Одна из самих ярких звезд советского кино Наталья Фатеева воплотила на экране сотни женских историй. Но по драматизму они вряд ли сравнятся с тем, что происходило в жизни самой актрисы. Ее имя всегда было овеяно слухами. Но и без домыслов жизнь Фатеевой напоминает кино – с замысловатым сюжетом, множеством декораций, неоднозначными персонажами.
Она родилась 23 декабря 1934 года в Харькове, в семье военного. Будучи артистической натурой от рождения и к тому же «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей», Наташа поступила в театральный сразу после школы. Как одну из самых красивых студенток, девушку пригласили на местное телевидение в качестве диктора. Вскоре ее стали узнавать на улицах, даже просили автограф.
Конечно, у нее появились поклонники. За одного из них, харьковского актера Леонида Тарабаринова, она выскочила замуж. Но семейная жизнь не задалась, молодые быстро разбежались… А тут еще Фатееву неожиданно исключают из института – за активные съемки – и предлагают выбор: либо учеба – либо работа на телевидении… И синеглазая красавица, не раздумывая, бросает Харьков и отправляется покорять Москву.
Экзамены во ВГИК Наташа сдала блестяще и была зачислена сразу на 4 курс – в мастерскую Герасимова и Макаровой. Вскоре состоялся ее дебют в фильме «Есть такой парень».
В это же время 21-летняя актриса познакомилась со своим будущим мужем – известным актером и режиссером Владимиром Басовым. Это произошло на съемках фильма «Случай на шахте восемь». Роман развивался стремительно, по окончании съемок они поженились, а в 1959 году у них родился сын Володя. Но несмотря на разницу в возрасте в 11 лет и жизненный опыт, Владимир Басов не стал надежной опорой молодой супруге… «Мне, девчонке, приходилось на своих плечах тянуть дом, содержать семью, заботиться о ребенке. Басов часто сидел без работы и боролся с депрессией излюбленным русским способом – водкой. Сына было оставить не на кого – очень часто мне было не до репетиций».
Басов сильно ревновал свою красавицу-жену. И не только к поклонникам – но и к успеху. «Когда ты уже постареешь?» – часто вопрошал он. И в какой-то момент ее терпение лопнуло. Она ушла. «Он и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали. И при этом сына своего не видел целых десять лет, хотя мы и жили на одной улице».
И все-таки успех и популярность стали определенной компенсацией за неудавшуюся личную жизнь. В 1963 году режиссер Генрих Оганесян пригласил Фатееву на роль укротительницы Зои в комедии «Три плюс два». Во время съемок у актрисы, остро переживавшей разрыв с Басовым, вспыхнул роман с Андреем Мироновым. «Он был прекрасным другом и отогрел мою душу после тяжелого разрыва с Басовым. Андрей не имел тогда большого жизненного опыта, не умел ухаживать, но я благодарна ему за тепло и искренность…»
Свидетели той истории рассказывают, что молодой Миронов потерял голову, уговаривал Наталью стать его женой. Но как можно относиться серьезно к парню, который младше тебя на шесть лет и не может принять самостоятельного решения, не посоветовавшись с мамой?! Да и матери Андрея – актрисе Марии Александровне Мироновой – вряд ли бы понравилась невестка с детьми от предыдущих браков. Наташа предложила ему остаться друзьями и познакомила с начинающей актрисой Ларисой Голубкиной (через несколько лет Лариса станет его женой).
