Этот мужчина мог бы стать агрономом, или оперным певцом, благодаря своей внешности он мог бы всю жизнь исполнять роли дворян и аристократов, но зрители его запомнили совсем в другом образе…
Большая и насыщенная биография Леонида Кулагина берет начало в сибирском городке Иркутской области. До 7 лет мальчик жил на берегу реки Лена, а затем вместе с отцом переехал в Нижний Новгород и вырос на берегу реки Волга. Маму актер помнит не слишком хорошо, ведь она скончалась на операционном столе из-за врачебной ошибки, когда Лёня еще даже не ходил в школу. При жизни она работала диктором, хорошо пела. Отец же был радиотехником. Воспитанием юного Кулагина долгое время занимался один отец, и только много позже в его жизни появилась мачеха.
Мужчина взял в жены подругу своей сестры. Хотя сам актер утверждает, что сегодня язык не поворачивается называть ее мачехой. Для него она стала второй мамой. Именно она его многому научила, дала зачатки культуры и вкуса, привила любовь к музыке. Женщина отдавала всю свою любовь мальчику, но Леонид долго не называл ее мамой. Уже будучи взрослым, он понял, что ей пришлось многим пожертвовать ради него и его отца. «Всё мое детство сопровождали две великие реки Лена и Волга. А так как названия рек женские, то вполне очевидно, что у меня на роду было написано, чтобы всю жизнь меня сопровождали женщины, чтоб я их любил и во всем опирался на них. Так и получалось, что с детства меня окружали девочки, старше меня по возрасту, они и были моими самыми верными подругами. И это ощущение, что рядом всегда должны быть женщины осталось у меня до сих пор, и несмотря на привычное мнение, что женщины коварны, непостоянны, лживы, я абсолютно уверен, что это и есть самые верные люди. Может быть, это мне так повезло, но за всю мою жизнь, пожалуй, всего дважды меня наказывали особы женского рода. Предавали. Наказывали, и очень крепко, но верить женщинам из-за этого я не перестал».
Творческий и артистичный Леонид с юных лет питал страсть к театру. Когда его папа работал электриком в местном драматическом театре, Кулагин целыми днями пропадал за кулисами. Подростком он впервые вышел на сцену в спектакле «Молодая гвардия». Но через пару лет отец уволился, и доступ подростка к любимому месту был закрыт.
Он увлекся пением. В его дворе жил ударник из оперного театра, куда Леонид стал часто ходить. К десятому классу знал наизусть все арии и очень неплохо пел. Его кумиром был Федор Шаляпин. После окончания школы он стоял перед выбором - идти ли учиться на оперного певца или же на драматического актера. Поскольку он понял, что Шаляпин из него не выйдет, решил стать актером.
После учёбы работал в драмтеатре в Нижнем Новгороде и только позже попал в кинематограф. 80-х годов фильмы Леонида Кулагина выходили один за другим и сразу становились хитами советского экрана. Большим успехом пользовались экранизации книг Вальтера Скотта «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии». В начале 90-х Кулагин перестал появляться на экранах и только в 2001 году он вновь начинает сниматься. Главным проектом актера становится сериал о расследованиях «Кулагин и партнеры». Примечательно, что на кастинге на роль адвоката пробовались и настоящие представители этой профессии, но руководство предпочло им Леонида Николаевича, так как он много лет не снимался, и у зрителя могло сложиться впечатление, что артист на самом деле сменил сферу деятельности. И как раз по этой причине в сценарии персонажа переименовали, дав ему настоящую фамилию исполнителя. Говорят, это единственный случай в истории, когда именем актера назван сериал, не сходящий с экранов десятилетие. «Зрители присылали письма со своими вопросами и проблемами, считая настоящим юристом и детективом».
Измена жены и настоящая любовь актера
Когда Леонид играл в драмтеатре в Нижнем Новгороде, он познакомился с актрисой Милой Нельской, приехавшей на гастроли из Читы. Между молодыми людьми вспыхнули чувства, и девушка добилась перевода возлюбленного в Читинский драматический областной театр. Личная жизнь Леонида Кулагина с этой женщиной продолжалась полтора года, но они быстро поняли, что их страсть постепенно утихает, ведь Леонид и Мила были слишком разными людьми.
Однажды он проснулся, а Милы рядом нет. Зашел на кухню, а она там пишет любовное письмо другому мужчине – режиссеру театра. Леонид простил ее, так как любил. Но с того момента отношения их «посыпались». После расставания актер запил, свое одиночество заливал алкоголем. Хотя до встречи с Милой Нельской он не пил и не курил.
Вскоре Леонид уезжает работать в липецкий театр и там встречает свою нынешнюю супругу Элеонору Лапицкую. Кстати, его вторая любовь исполняла на сцене те же роли, что и первая жена Кулагина. Женщина жила в гражданском браке, но это не остановило Леонида Николаевича, так как он считал, что муж «ненастоящий». Он ухаживал и добивался ее расположения всеми путями. Вскоре Элеонора вышла замуж за Леонида Николаевича, и с тех пор они вместе. Эле пришлось выдержать пьяные выходки мужа и сделать невозможное: уговорить Кулагина закодироваться. У них родился сын Алексей, а сейчас есть уже и взрослый внук Кирилл.
Актерские браки обычно не прочные, тому причина - легкомысленность профессии, измены, долгие разлуки. Но Кулагину удалось сохранить семью: «Это заслуга жены. Я ее жутко ревновал, следил на репетициях за ее театральными партнерами - я эгоист в любви. А она вопрос ревности решила предельно просто, она сказала мне: «Лёнь, делай все, что хочешь, но чтоб я об этом не знала».
