Наталья Аринбасарова - изображение

Наталья Аринбасарова – потрясающая женщина и удивительная актриса. Для поколения 60-х она – один из главных символов эпохи: хрупкая, порывистая, воплощение свободы и благородства. Экзотическая красота ее с годами не только не померкла, но напротив – засветилась глубокими сочными цветами, а трогательная девическая естественность переросла в спокойное достоинство женщины, знающей себе цену.

«У вас родилась девочка. Четыре килограмма!»

24 сентября 1946 года в Москве в семье Утевле Туремуратовича и Марии Константиновны Аринбасаровых появилась на свет девочка Наташа – наполовину полька, наполовину казашка. У крохотной Натальи были предшественники — старший брат Юра, после которого не замедлил появиться бойкий Арсен.

Болезни — неотъемлемая часть земного существования человека. Наташу мучили разнообразнейшие недуги. Например, у нее была пупочная грыжа, от которой она падала в обмороки.

Папа Наташи — Утевле Туремуратович был военным. Его переводили с места на место по всей Азии. Все детство Наташи прошло по воинским частям. Когда Аринбасаровы приехали в Байрам — Али, им дали на территории воинской части, в бараке просторную комнату с печкой. Зимой Мария Константиновна топила углем и саксаулом, печка трещала, и от этого теплого звука детей холодили мурашки.

Вокруг воинской части не было ни одного деревца, пятьдесят два градуса жары, воду доставали из колодца. Иногда колодец зацветал, а иногда засыхал, или же начиналась очередная эпидемия. На время эпидемии воду из колодца доставать запрещалось.

Постоянные эпидемии дизентерии, черной оспы и других не менее прилипчивых болезней. Грязь, жара, нищета способствовали процветанию заразы. Мария Константиновна, мама Наташи, категорически запрещала детям ходить в общественный туалет. Он походил на грустный скворечник, давно покинутый птицами. Детям не позволялось приближаться к нему ближе, чем на сто метров — это было самое гадкое, страшное, категорически запретное место.

Семья Аринбасаровых из семи человек жила на одну папину зарплату. Продукты и хозяйственное мыло выдавались по карточкам. Мыло использовалось только для купания детей. Душ находился во дворе. Когда Наталье было восемь лет, она впервые увидела туалетное мыло. Земляничное мыло — это же поэзия послевоенных лет! Ядовито-розового цвета, настырно пахнущее. Оно казалось чем-то волшебным! И очень хотелось его съесть.

Каждый год летом от невыносимой жары, от эпидемий родители увозили детей в Россию, в Москву. В Москве Аринбасаровы останавливались в генеральском доме у Новоарбатского моста. В четырехкомнатной квартире жила мамина двоюродная тетка с дочерьми — Юлия Владимировна, жена генерала Малярова, который погиб во время войны. Дети называли ее бабушка Юля. Москва с ее шумом, суетой ошеломляла юную Наташу. Девчушка проводила долгие часы на балконе пятого этажа. Она всматривалась в большой город, пытаясь найти в нем что-то родное, глазела на стройку огромного здания, которое росло на глазах. И уже потом, когда Аринбасаровы уехали, оно выросло в гостиницу «Украина».

В детстве Наташа увидела фильм «Лебединое озеро» и мечтала стать балериной. Повзрослев, поступила в балетную школу, откуда была направлена на учебу в Академическое хореографическое училище при Большом театре. Наталья Аринбасарова окончила Академическое хореографическое училище в 1964 году.

В одном из интервью Наталья Аринбасарова так описала тот период своей жизни: «Получив диплом артистки балета, я должна была уехать в Алма-Ату, потому что республика платила за наше обучение, и мы должны были вернуться, чтобы танцевать в Театре Оперы и Балета.

Но, когда я была уже в выпускном классе, Андрон Кончаловский пришел в балетную школу искать героиню на роль Алтынай в фильме «Первый учитель». Он пришел в младший класс, там тоже учились девочки из Казахстана. А когда через несколько дней ассистенты позвонили в интернат, где мы все жили, воспитатели по ошибке, отправили меня. Я приехала на «Мосфильм», ничего не понимая. Андрон, конечно, страшно удивился, но виду не показал, начал разговаривать со мной. И в итоге он решил со мной репетировать и работать. Это был его дипломный фильм. Мы несколько раз встречались, я прочитала сценарий, а потом вдруг они (съемочная группа) исчезли и вообще перестали звонить. Но я не особенно переживала. У меня начались выпускные экзамены, подготовка к диплому. И в июне приходит телеграмма (через три месяца): «Срочно вылетайте на кинопробы во Фрунзе». А у меня впереди концерт в Большом театре. Я дала телеграмму: «Извините, я сниматься не могу». Он начал звонить из Фрунзе… Диплом я все-таки получила, а только потом поехала сниматься».

На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два года родился сын Егор. А роль Алтынай в фильме «Первый учитель» принесла ей высшую награду кинофестиваля в Венеции.

В институт кинематографии Наталью, можно сказать, приняли под бурные аплодисменты. Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили сняться со своей будущей студенткой репортеры и он охотно соглашался. «В 1971 году я получила диплом ВГИКа. Во время учебы Сергей Аполлинариевич запрещал сниматься и говорил: «Я не позволю вам бегать по киностудиям и предлагать свои услуги. Надо сначала чему-то научиться». Но поскольку я была постарше других девочек, он понимал, что возраст для актрисы - это важно, мне разрешалось сниматься, будучи студенткой. Я снималась в фильмах: «Ташкент - город хлебный» - сценарий написал Андрон по повести Неверова. И для меня специально написал небольшую роль, ее в повести не было. Роль Сауле - девушки чекистки, которая погибает от рук бандита. Снималась в фильме «Джамиля» тоже по Чингизу Айтматову, в фильмах «Песня Маншук», «У озера». Сценарий фильма «У озера» Герасимов написал специально, чтобы снять весь наш курс.

Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: «Наташа, Сергей Аполлинариевич пишет для тебя роль». И когда он читал сценарий, я с замиранием сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там игра Катю Алзоеву, молодую девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино».

Расставание с Кончаловским

Семейная жизнь Натальи с Кончаловским не удалась. В 1967 г он ушел, оставив Наталью с маленьким сыном Егором на руках. С Кончаловским они расстались из-за того, что он хотел уехать за границу на постоянное место жительства. Для этого надо было жениться на иностранке (Кончаловский женился на французской актрисе Маше Мериль). Наташа и Егор были препятствием, но препятствовать она не стала. А сейчас она благодарна первому мужу за то, что он дал хорошее образование сыну за границей. Ведь за обучение в Кембридже и Оксфорде надо платить немалые деньги. Егор Кончаловский учился на искусствоведческом отделении. Вернувшись в Москву - создал рекламное агентство. Сейчас тоже снимает фильмы.

Конечно, Наталья не осталась одна. Женщина редкой красоты и не только внешней. Она вскоре стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. 1974 года у них родилась дочь Катя. Позже Екатерина Двигубская вспоминала: «Мама воспитывала нас с братом в любви. Это, наверное, самое важное, что может дать мать. Мы всегда были накормлены, обуты и поцелованы. В детстве мы с Егором проказничали, мягко говоря, активно. Я хранила его секреты десятилетиями. Только спустя долгие годы рассказала маме наши тайны: про вечеринки брата, которые он устраивал, пока ее не было дома, про девочек, про разбитые вещи... И мы с мамой вместе смеялись над этим.

Когда папа ушел из семьи, мне было шесть лет. Сидеть со мной было некому, и мама отдала меня на два года в интернат. Брат был старше, мог сам себя обслуживать. Жила я чудовищно, все время дралась, но это закалило характер. Егор, узнавая, что меня обижают мальчишки, приезжал и давал им по голове. Настоящий старший брат. Но на маму я была обижена до тех пор, пока не повзрослела. Считала, что она меня предала, бросила на чужих людей. Думала: «Вот я сейчас тут умру от страха, а никому до этого и дела нет». А как еще мог думать ребенок? Потом уже, когда становишься старше, понимаешь, что все в жизни гораздо сложнее. Что маме нужно было зарабатывать деньги, чтобы кормить детей... Я уже не помню, как объяснила себе развод родителей. Это сейчас знаю, что отношения могут себя исчерпать, и хотя расставаться всегда тяжело, это честнее...»

О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто красавица. Осенью 1999 года вышла книга «Лунные дороги». Они писали ее вместе - мать и дочь, книга о Наталье Аринбасаровой, о ее детстве, балетной юности, киношной карьере, детях и мужьях. Вернее, как сказала Катя, по рассказам мамы писала она. Так что она еще и мамин биограф и автор книги.

Третьим мужем Натальи Аринбасаровой стал режиссер Эльдор Уразбаев. Наталья Аринбасарова: «Причины личных катастроф были сугубо личные, и я не могу пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно. Андрон всегда заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский - прекрасный художник - очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все поддерживали меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда старалась, чтобы они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по сей день приходят и считают меня родственницей, бабушкой их детей».

Персонажи Натальи Аринбасаевой запоминаются зрителю. В любой, даже эпизодической роли она открывает характер персонажа и создает узнаваемый зрителем образ. В 2011 году актриса снялась в блокбастере «Возвращение в А», режиссером которого выступил Егор Кончаловский. Наталья Аринбасарова: «Мне игралось в фильме очень легко. Мы не акцентировали внимание на то, что режиссер – мой сын. Я была очень послушной и дисциплинированной актрисой. Мне нужно было создать образ вечной женщины. Она помогает мужчине, облегчает страдания и избавляет от боли. Егор Кончаловский похож на своего отца трудолюбием и отношением к делу. Они оба очень ответственные во время съемок. Режиссер должен быть именно таким – он должен вести за собой людей».

Наталья снималась в фильмах, которые по праву вошли в сокровищницу мирового кинематографа. А еще можно сказать, что для кинематографа эта актриса, что называется «piece of cаke» (лакомый кусочек).

P.S. В одном из интервью Наталья Аринбасарова как-то призналась: «Может быть, моя карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела бы сыграть в классике - Шекспира, Островского, но мне предлагали в основном одни и те же типажи - мои внешние данные ограничивали меня в выборе ролей... Но если так подумать... Ну, сыграла бы я на десять ролей больше. И что? Зато сейчас у меня очень приятный период в жизни, потому что меня воспринимают не как актрису, а как мать взрослых детей…».


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Всеволод Ларионов



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 13/09/2014

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Яркая жизнь и загадочная смерть Антуана де Сент-Экзюпери

Яркая жизнь и загадочная смерть Антуана де Сент-Экзюпери

Опубликовано: 08/04/2004

Французская команда подводных спасателей обнаружила на дне Средиземного моря обломки истребителя Lockheed Lightning P-38, на котором летал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. 8 апреля экспер...

В ожидании смерти

В ожидании смерти

Опубликовано: 07/06/2004

Попробуйте на минуту перенестись в положение осужденного, -когда приговор утвержден, когда просьба о помиловании не принята, когда нет более выхода, когда человек считает дни, часы и, наконец, минуты,...

История из жизни - "ГРОБЫ"

История из жизни - "ГРОБЫ"

Опубликовано: 21/05/2013

Нужно было отрекламировать дорогие гробы из красного дерева, по 5,000$ за штуку! Как водится в нашем коллективе, оператор получил факс-заявку и, сверившись с классификатором, поставил товар в нужную р...