Луи де Фюнес – великий комедийный талант Франции, который, по сути, уже давно принадлежит всему миру. Яркие образы, созданные этим замечательным актёром, действительно неповторимы. Каждый фильм с участием Фюнеса, наполненный бьющим через край весельем, великолепными трюками и невероятно смешными приключениями его героев, хранит обаяние старого французского кино.
Потомок древнего аристократического португальского рода Луи Жермен Дэвид де Фюнес де Галарса родился 31 июля 1914 года. Маленький взъерошенный мальчуган, не имевший никаких способностей к школьным наукам, срывал аплодисменты сверстников одним, единственно знакомым ему способом. Он бесподобно копировал повадки ненавистных учителей, за что регулярно изгонялся из класса. Неудивительно, что лет эдак в десять местный институт образования поставил жирный крест на сорванце, что не помешало ему с грехом пополам, но окончить провинциальный лицей. После этого он устроился в швейную мастерскую, где быстро возненавидел буржуя-директора и его любимицу — канарейку. Спустя неделю парня выставили вон, застав за метанием булавок в птичку, у которой на почве нервного стресса стали вылезать перья. Потом мальчишку изгнали из фотоателье, где он устроил пожар, подбросив петарду в ящик стола. Следующим и далеко не последним пунктом назначения был шляпный салон, откуда юного де Фюнеса выгнали за… любовь к кино. Насмотревшись чаплинских проказ, он игриво плеснул воды в лицо управляющему. Затем молодой человек был чистильщиком обуви, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжером, скорняком… А потом была война, заставшая француза в роли пианиста безвестной парижской забегаловки. Когда Луи вырос, то устроился пианистом в одно из заведений Пигаля – района Парижа, известного своим кабаре «Мулен Руж» и борделями. Посетители любили этого маленького музыканта за виртуозное исполнение джазовых композиций и смешное гримасничанье.
Когда Париж оккупировали немецкие войска, Луи де Фюнес не попал потому, что его забраковала призывная комиссия — двадцатилетний юноша имел 1,64 см роста при весе 55 кг. Он устроился преподавателем сольфеджио в музыкальную школу. После окончания войны будущий комик решил попробовать сняться в кино. Сделать это давно рекомендовали друзья и знакомые. Луи де Фюнес еще в довоенные годы посещал драматические курсы французского актера Рене Симона. Теперь пришло время применить полученные знания на практике.
Кинематографическая биография Луи де Фюнеса началась в 1945 году. Начинающий артист снялся в картине Жана Стелли «Барбизонское искушение». Фильм не принес Луи ощутимого успеха. Как и следующие картины, где артист появлялся в эпизодах и ролях второго плана. Лишь в 1958 году, через 13 лет после дебюта, Луи де Фюнес проснулся знаменитым. Фото артиста зрители начали узнавать далеко за пределами родной Франции. Это случилось после выхода картины «Не пойман — не вор», которая больше известна как «Блеро». Актер сыграл в этой комедии главного героя – браконьера по имени Блеро. Вскоре комедии станут главными работами в карьере французского киноактера.
На 60-е годы приходится пик актерской карьеры Луи де Фюнеса. Каждый год выходило по нескольку фильмов, неизменно приносящих комедийному артисту новую волну любви и славы. Симпатию зрителей принесла Луи и трилогия о комиссаре Жюва и Фантомасе. Комик блестяще сыграл недалекого комиссара.
В марте 1973 года артист был удостоен наивысшей награды страны: ордена Почетного легиона Франции. Актер по-прежнему активно снимался. Но в 1975-ом у Луи де Фюнеса случился инфаркт. Сразу же за первым последовал второй. Врачи категорически запретили актеру работать. Артист поселился в старинном замке Шато-де-Клермон рядом с Нантом. Киноактер начал вести тихую и размеренную жизнь. Некоторое время Луи копался в саду и увлекся выведением новых сортов роз. Один из них даже был назван именем артиста. Но долго жить затворником бурливший энергией актер не мог. И когда Луи де Фюнес получил от режиссера Клода Зиди сценарий новой комедии «Крылышко или ножка», то не удержался и дал согласие на съемки. Затем последовало еще несколько замечательных комедий. Кинолента «Суп с капустой», представленная в 1981 году, стала одним из таких фильмов. Картина «Жандарм и жандарметки» – последняя работа в карьере французского актера, появившаяся на экранах в 1982 году. «Актер, как музыкант, должен играть каждый день. Кино и театр – наши гаммы, публика – неиссякаемый источник энергии».
«Я не сожалею»
Луи де Фюнес был женат дважды. Первый брак, заключённый в 1936 году, продлился 6 лет и окончился разводом, в ходе которого бывшая жена Жермен Луиза Элоди Карруайе добилась согласия от Луи никогда не видеться с их общим ребёнком Даниэлем. Что, разумеется, Фюнес пообещал, но не исполнял: он всё же поддерживал тайные контакты со своим сыном.
Второй женой актера стала Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан, приходившаяся внучатой племянницей Ги де Мопассану – классику французской литературы. Союз Луи и Жанны был идеальным. Фюнес боготворил супругу и был готов ради неё на любые жертвы. Он отказывался от баснословных гонораров и платил огромные отступные за разорванные контракты, если кто-то из партнёров смел сказать хоть одно недоброе слово о Жанне. Она тоже безумно любила своего прославленного супруга, за которого вышла замуж, когда он был еще безвестным музыкантом в захудалом ресторане. Жанна являлась импресарио Луи и отстаивала его интересы везде, всегда и во всём, даже в мелочах.
В браке с Жанной у Фюнеса родилось двое сыновей – Патрик и Оливье. Старший избрал профессию врача. Младший, снявшись в нескольких фильмах со своим знаменитым отцом, предпочёл в дальнейшем другую деятельность: Оливье стал лётчиком авиакомпании.
В январе 1983 года Луи долго сидел на скамье в саду, а потом обратился к садовнику: «Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к дому, тем дальше он от меня…» 27 января Луи де Фюнеса не стало. В тот день утром он жаловался на боли в сердце, но, с присущим ему по жизни юмором отметил, что похоже очень некстати подцепил грипп. Известно, что позвав жену: «Я скучаю один в своей комнате…» — это были его самые последние слова, вскоре он умер, а врачи констатировали, что смерть была от сердечного приступа. Так не стало гениального французского актера маленького роста, но большого комедийного таланта. Похоронили его на кладбище недалеко от места, где он провел последние годы, - замка Клермон на берегах реки Луары.
Узнав о его смерти, многие испытали чувство недоумения. Как это? Кто разрешил? Большинство критиков склонялись к тому, что актер своими работами вечно кого-то высмеивал, показывал зрителю его недостатки и заставлял «работать над собой». Вряд ли это так. Смех де Фюнеса был другим. Поставленная им в молодости самому себе задача рассмешить всех и вся решалась Луи непросто, но все же он вычислил универсальную формулу смеха, чтобы знать наверняка, — хохотать будут даже глухие. «Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути».
«Не говорите обо мне слишком много, дети мои!»
Величайший французский комик ХХ века на экране олицетворял истеричность, хитрость, вздорность и жадность. В жизни о Луи де Фюнесе ничего подобного сказать было нельзя. Сыновья Патрик и Оливье (написавшие о нем книгу под названием «Не говорите обо мне слишком много, дети мои!») вспоминают об отце как о человеке порядочном и миролюбивом, с которым никогда не приходилось скучать. Он обожал природу. Животные и растения приводили его в восторг, вызывая чуть ли не преклонение. «90 гектаров нашего парка ему не казались излишеством, - вспоминал Оливье. - После рождения внучки Жюли он вознамерился расширить курятник и поставить клетки для кроликов, чтобы малышка играла с животными и ела экологически чистые яйца. Для нее он придумывал всякие истории, убеждая девочку, что кролики с ним разговаривают: «Большой рыжий кролик - это господин граф. Он просит, чтобы ты приготовила ему что-нибудь вкусненькое!» Неизменно называя Жюли госпожой графиней, он увлекал ее в свой выдуманный мир.
Что де Фюнес, похоже, разделял со своими героями, так это повышенную тревожность. А роль деда еще более усилила его бдительность. Он все время проверял, заперты ли двери и ставни, чисты ли соски малышей, безопасны ли розетки и радиаторы, запирал на висячие замки двери на лестнице. Номера телефонов пожарных, полиции, «Скорой помощи» были приклеены к каждому телефонному аппарату.
Одной из черт, которые Луи де Фюнес не прощал людям, было дурное воспитание. Из-за этого он разорвал отношения с другим великим французским актером - Жаном Габеном. Они вместе снимались в комедии «Татуированный». Габен, пожилой хитрец, решил вывести партнера из себя. Составил список вещей, которые Луи не переносил, и методично над ним подшучивал. Де Фюнес, например, предпочитал играть на пустой желудок, а Габен на съемочной площадке постоянно объедался. «Как-то один журналист взял у обоих интервью на съемочной площадке, - вспоминает Оливье. - Он спросил у отца, каким фильмам с Жаном Габеном он отдает предпочтение». «Мне нравятся все», - ответил отец. Когда же очередь дошла до Габена, он ответил, что не видел ни одного фильма с Луи де Фюнесом». Больше два актера не общались.
В профессии де Фюнес был чрезвычайно самоотверженным. 25 октября 1957 года он узнал о смерти своей матери, но из уважения к зрителям отказался отменять спектакль и вышел на сцену. А на съемках «Фантомаса», в эпизоде, где злодей удирает от полиции на вертолете, а комиссар Жюв цепляется за подъемный кран и поднимается высоко над землей, актеру пришлось долго висеть на руках. На самом деле, конечно, использовались комбинированные съемки: де Фюнес висел всего в метре от пола. Но съемки эпизода длились несколько часов! Актер беспрекословно выполнил требование режиссера. И в результате так сильно растянул плечевые связки, что на следующий день не мог даже самостоятельно одеться. Лечиться от этой травмы де Фюнесу пришлось несколько лет.
У де Фюнеса на тумбочке обычно стояли три будильника и лежали три книги. Такое количество часов ему нужно было, чтобы быть уверенным в том, что он не проспит. А одни и те же книги могли лежать у него годами, но он никогда не дочитывал их до конца, чтобы, по его словам, «не быть умнее зрителей».
P.S. Уже много лет замечательного актера нет на нашей земле. И всё же он жив. Неподражаемый комик, талантливый актёр и просто жизнерадостный человек, де Фюнес с улыбкой встречает каждого, кто решил посмотреть его бессмертные кинокомедии...
|
Читайте ещё на нашем сайте - Олег Винник