Интересная миниатюрная брюнетка сыграла и несколько главных ролей, но запомнилась больше всего чудесной женственной секретаршей из «Служебного романа». Обаятельная актриса привнесла во все сыгранные роли капельку своей неординарности, которая нравилась не только режиссерам, но и мужчинам.
Лия Ахеджакова появилась на свет в украинском Днепропетровске летом 1939 года. Она выросла в театральной семье. После переезда в Майкоп её мать, Юлия Александровна, играла в труппе Адыгейского драматического театра. А отчим Лии, Меджид Салехович, адыгеец по национальности, был главным режиссёром этого театра. Поэтому будущая звезда с детства знала, что такое мир драматического искусства, и четко осознавала и его преимущества, и всю тяжесть профессии. Однако только о карьере артистки мечтала маленькая живая девочка, когда училась в школе. Родители же протестовали: их работа на подмостках пришлась на самые жестокие для искусства военные и послевоенные годы. Актеры были теми людьми, которые жили впроголодь, не имея право на печаль и жалобы. Связав себя с этой профессией, они были обязаны стать отдушиной для простого люда, быть проводниками вдохновения, радости и культуры в послевоенный мир тяжелого труда. И понятно, что для своей маленькой дочки такой сложной работы никто не желал.
В школе Лия стала, в соответствии с мечтой, посещать драматический кружок и лелеять надежду поступить в заветный театральный. Но в старших классах, в традиционных долгих разговорах с падчерицей, отчим стал аккуратно наставлять девочку, говоря о том, что для начала надо получить хорошую профессию, а играть – потом, для души. Лия маминому второму мужу очень доверяла, вот и тогда его слова на школьницу подействовали. Он был не против отпустить смышленую падчерицу в Москву, но – не в театральный. Так и договорились. Прилежно училась там, не забывала участвовать в самодеятельности. Но спустя полтора года все же решила попробовать в ГИТИС. Для начала честная Лиечка посоветовалась об этом с отчимом. Тот был вне себя от ярости и довольно жестко отчитал девушку: «С твоей внешностью всю жизнь придется играть только травести!». Она была готова и к этому. «Будет сложно – не пищи!» - закончил свою гневную отповедь отец. Эти слова Ахеджакова запомнила на всю жизнь и действительно, когда ей было сложно – собирала волю в кулак и шла вперед.
Еще учась в ГИТИСе, Ахеджакова начала работать в Московском ТЮЗе, где скоро стала ведущей актрисой. Именно там она познакомилась со своей первой любовью – актером Владимиром Носиком. Особенной романтичностью их отношения не отличались. Это была обычная влюбленность. Лия, молоденькая девчонка, отдала возлюбленному всю поэтическую любовь, на которую была способна. Тот ценил, и скоро сделал девушке предложение. Жить стали в ее квартире: родители Ахеджаковой, когда она поступила в Москву, уехали на север, чтобы заработать денег дочке на жилье, и только позже переехали поближе к столице.
Скоро богемный Носик, имевший популярность в театре, да к тому же, уже ставший киноактером, стал частенько приходить домой в приятном подпитии. Некоторое время супруга старалась не обращать на это внимания, но делать это становилось все сложнее. Лия тогда молча собрала вещи и интеллигентно ушла куда глаза глядят, оставив неверному мужу свою московскую «двушку». Она была слишком оскорблена, чтобы заниматься тривиальной дележкой, а он и не подумал покидать квартиру.
Впрочем, всегда пользующаяся популярностью миниатюрная яркая брюнетка Ахеджакова скоро обрела свое личное счастье во второй раз. Новым мужем актрисы стал тогда еще не особенно известный художник Борис Кочейшвили. Отношения двух творческих личностей, казалось, должны были быть огненными, но никаких страстей не случилось. Более того, Лия не чувствовала от мужа даже обязательной для супружества заботы и теплоты.
Тогда Лия уже стала знаменитой. Хорошо зарабатывала и несла домой того самого пресловутого «мамонта». Вернувшись из театра, с гастролей или съемок, женщина вставала у плиты, чтобы побаловать своего талантливого мужа каким-нибудь кулинарным сюрпризом. Все домашнее хозяйство лежало на ней, пока Боря – творил! Но и работа ему не особенно удавалась. Выставлялся он мало, продавался плохо, никакой особенной харизмы в его картинах никто не видел. Понимая, как от недооцененности страдает супруг, скромная Ахеджакова, всю жизнь стеснявшаяся попросить что-то для себя, вдруг начала обивать пороги МИДа с требованием внимательней относиться к талантливым художникам.
Благодаря знаменитой жене, художник буквально встал на ноги и – наконец-то! – стал зарабатывать больше своей супруги. Слава на мужчине отразилась не лучшим образом. Возгордившись таким поворотом, он не только не стал ласковей с Лией. Теперь знаменитый, художник добавил прохлады в свой семейный союз. Такое положение дел актрису не устроило. Она снова подала на развод.
