Исследователь морских глубин и автор документальных фильмов об океане, изобретатель акваланга и «импресарио учёных», лауреат трёх «Оскаров» и член Французской академии, а ещё антисемит, убийца маленьких кашалотов, взрыватель коралловых рифов и ненавистник человечества. Даже через двадцать лет после своей смерти Жак-Ив Кусто продолжает вызывать полярные реакции — от почитания до страстной ненависти.
11 июня 1910 года родился французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор книг и фильмов, - Жак-Ив Кусто (Капитан Кусто). Его семья много путешествовала, и Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте.
1932 год, Индокитай. Учебное судно французского военно-морского флота «Жанна д’Арк» совершает кругосветное плавание. Двадцатидвухлетний офицер-артиллерист Жак-Ив Кусто стоит на борту с ручной кинокамерой Pathé — ещё подростком он купил её на карманные деньги. Для него, недавнего выпускника мореходного училища, это первое настоящее плавание, но гораздо сильнее служебных обязанностей его привлекают экзотические пейзажи и ловцы жемчуга, которых он снимает на видео. Однажды днём, в самый разгар жары, он становится свидетелем странной сцены. Вьетнамские рыбаки ныряют со своих лодок без камней, гарпунов и других специальных приспособлений — и выныривают с рыбой, пойманной голыми руками. Пловцы разъяснили заинтересованному французу, что «пока у рыб сиеста, их очень легко ловить».
В поздних интервью Кусто с воодушевлением рассказывал, что тот разговор стал поворотным в его жизни. Полюбивший нырять ещё подростком, он впервые увидел, что это занятие может приносить пользу, и решил усовершенствовать свои и без того незаурядные навыки подводного плавания. Правда, занятия пришлось отложить на несколько лет: убедить флотское начальство в том, что ныряние пригодится в военно-морских целях, получилось не сразу, а служба не оставляла времени на тренировки. Всё это время Кусто не покидали мечты о неисчерпаемом богатстве моря. Вернувшись во Францию в конце 1930-х, он снова занялся подводным плаванием, твёрдо веря, что за этим занятием большое будущее.
В 1943 году в Париже члены коллаборационистского правительства Виши, пришедшего к власти после оккупации Франции нацистами, и офицеры немецкой комендатуры смотрят уникальную киноновинку. Документальная лента «На глубине 18 метров» посвящена подводной охоте и снята ниже уровня моря — раньше такое было просто технически невозможно. Авторы фильма — энтузиасты-ныряльщики Жак-Ив Кусто и его сослуживцы по флоту Фредерик Дюма и Филипп Тайе, в шутку называвшие себя «мушкетёрами моря». Фильм принят на ура и получает приз на Первом конгрессе документального кино.
Чтобы снимать под водой в эпоху, когда даже привычные нам очки для плавания были редкостью, «мушкетёрам моря» пришлось изобретать на ходу буквально всё: от конструкции дыхательных аппаратов и костюмов для погружения до защитных боксов для видеокамер. Самой блестящей разработкой Кусто, возглавлявшего небольшую съёмочную группу, стал акваланг — лёгкий, безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой. Он создал его во время съёмок «На глубине 18 метров» в соавторстве с французским инженером Эмилем Ганьяном, а испытывал уже после премьеры. Результатом тестовых погружений Кусто остался очень доволен: в отличие от существовавших тогда громоздких водолазных костюмов, акваланг позволял легко перемещаться под водой в любом направлении. «Это было словно в грёзах: я мог остановиться и повиснуть в пространстве, ни обо что не опираясь, не привязанный ни к каким шлангам или трубкам. Раньше мне часто снилось, что я лечу, расправив руки-крылья. И вот теперь я парил в самом деле Я представил на своём месте передвигающегося с большим трудом водолаза с его громоздкими калошами, привязанного к длинной кишке и облачённого в медный колпак Калека в чужой стране!» — вспоминал Кусто в их совместной с Фредериком Дюма книге «В мире безмолвия».
От подводной охоты съёмочная группа тоже не отказывалась. Так, впервые погружаясь с аквалангом, Кусто на недосягаемой для обычного ныряльщика глубине выловил десяток омаров, а на берегу сварил и съел их в тот же день. Позднее он вспоминал, что в оккупированной фашистами Франции 1943 года пренебречь таким количеством бесплатных калорий было бы просто расточительством. Впрочем, Кусто был явно не тем человеком, на ком сказались все ужасы войны: поговаривали, что его выручало покровительство старшего брата. Пьер-Антуан Кусто давно поддерживал фашизм и во время оккупации возглавлял крайне правый еженедельник Je suis partout. В этом издании, помимо антисемитских агиток, публиковались и восторженные отзывы на фильм Кусто-младшего; в Париже считали, что съёмка была профинансирована немцами, хотя прямых доказательств этому не было ни тогда, ни сейчас.
Как бы там ни было, официальное флотское жалованье Кусто было невелико, а кормить ему в годы оккупации приходилось не только себя, но и семью: молодую жену Симону и двоих маленьких сыновей. К тому же в Марселе, куда его командировали ещё в 1941-м, было сложно найти жильё. В письме Филиппу Тайе Кусто жаловался, что им приходится ютиться даже не в пансионе, а в пристройке к пансиону на выселках из города. «Удобные квартиры появятся только тогда, когда мы вышвырнем за дверь всех этих поганых жидов, которые всё заполонили», — подытоживал он.
