутка ли – в 12 лет он наравне с 18-летними парнями занимался в секции борьбы. Дворовая жизнь требовала от киевского мальчишки умения постоять за себя. Тем более что от природы Леня вовсе не был титаном, а весьма упитанным парнем! Через несколько лет пухлый недотрога стал первоклассным спортсменом. Освоил вольную и классическую борьбу, а еще академическую греблю. Но его отец хотел, чтобы за спортивными успехами сын не забывал о выборе настоящей профессии. «Папа возил меня все время по всей Украине в командировки, во всякие совхозы, сады. Мечтал, чтобы я стал тоже технологом, «фрукты-овощи». А я срывал там яблоки, груши. Когда я в 11 лет объявил, что пойду в артисты – они так отнеслись к этому, мол, «пройдет»».
Мама – Ида Львовна – сына безоговорочно поддержала. Она так любила своего Ленечку, что ей было все равно, кем он будет – лишь бы был счастлив. «Когда я окончил 10-й класс, в Киев на гастроли приехал Театр имени Вахтангова. Через длинную цепочку знакомых, которые вывели меня на главного администратора, я узнал, что в этом году в Щукинском училище набирает курс блистательный педагог, профессор Вера Константиновна Львова. И самое замечательное было то, что она и мой будущий учитель и друг Владимир Георгиевич Шлезингер согласились меня послушать. И пропустили сразу на третий тур. Так мы с мамой отправилась в Москву. Она бегала со мной по всем училищам, знала всю команду поступающих, сопровождала нас всюду.
В ГИТИСе я пролетел прямо с первого тура. Во МХАТе дошел до второго, на котором Павел Владимирович Массальский, посмотрев на меня в кулак через дырочку между пальцами, вынес вердикт: «Не наша фактура». В Щепкинском, естественно, тоже завалился — вообще никак не вписывался. Но я был спокоен, потому что знал: впереди меня ждет Щукинское училище. И меня туда взяли.
После окончания училища меня брали сразу в два театра — имени Маяковского и имени Ленинского комсомола. Анатолий Андреевич Колеватов — по образованию артист-вахтанговец, ставший впоследствии грандиозным театральным администратором, возглавлявшим «Союзгосцирк», в то время работал директором «Ленкома». Когда он узнал, что я стою перед выбором, возмутился: «Какой Маяковский?! Ты что, обалдел, куда ты идешь?! Ты вообще был в Запорожье?» Я говорю: «Нет». — «А в Крыму?» — «Не был». — «Так вот, мы в июне едем с гастролями в Крым, а в июле в Запорожье. Короче, ты в нашем театре, все!» И моя судьба была решена: я поехал на гастроли уже в качестве артиста Театра Ленинского комсомола.
Это был 1960 год. А три года спустя случилось чудо: в театр пришел гений Анатолий Васильевич Эфрос. Удивительный человек и режиссер, благодаря которому началось мое профессиональное становление, с которым мы вместе за несколько месяцев создали практически новый театр. И когда он переходил в Театр на Малой Бронной, я, к великому своему счастью, оказался в компании артистов, которых он взял с собой».
В конце 60-х имя Леонида Каневского было известно лишь театралам, хотя у актера уже были удачные работы в кино. Но по-настоящему страна узнала его лицо после выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука». Шрам, накачанный торс, вызывающе белые джинсы – таково было эффектное появление актера на экране... А ведь по задумке Гайдая горе-контрабандист должен был выглядеть по-другому. Специально для него пошили элегантный костюм-двойку. Но вот загвоздка – на атлетическую фигуру Каневского этот костюм совсем не «садился». По сценарию роль у Каневского была небольшой. Практически, без слов. Но Леонид сделал своего героя гораздо более разговорчивым. «Очень хотелось продлить свое пребывание на экране. И я начал добавлять, прибавлять слова, придумывать. И когда это снимали, этот эпизод у аптеки, я подготовился. Написал целый монолог».