Не всегда удавалось выполнить просьбу. Слава Богу, что у нас с Элей актерская семья, не приходилось оправдываться хотя бы за откровенные сцены на экране. Помните такой первый советский эротический фильм «Осень»? Когда я ездил с этим фильмом на гастроли, то сразу предупреждал, что после показа фильма к зрителям не выйду, только до, потому что мне надоело отвечать на одни и те же вопросы: не ревновала ли меня жена, потому, что там две трети сюжета происходит в постели; по-настоящему ли я целовался и не было ли у меня с партнершей чего-нибудь всерьез? Отвечать на эти вопросы нелегко - все равно никто не поверит, что ничего и быть не могло. Представьте огромный павильон, полный людей, режиссер дает указания, кинокамеры все снимают… Вы могли бы в такой обстановке возбудиться?
Здесь никакая физиология не устоит. Говорят, что даже во время съемок порно актерам вкалывают какие-то стимуляторы, а я не порнозвезда, поэтому даже если и захотел бы что-то сделать, вряд ли бы смог. У нас была очень теплая, маленькая компания, всего четыре человека: я, Наташа Рудная, Наташа Гундарева, и Саша Фатюшин - две пары. Более того, Наташа Рудная тогда была женой режиссера фильма Андрея Смирнова. Я эту пару знал много лет, мы прекрасно дружили, и мне предстояло с этой женщиной играть любовь на глазах ее мужа. Съемки начали с самой простой сцены - поцелуй в коридоре поезда. Андрей видел, как я смущен, он мною руководил: «Ну, ты можешь схватить ее, запихни ей руку под подол». Я краснел и огрызался: «Да ты что, с ума сошел?». После долгих мук нашли выход, Наташа надела чулки с резинками, и я хватал ее уже не за бедро, а за эту резинку. Потом напряжение и стеснение постепенно ушло, мы стали вести себя естественнее, но все равно было непросто. Мы просто не знали, как снимать подобные сцены, все ракурсы и планы находили опытным путем, Андрей диктовал: «Ну, давайте, теперь перевернитесь, пусть она будет сверху». Да, мы действительно были обнаженные, но никакого эстетического удовольствия при этом не испытывали - это, на самом деле, тяжелый труд, нужно контролировать каждое движение, помнить с какой стороны и каким планом тебя снимают, не забывать еще и лицом работать.
Но не значит, что мы постонали друг у друга в объятиях, режиссер сказал: «Стоп!», - каждый завернулся в свою простыню, и мы сконфуженно разбежались по углам. Иногда мы и во время перерыва не вылезали из постели - чего зря одеваться? Ребята приносили нам чего-нибудь перекусить, и мы, лежа друг у друга в объятиях ели, потом дремали, совершенно обнаженные - два близких человека, два друга и не более того. Конечно, за пределами павильона возможно продолжение близких отношений, и скорее всего оно было бы, но в данном случае это просто не могло случиться, потому, что нас связывала очень продолжительная дружба»
В жизни любого актера есть неприятные воспоминания, либо это неудачная роль, либо бестактное предложение, либо какие-то происшествия на съемках. Подобное есть и у Кулагина: «Был такой фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» Я играл отца Айвенго. По сюжету меня поймали и пытали - поджаривали на костре. Я долго думал, как же это будут снимать, но меня успокоили: «Вы не волнуйтесь, на вас будет специальный асбестовый костюм, костер будут снимать отдельно от вас, к тому же съемки этой сцены будут проходить в последний день». То есть, если я сгорю - не жалко. В общем, когда подошло время снимать, оказалось, что защитный костюм не сделали, вместо него пообещали между мной и огнем положить фанерку. Соорудили костер, по углам врыли столбы, привязали меня по рукам по ногам к раме, а ее закрепили над костром и стали меня вращать, как барашка на шампуре. Фанерка загорелась сразу. Пришлось снимать очень быстро, «поджаривая» меня в живую. И все бы было терпимо, если бы по окончании съемок на радостях про меня не забыли - чуть не сгорел по-настоящему. А потом для финальной сцены меня обмазали специальным составом, имитирующим обугленную в кровоподтеках кожу. А я в этот день очень спешил домой, грим снимать не стал, набросил простыню, мне дали машину, и я уехал. Чтобы не пачкать одежду, ключи не доставал, а позвонил - открыл сын, он-то привычный! А у сына в этот вечер была девушка, которая считалась невестой, сын, не подумав: «Познакомься, пап, это моя девушка!» Я сбрасываю с себя простыню, а там жуткое месиво. Девушка: «Ах!», - и в обморок. Больше я эту невесту не видел».
Никто из потомков Кулагина не пошел по его стопам, хотя и сын, и внук в детстве интересовались театром, а Кирилл даже занимался в Доме актера на Арбате. Сегодня сын Кулагина занимает руководящую должность в рекламном агентстве, финансовой сфере посвятил себя и внук актера.
P.S. Во всех интервью Леонид Николаевич называет себя фаталистом. Он уверен, что все события нашей жизни определены заранее, а успех или крах зависят только от того, насколько внимательно мы относимся к знакам, которые посылает судьба.
В 2018 года актер дал интервью, в котором рассказал, что в кино его уже не приглашают. Но зато теперь он озвучивает аудиокниги. Его первой книгой стала 800-страничное произведение Ивана Шмелева «Пути небесные». Леонид Николаевич признается, что при его начитывании еле сдерживал слезы. После озвучивание литературных произведений стало регулярной работой для Леонида Николаевича. В его списке огромное количество классической литературы – «Преступление и наказание», «Бегущая по волнам», «Мертвые души» и другие. Также с не меньшим энтузиазмом артист берется за озвучивание детских книг – он «подарил» свой голос книгам о Незнайке и о Гарри Поттере.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян