Марина Цветаева - изображение

Марина Цветаева одна из немногих женщин-поэтов, кому удалось встать в один ряд с писателями, прославившими литературу, она писала резко, точно и очень музыкально. Поэтому позже ее часто сравнивали с Бродским, а сам он говорил о ее стихах только восторженно: «Цветаева действительно самый искренний поэт, но искренность эта, прежде всего, есть искренность звука — как когда кричат от боли».

Отец Марины Цветаевой — профессор Иван Владимирович Цветаев — вдовец в первом браке, оставшийся с двумя малолетними детьми на руках, женился во второй раз на молодой двадцатидвухлетней девушке, талантливой пианистке — Марии Александровне Мейн. 26 сентября 1892 года через год после венчания Мария родила дочь — Марину. Еще через два года в семье появилась вторая дочь — Анастасия.

Мать, чьи музыкальные амбиции быстро потухли в череде бытовых забот, сосредоточилась на том, чтобы дать девочкам прекрасное музыкальное образование. Несмотря на явные способности Марины, девочка всем своим существом ненавидела ноты. Она «упрекала мать в том что та затопляла ее музыкой, хоронила ее заживо под лавиной восхитительных звуков». Настоящим ее призванием стали волнующее сочетание слов и рифмы. Мать была обеспокоена Марининой склонностью к литературе.

Когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца, тяжело переживает эту трагедию. Марина перестала играть на фортепиано, теперь ее музыкой осталась только рифма.

Уже в 1910 году Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее, сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».

1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь». Он довольно прохладно был встречен критиками. Еще бы, ведь удовольствия от открытия нового таланта уже не получишь. Критика мало волновала Цветаеву в тот период ее жизни. Она была полностью поглощена воспитанием своей дочери.

Семейная жизнь Марины Цветаевой шла своим чередом. «Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем... Он – мой самый родной на всю жизнь… Только при нем я могу жить так, как живу – совершенно свободная». Уже в июле 1914-го Марина сообщила мужу, что полюбила другого. Новым возлюбленным стал брат Сергея — Петр Эфрон, вернувшийся из Парижа, где до сих пор жил. Он умирал от туберкулеза. Марина посвящала ему стихи и писала письма, где ярко говорила и о страданиях супруга, которые она причиняет ему своим увлечением. Через несколько дней любовный треугольник получает ожидаемую трагическую развязку - Петр Эфрон умирает.

Однако уже осенью 1914-го Марину захватывает новая страсть — Софья Парнок - тридцатилетняя, энергичная и даже несколько агрессивная поэтесса, которая не скрывала своих однополых пристрастий и произведения которой уже позволили ей добиться некоторого успеха в литературной среде. «Польщенная вниманием сестры по перу, столь же искусной в ласках, сколь и в поэзии, Марина повсюду появлялась с Софьей Парнок и наслаждалась тем, насколько шокированы излишне целомудренные, как ей казалось, знакомые подобной демонстрацией ее противоестественных наклонностей», - описывает ситуацию биограф Анри Труайя. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.

В годы гражданской войны Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка. Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте. «И я даже на похороны не поехала – у Али в этот день было 40,7 – и – сказать правду?! Я просто не могла», - напишет Цветаева позже.

С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше. «Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».

Марина Цветаева искала понимания у своего старого знакомого — Бориса Пастернака, с которым начала вести страстную переписку: «Я не скажу, что Вы мне необходимы. Вы в моей жизни необходны...» Вскоре Цветаева узнает, что Борис решил вернуться из эмиграции в Москву. Тогда же в жизни Марины Цветаевой появляется бывший офицер Белой армии двадцатидевятилетний Константин Родзевич — сокурсник Сергея Эфрона. Несмотря на то, что Константин не был идеалом Марины, она, изголодавшаяся по мужскому присутствию рядом, опрометью кинулась в новый роман. Конечно, эти отношения больно ранили Сергея, который внешне проявлял завидную выдержку, признаваясь в своих истинных чувствах лишь близкому другу Максимилиану Волошену: «Марина – человек страстей. Гораздо в большей степени, чем раньше – до моего отъезда. Отдаваться с головой своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни…» Наконец Сергей, не выдержав откровенной измены, сообщил Цветаевой о том, что намерен уйти от нее. Поэтесса две недели, как безумная, разрывалась между мужем и любовником, выбрав в итоге мужа. Но душа ее оставалась с Радзевичем. Такое состояние семейных дел Сергей Эфрон метко назвал «одиночество вдвоем». В письмах несчастный измученный муж признается, что ему не страшны измены: «Я так сильно и прямолинейно и незыблемо любил ее, что боялся лишь ее смерти».

Тем временем Франция в октябре 1924 года официально признала СССР. Русские парижане окончательно смирились с мыслью, что советская власть незыблема. В этот период в эмигрантской среде рождается новое движение - «Союз возвращения на родину». Сергей Эфрон, околдованный советской пропагандой, не только примкнул к Союзу, но вскоре стал и одним из его активных членов (а вскоре и агентом советской разведки).

Возвращение к истокам…

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. На допросах последний утверждал, что он невиновен и предан делу коммунизма. Но ему ставили в вину его прошлое «евразийца», который пытался сблизить Запад и СССР. Спрашивали заключенного и про жену: «Какую антисоветскую работу проводила ваша жена?» На что Эфрон твердо отвечал: «Никакой антисоветской работы моя жена не вела. Она всю свою жизнь писала стихи и прозу».

Марина Цветаева тем временем отчаянно пыталась узнать о своих родных хоть какую-то информацию. Но, казалось, что они исчезли вот так просто, как - будто их никогда и не было на белом свете. Теперь ей чудились враги на каждом углу. Даже окружавшие ее друзья казались излишне угодливыми и потому – наверняка доносчиками. Цветаева пишет письма Берии и Сталину, пытаясь оправдать своих родных и смягчить их участь. Но ответа не получает.

В тот же период наваливается груз бытовых проблем. В доме в Болшево проживать больше нельзя. Теперь Цветаева находится в вечных поисках хоть какого-то угла, где можно было бы задержаться с Муром. «Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь. ... С переменой мест я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – все меньше и меньше...»

А 22 июня 1941 года началась война. Стоял душный летний день. Многих известие заставало на улице, где изо всех радиоточек доносился голос, возвещавший о начале страшного противостояния. Марина, прибежав домой, стала обзванивать знакомых, также ошеломленных случившимся. В следующие несколько месяцев Москва изменилось до неузнаваемости, неизменным оставалось лишь одно — военные сводки со все более плохими новостями. Теперь город бомбили почти каждую ночь. Страх перед бомбежкой и хроническая усталость сказались на нервно-психическом состоянии Марины. Она была на грани срыва. В конце концов, Цветаева решила эвакуироваться вместе с Муром по направлению к Чистополю, куда вывозили профессиональных литераторов. Привилегированные оставались в Чистополе, менее именитые, к которым бюрократы отнесли и Цветаеву, отправлялись дальше — в Елабугу, более походившую на деревню.

На следующий день по прибытию в Елабугу, поэтессу вызвали местные нквэдэшники, желавшие выслужить перед Москвой. И хотя за новым допросом не последовало никаких санкций, он окончательно выбил Цветаеву из колеи, точно также как и гневные упреки Мура, требовавшего от матери немедленных ходатайств о переселении их в более комфортный Чистополь.

Марина покорно исполнила волю сына и каким-то чудом выхлопотала для себя и Мура разрешение на Чистопольскую прописку. Она также подала заявление с просьбой о предоставлении ей места посудомойки в столовой эвакуированных литераторов. Однако Муру этого было не достаточно. Зная о том, что желающих занять место посудомойки очень много, он требовал от матери снова обратиться к чиновникам, чтобы наверняка получить работу. Измученная поэтесса пообещала сыну выполнить его просьбу. Но вопреки обещанию не поехала в Чистополь. Снова произошла ссора с Муром. А 31 августа 1941 года, отправив Мура на общественные работы, она написала три письма знакомым, с просьбой позаботиться о ее Муре и покончила жизнь самоубийством, повесившись на крепком погнутом гвозде, торчавшем из потолка.

Одно из писем было адресовано сыну. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».


Судьба близких поэтессы сложилась не менее трагично. Муж был расстрелян в октябре 1941 года. Сын, вернувшийся в Москву из эвакуации, призван в Красную Армию, тяжело ранен и скончался в госпитале. Дочь и сестра, много лет провели в ссылках и были полностью реабилитированы лишь в середине пятидесятых. Всю дальнейшую жизни они посвятили памяти Марины Цветаевой.

Интерес к произведениям поэтессы пробудился после войны. На западе стали публиковаться ранее неизвестные рукописи. А в СССР на третьем пленуме Союза писателей СССР, проходившем в 1957 году, Марина Цветаева была объявлена великим национальным поэтом.

10 цитат Марины Цветаевой о любви и жизни, которые раскрывают всю глубину и мудрость её трагической судьбы:

Встречаться нужно для любви, для остального есть книги.

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.

Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше – хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы – до всей моей души.

Нет на земле второго Вас.

Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта – только сердце.

Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, её загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть.

Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку.

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? – Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!

Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.

Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - О. Генри



Перейти в раздел: Былое
  • Опубликовано: 22/04/2020

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Аэродром на Красной площади. Шесть загадок Матиаса Руста.

Аэродром на Красной площади. Шесть загадок Матиаса Руста.

Опубликовано: 08/10/2003

Шестнадцать лет назад 19-летний пилот-любитель на маленькой 'Сессне' выбил из кресла трех маршалов, а также девять генералов и 298 офицеров в могучей Советской Армии.

Скандалы с знаменитостями

Скандалы с знаменитостями

Опубликовано: 08/10/2003

Достоинство Буйнова сравнили с огурцом.
Серова избили за 'фанеру'.
Валерий Сюткин: - Юбилей Валерия Сюткина.
Александр Цекало:'трачу деньги на еду и телефон'

Зоркий часовой пролетарской диктатуры.

Зоркий часовой пролетарской диктатуры.

Опубликовано: 08/10/2003

'Враг народа'. Мы привыкли в последние годы к тому, что это словосочетание дается в кавычках. И правильно делается. Поскольку все - и авторы, и читатели - подразумевают под данным выражением то клеймо...