Майор Томин
В 1971 году на Центральном телевидении выходит первая серия цикла «Следствие ведут знатоки». И зрители, которые знали Каневского как контрабандиста в «Бриллиантовой руке», увидели и полюбили непримиримого борца с криминалом Александра Томина. Идея создания сериала родилась на самых высоких этажах Министерства внутренних дел. Казенным языком это звучало так: «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории»…
Каневского на роль Томина утвердили практически сразу. В тройке Знатоков этот герой выполнял самую опасную миссию – добывал факты, внедряясь в преступную среду. Он был ловким, артистичным, обаятельным. Словом – настоящим сыщиком. Готовясь к съемкам, Каневский не один день провел на Петровке, 38. Вместе с другими исполнителями главных ролей – Григорием Мартынюком и Эльзой Леждей – он присутствовал при настоящих допросах, показаниях свидетелей и даже выезжал на обыски. Актеры должны были видеть реальную работу тех, кого собирались играть.
Они так крепко вжились в свои роли, что зрители уже не отделяли артистов от их экранных героев. «Знатоки» стали персонажами из жизни. К ним обращались за поддержкой, у них искали справедливости. Особой любовью «Знатоки» пользовались у правоохранительных органов. В Союзе не было такого отдела милиции, который не пригласил бы их выступить.
Когда в восьмой серии майор Томин упал, сраженный пулей, в стране поднялась волна зрительского негодования. На адрес Центрального телевидения посыпались телеграммы с требованиями «оживить» любимого героя. Вместе со зрителями своего приговора ждал и Каневский. Создатели сериала до последнего искали варианты: как продолжить сериал без «убитого» Шурика. Но не находили понимания даже у своих коллег. Поэтому в девятой серии майор Александр Томин вновь появился на экране. Только на больничной койке и с перевязанным плечом.
Ни дня друг без друга
Леонид Каневский всегда нравился женщинам. Образ смелого сыщика только добавил ему привлекательности в глазах прекрасного пола. Почитательницы только и вздыхали: какая выправка! Но у поклонниц Каневского не было ни единого шанса. После съемок и репетиций актер спешил домой. К любимой жене Анне.
Их свел случай. Аня – дочь Ефима Березина, знаменитого «Штепселя» – участника звездного комического дуэта «Штепсель и Тарапунька». А диалоги для этого дуэта писал Александр Каневский, старший брат Леонида. Он и познакомил актера с будущей супругой. Родные в Киеве даже устроили им шуточное сватовство. Хотя молодые люди тогда и не думали о женитьбе.
Гуляя по бульварам предновогодней Москвы, Каневский сделал Анне предложение. 29 марта 1975 года они отпраздновали свадьбу – в самом центре Москвы, в ресторане гостиницы «Интурист». И вот уже много лет их семейный союз опровергает все стереотипы о непрочных браках с артистами. Свою дочь Наташу, которая появилась на свет в 1977 году, Каневский просто обожает. И вообще делал для своей семьи все, что только может сделать любящий муж и отец. «Они друг без друга не могут. Аня ездит с ним на гастроли. Аня – часть Лени. Леня – часть Ани», – рассказывает юмористка Клара Новикова.
В 1977 году Каневский был утвержден в картину «Собака на сене». Ему досталась очень выигрышная роль – слуги Тристана. Были пошиты костюмы, и Каневский ожидал только приглашения на съемки в Ялту. Но так и не дождался – роль ему не дали. Каневский становился заложником одной роли. Но режиссеры, которые мечтали видеть талантливого актера у себя в картинах, не желали с этим мириться. Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично отстаивал кандидатуру Каневского для съемок в «Трех мушкетерах». Галантерейщик Бонасье вернул на киноэкран характерного актера Каневского – яркого, неожиданного, способного к перевоплощениям.