Укротительница мужчин
Фатеева продолжала покорять мужчин! Полной противоположностью романтичного Андрея стал следующий возлюбленный актрисы – писатель Михаил Любимов. Несколько лет в гражданском браке с ним не принесли Наталье счастья. «Любимов отличался скрытностью, угрюмостью. Как выяснилось уже после расставания, именно в те годы Михаил был… резидентом советской разведки. Получается, даже со мной не имел права расслабляться, и я не чувствовала себя рядом с ним защищенной». Неудивительно, что и от Михаила Наталья ушла… «Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю – такой вот сценарий. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила – все как у всех. Быт того времени – это же пытка, а в актерской профессии нужно тщательно следить за лицом, руками…». Исключением не стал и союз с космонавтом-плейбоем Борисом Егоровым…
Они познакомились в гостях. Он красиво ухаживал, старался найти общий язык с сыном Натальи – это ее привлекло. Борис был женат, но ради любви к Наталье оставил семью. А через некоторое время после свадьбы вдруг обнаружилось, что они разные люди. «У нас не было общих стремлений, даже книги мы по-разному читали. Его любимая тема для разговоров – это машины, он часами о них говорил. Его практически не интересовала моя работа, да и сын был часто предоставлен сам себе».
В семье родилась дочь, тоже Наташа. Однако появление малышки не спасло их союз. Актрисе прелагают съемки в Румынии – и она легко соглашается, оставив семью. Поговаривали, за советской красавицей ухаживал румынский певец, который снимался в том же фильме. Разумеется, «доброжелатели» нашли способ сообщать законному супругу о романе Натальи. Вернувшись в Москву, она пыталась разубедить мужа в клевете. «Мы совсем не понимали друг друга… Но я не ожидала, что, когда я начну из кожи вон лезть, чтобы сохранить семью, он попросту… уйдет к другой».
Этой другой стала приятельница и напарница Фатеевой по фильму «Три плюс два» – Наталья Кустинская (к слову, ее «плейбой» бросит через 20 лет, когда она будет в тяжелом состоянии после операции). Наталья признается, что, когда разводилась с героем-космонавтом, от его былого благородства не осталось и следа: он отсудил у жены квартиру, машину. Оставил ее с их двухлетней дочерью на руках и сыном-школьником. Свою дочь Наташу он вычеркнет из жизни и увидит ее лишь через 20 лет.
Парадокс, но в то время, когда вся страна восхищалась красотой Фатеевой и множество поклонников забрасывали ее письмами, – она чувствовала себя одинокой. «Вот, бывало, иду по улице и думаю: да что ж такое, толпы почитателей, а того единственного, который поддержит в трудную минуту, нет… Или на приеме каком танцуешь, к примеру, с замминистра, а он на ушко шепчет: все-все-все куплю тебе, все для тебя сделаю, если моей будешь. Притворялась глухой – продавать себя, покупать чувства? А между тем все мои мужья после развода пытались обобрать меня: отсудить квартиру, машину... Они не могли даже себя содержать! Неудивительно, что никто из них не интересовался впоследствии детьми: а вдруг нам требуется помощь? Но я и жить-то начинала, только когда разводилась: понимала, что хоть отдохну наконец-то… И все надеялась встретить надежного, верного мужчину, такого – чтоб как за каменной стеной…» Хотя бывшие мужья актрисы – и Басов, и Егоров – достойно зарабатывали и в деньгах не нуждались. Вот только помогать экс-супруге почему-то не считали нужным…
После Егорова она выходила замуж еще дважды – за архитектора и меховщика. Увы, эти «пятилетки» также не принесли ей долгожданного счастья и покоя. «К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Предавала профессию из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим суженым я нужна была для самоутверждения. В качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. Эти разводы стоили мне жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать все сначала».
«Красота мне мешала!»
В ее жизни были депрессии, невостребованность в профессии, многолетние конфликты с сыном и дочерью. Наталье Николаевне надо отдать должное: она никогда не комментировала слухи, которыми была окутана ее личная жизнь. Сын Владимир Басов однажды признался: «Моя мать – по характеру одиночка. Ее раздражает, если кто-то долго находится рядом, увы… Это касается и детей тоже. Кто-то, читая это, скажет: разве можно так писать о матери? Не знаю, может, и нельзя. Но я не могу вспомнить ни одной семейной традиции, ни одного приятного сюрприза от мамы к моему дню рождения. Покупались только необходимые вещи: одежда, школьная форма, обувь. С праздниками вообще было напряженно. Если они приходились на каникулы, нас отправляли в Харьков, если нет — мы с сестрой оставались дома одни, мама всегда куда-нибудь уходила. По большому счету, у нас с Наташей не было семьи, хоть и жили с матерью под одной крышей. Вроде вместе и в то же время порознь.