С тех пор Ахеджакова зареклась выходить замуж. Но от этого не перестала пользоваться популярностью у мужчин. Никакой особенной информации о ее любовных делах нет, но все знакомые наперебой свидетельствуют: Лия мужчинам всегда нравилась и романы крутила самые душещипательные. И так – десять лет. Она уже настроилась на то, что никогда не допустит в свою жизнь серьезных отношений, разочарованная в мужчинах, так и не заведя детей...
Ей было 63, когда любящий мужчина уговорил ее стать его женой. Она сочла пышную свадьбу в таком возрасте чем-то пошлым, поэтому с новым возлюбленным расписалась очень тихо, не поставив в известность даже любимого отца. Лишь однажды, болтая с ним по телефону, проговорилась. Папа тогда в шутку сказал: «Мне немного осталось, вот умру, будет некому за тобой присмотреть. Вышла бы замуж…». Пришлось рассказывать все по порядку.
Лишь третий муж оказался таким, которого она искала всю жизнь – заботливым, готовым не только смотреть на нее, но и смотреть с ней в одну сторону. Сейчас Владимир стал ее личным агентом и помощников в общественных делах, которыми Ахеджакова живо интересуется.
«У меня паршивый характер!»
По собственному признанию Ахеджаковой у нее сложный характер. «Я нелегкий человек. У меня есть своя правда, которой придерживаюсь, и когда вижу несправедливость, становлюсь агрессивной. Но это не значит, что я одинока. У меня есть друзья. Ведь друзья – это не значит «терпеть», это значит любить! Есть друзья мужчины, есть подруги: Алла Покровская и Инна Чурикова, с которой мы общаемся со времен моей работы в Театре юного зрителя, то есть всю жизнь. С Аллой мы все время на связи, любим поговорить и по телефону, и при личной встрече. Мы еще партнерши в театре. А с Инной можем целый год не созваниваться, но когда видимся – родные. В Питере дружу с Таней Богомоловой».
Ахеджакова известна своей активной гражданской позицией, она часто высказывает свое мнение о разных событиях и происшествиях: «Среди моих друзей есть люди, расписавшиеся в верности власти, которая в каких-то своих поступках даже преступна. Они говорят – я могу потерять работу, мне будут запрещать спектакли. Они не пользуются интернетом, они не ищут правды, они получают ее из телеящика, в таком хорошем консервированном виде, и легко ее принимают, ни капли не сомневаясь.
Моя же среда обитания – люди, которые говорят правду и не скрывают ее, рискуя собой».
Очень тяжело Лия Меджидовна пережила уход своего друга, режиссера Эльдара Рязанова. Именно этот великий режиссер открыл её кинематографу: «У меня было ощущение, что из-под меня вынули опору. Эльдар Александрович был из тех людей, присутствие которых диктует окружающим уровень порядочности. У него были заповеди. Авторитет его был настолько велик, что даже хамы и холуи выражали себя осторожно, «под сурдинку». Коммерческое было загримировано и не бросалось в глаза. И вдруг все обрушилось, обнажилось без всякого стеснения. Конечно, есть очень интеллигентные и скромные труженики. Культура неубиенна. Но без Сахарова, без Ромма, без Рязанова... Жить трудно».
Лия Ахеджакова отказывается сниматься в сиквелах советских кинофильмов, считая, что лучше уже не сделаешь. «Я принципиально не снимаюсь во всякого рода «продолжениях» и «много лет спустя»… – высказалась актриса – Например, как вы помните, меня не было в «Иронии судьбы-2»… Просто я не жду от очередного продолжения ничего».
Несмотря на свою загруженность Ахеджакова любит отдыхать – ездить в отпуск, также в свободное время интересуется работами современных режиссеров: «Отпуск – это всегда в последний момент. Раньше снималась, а теперь гастроли: Америка, Прибалтика, Израиль. Во Флоренции, например, живет моя приятельница, гид Тамара Чернова, для меня нет радости большей, чем заселиться с мужем в гостиницу XII века, ходить по музеям и улочкам великого города…
В кинотеатры хожу нечасто. Бывает, езжу в «Эльдар» – он находится недалеко от меня, к тому же я там всех знаю… «Страну ОЗ» смотрела, мне понравилось. Как я могу не следить за нашим и мировым кинематографом? Шедевры нечасто случаются, но они есть – и это для меня особый вкус жизни. Как и хорошие спектакли, как прекрасная литература. Я все время жду и надеюсь на радость открытия».
P.S. Знаменитая артистка 9 июля отметит свой юбилей. Но о возрасте предпочитает не говорить: «Неприлично упоминать, сколько женщине лет!» Каждое утро Лия Меджидовна садится за руль своего «Мерседеса», чтобы доехать из подмосковного поселка Внуково, где она живет с мужем Владимиром, в «Современник». «Вожу машину всю жизнь, начинала еще с «Запорожца».
|
Читайте ещё на нашем сайте - Егор Крутоголов