К началу 90-х съемки «Знатоков» закончились. Кинопроизводство в стране сошло на «нет». Когда Каневскому предложили уехать в Израиль, он сразу согласился. «Для актеров настали непростые времена. Театральные залы стремительно пустели, на улицах становилось все более опасно – я, например, всегда встречал дочку, когда она возвращалась из кружка Дворца пионеров. А еще помню, как приходилось улыбаться в магазине, чтобы тебе по блату продали колбасу, сыр или чай… И вот, в 1989-м году мой друг Женя Арье предложил поучаствовать в проекте русскоязычного театра «Гешер» в Израиле. В декабре мы группой артистов, отправились туда… Я сразу почувствовал себя там комфортно. То ли потому, что русская речь звучала на всех перекрестках и в объявлениях, то ли потому, что меня встретило очень много моих друзей одесситов и киевлян - уже устроившихся, работавших. Помню, как мы за две недели проехали практически все основные города Израиля, и залы были переполнены. Меня пригласил в труппу. Мне тогда уже было 52 года, но я за это предложение ухватился. Анна тоже быстро нашла себе дело в Тель-Авиве: работала в швейцарской компании, потом в израильской. Квартиру в Москве мы не продавали, в Тель-Авиве - купили». За несколько месяцев Каневский освоил иврит. Это была победа. Никаких препятствий для работы в Израиле у него больше не оставалось. Тем не менее, в середине «нулевых» Каневский возвращается в Москву. Оказалось, что за годы, которые Каневский провел за границей, на Родине его не забыли.
Возникла идея возродить сериал о «Знатоках». Каневский сразу же согласился. Своеобразным продолжением сериала оказалась документальная лента «Следствие вели…». Это авторский проект Леонида Каневского, который представляет собой цикл документальных телепередач, посвященных знаменитым преступлениям и громким детективным делам времен СССР. «Для меня важно в программе рассказать не только о громких делах — криминала хватает сегодня на любом телеканале, а и о том времени, когда все это происходило, — как люди жили, как общались… Время трагическое и счастливое, драматическое и веселое, курьезное и серьезное. Отношения тогда были человечнее, чище, прозрачнее, чем сейчас. Это не ностальгия по тому времени. Ностальгирую по отношениям, которые в те годы были менее коммерческими, более лирическими. А что касается сюжетов, то один из самых интересных — известное расстрельное дело директора «Елисеевского» гастронома. Трагична судьба человека, который прошел всю войну, а в мирное время его жизнь повернулась совсем в другую сторону. Хотя, если копнуть, можно было найти гораздо более виноватых, чем он.
Еще потрясла история авантюриста-мошенника, у которого было до десятка ходок, почти столько же побегов из мест лишения свободы. А потом он отморозил ноги и, представляясь Героем Советского Союза, однополчанином сына Сталина Василия, добивался приема у генералов, министров, просил у них материальной помощи. Не заподозрив обмана, они помогали и из своих ведомств инвалида на руках выносили! Такой вот был «Остап Бендер». А вообще много всего интересного — программу снимаем уже не первый год».
P.S. Он сумел избежать участи актера одной роли. Несмотря на всенародную любовь к майору Томину, зритель узнал разного Каневского. Все его герои – будь то милиционер или жулик – живые, яркие, запоминающиеся. И эту великолепную, тонкую работу артиста Леонида Каневского зритель будет ценить всегда. «У меня много планов. Быть здоровым, быть форме, заниматься спортом, по возможности не выискивая на это время. Знаете, артисты любят говорить: «Вот, не дают ролей!» Особенно это было распространено в былые времена, когда занятости было меньше, а артисты выпивали и жаловались. А я всегда на это отвечал: «Ребята, так неправильно! Сейчас ролей не дают, а завтра дадут! Поэтому надо быть в форме! Возник подходящий случай — схватите его и используйте на все 100%!» Так что всегда надо быть в форме и быть готовым использовать все возможности, которые предоставляет тебе судьба!»
|
Читайте ещё на нашем сайте - Оксана Марченко