Мама тяжело восприняла мою раннюю женитьбу, отчего у нас начались проблемы. А когда встал квартирный вопрос и мы и вовсе разругались. Она обиделась на меня страшно — просто за то, что заговорил о размене жилья. Довольно долго мать не желала даже слышать мой голос.
Конечно, каждый человек имеет полное право распорядиться своей жизнью как сочтет нужным. Может, моя мать сознательно заточила себя в своем одиночестве, чтобы никто не смог ее предать, обидеть или воспользоваться? Не знаю». Сама актриса однажды призналась: «Я люблю животных. Они лучше, чем люди: с ними не нужно напрягаться, ждать от них подвоха. Они искренние, добрые и открытые существа. Я какой-то период даже мечтала жить в Африке, чтобы рядом был только врач, который мог бы лечить животных и меня — на всякий случай. А потом меня жизнь довела до такого состояния, что я мечтала жить во рту у своей собаки: хотелось спрятаться от всего. Это мог бы объяснить только Фрейд».
Она работала практически на износ – объездила всю Европу за мизерные гонорары. Часто рассказывает о том, что до 35 лет часто пребывала в депрессии. Из-за разводов ей приходилось отказывать известным режиссерам – она подолгу восстанавливалась и не могла работать. «Я поняла, что жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть, научилась из худшего выбирать лучшее: играть маленькие роли и в них вкладывать душу. Всегда мечтала сыграть в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, но мне не предлагали. И изо дня в день приходилось доказывать, что я хорошая актриса, а не только красивая женщина. Да что там говорить – и в отношениях с мужчинами красота мне мешала!»
После перестройки и падения коммунистического режима Наталья Фатеева долгое время не снималась в большом кино, играя в основном эпизодические роли в малоизвестных картинах и театральных антрепризах. В 2014 году Фатеева получила премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Летящие по ветру листья»).
Невзирая на все удары судьбы, Фатеева всегда пристально следила за собой, и то, что сегодня мы видим красивую женщину (она и не изменилась нисколько за прошедшие десятилетия) – это ее подвиг. Подвиг потому, что приходилось во многом отказывать себе, приходилось, как говорит актриса, «дисциплинированно жить». Впрочем, иначе она и не умеет. Есть и еще один секрет: «Несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного добра и оптимизма».
P.S. Пожалуй, самая скрытая сторона жизни актрисы – ее отношения с детьми. Никто, кроме Фатеевой и ее близких, на самом деле не знает правды. «В моей жизни случались такие неожиданные повороты сюжета, что практически любой бы на моем месте не выдержал, сдался. Но, поверьте: каждому воздается по заслугам. Мне не стыдно за прожитую жизнь, я многое выстрадала. И всегда исповедовала философию добра и действенного оптимизма. Кстати, это весьма благотворно отражается на внешности!»
В последнее время актриса имела проблемы со здоровьем, в конце лета 2014 года попала в больницу: ей были сделаны сложные операции по замене тазобедренного сустава. «Я перенесла шесть операций, лежала в реанимации. В муниципальной больнице, поставив протез, занесли инфекцию. Пришлось его убирать и ставить временный. Инфекция уничтожила часть кости, поэтому поврежденные ткани выпилили и, взяв кость в другом месте, имплантировали на место поврежденной. Последнюю операцию делали в частной клинике. Поставили постоянный протез. Мои дети - Володя и Наташа мне всячески помогали, ухаживали. Но самое главное, что я хожу!»
Актриса с бездонными васильковыми глазами и чистым звонким голосом по-прежнему остается живой легендой кинематографа и настоящей звездой.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Мила Йовович