Сложно сказать, был ли Жак-Ив Кусто таким же убеждённым антисемитом, как его брат: по оценке журналиста Бернара Виоле, который обнаружил и опубликовал это письмо Кусто в 1999-м, слова океанографа были типичным проявлением «обыкновенного антисемитизма, в котором Франция того времени просто купалась». Кроме того, есть основания считать, что он поддерживал Сопротивление и вёл разведдеятельность против итальянцев, — видимо, именно за это после окончания Второй мировой его наградили Военным крестом. Одно можно сказать точно: какими бы ни были его политические взгляды, ради любимого дела — подводного плавания и съёмок кино — он был готов без стеснения сотрудничать с кем угодно.
Гордыня: «Оскар» за взрыв кораллов
После войны Кусто показал один из своих подводных фильмов адмиралу Андре Лемонье, возглавлявшему тогда штаб французских ВМС. Адмирал был впечатлён и быстро сообразил, что съёмки можно применять для подводной разведки. В итоге Кусто наконец добился, чтобы во французском флоте появилась группа по подводным исследованиям. Её создали в Тулоне, а команду возглавили «мушкетёры моря». Параллельно со службой, друзья не стеснялись предлагать свои услуги всем, кого удавалось убедить: для правительства они расчищали французские заливы от неразорвавшихся бомб, а для нефтяных магнатов разведывали месторождения углеводородов в Персидском заливе. Эти заказы помогали маленькой команде держаться на плаву, однако для Кусто заработок никогда не был самоцелью. Его мечтой было развитие океанографии — науки о мировом океане и его обитателях.
Исследования Кусто вышли на новый уровень уже в 1950-м, когда в его распоряжении оказался собственный корабль — списанный минный тральщик британских ВМС, который Жак-Ив назвал «Калипсо». Деньги на выкуп и переоборудование «Калипсо» дал ирландский миллионер Томас Гиннесс — знакомый знакомых Симоны Кусто, которому приглянулся смелый замысел ныряльщиков-энтузиастов. Получив во флоте трёхлетний отпуск без сохранения содержания, Кусто с головой погрузился в работу. Окончивший только мореходное училище, он никогда не называл себя учёным, но это его не останавливало: в пятидесятые Кусто активно участвовал в работе научных институтов и даже создавал новые. Так, в 1953-м он создал Центр продвинутых морских исследований в Марселе (там делали подлодки для исследований), в 1954-м присоединился к CNRS — французскому Национальному центру по развитию науки — в качестве капитана вспомогательного судна, а в 1957-м стал директором Океанографического музея Монако (эту должность он занимал около тридцати лет). При этом подход Кусто к исследованию океана был прагматичным до хищничества. «В научных целях» он мог позволить членам команды «Калипсо» отламывать кусочки коралловых рифов или глушить рыбу динамитом. Исследователь объяснял, что, хотя использование динамита при коммерческой рыбалке запрещено законом и считается актом вандализма, это единственный способ «произвести точный учёт всех видов, населяющих данный ареал».
Много лет спустя, когда Жак-Ива упрекали в варварстве и непозволительной эксплуатации живой природы, он только смеялся: «[Ваше негодование] доказывает, что нравы изменились. А изменились они благодаря мне». Впрочем, своего захватнического отношения к морю режиссёр и его соратники не отрицали. По словам океанографа Франсуа Сарано, на заре их исследований «море было неизвестной величиной, и мы относились к нему как к бесконечному рогу изобилия». «Конечно, мы тогда были чудовищно наивны [и не понимали, какой урон наносят наши методы], — продолжает он, — но в итоге Кусто открыл для человечества море».
Снимая на видео всё, мимо чего проходила «Калипсо», Кусто к 1955 году набрал столько документальных цветных подводных съёмок, что их хватило на полнометражный фильм, получивший название «В мире безмолвия». В 1956 году лента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственной в двадцатом веке документальной картиной, удостоенной этой награды, а в следующем году получила «Оскар». Громкий успех Кусто в Каннах и Голливуде приковал внимание всего мира к океану, а самого Кусто, который тогда впервые появлялся на экране в своей знаменитой красной шапочке, сделал мировой знаменитостью.
P.S. 2014 год, Северная Ирландия. Мужчина по имени Пол получает на Рождество коробку DVD с фильмами Жак-Ива Кусто, которые обожал в детстве. В ностальгическом порыве он садится их пересматривать — и приходит в ужас. «Меня не так просто шокировать, но эти фильмы надо пометить как «Только для взрослых» или вообще запретить», — гневно пишет он на Tripadvisor. Пол пересказывает несколько особенно поразивших его эпизодов. Самый душераздирающий: в погоне за группой кашалотов корабль Кусто задевает винтом молодую особь и калечит её. После нескольких безуспешных попыток членам команды наконец удаётся прикончить животное. Моряки привязывают труп кашалотёнка к кораблю, приманивают на него стаю акул и снимают на видео, как хищники пожирают свою добычу. Затем, обсуждая, какие акулы агрессивные существа, члены команды Кусто бросают в них гарпуны, вытаскивают на палубу и добивают.
«После такого всю коробку с дисками хочется выкинуть: это просто тошнотворно», — заключает Пол. Другие зрители соглашаются с ним: «Хорошо, что я в детстве не видел этой серии», «Ага, а ещё защитник морских обитателей», «Кажется, это заставит меня переоценить всё наследие Кусто…»
Фигура Жак-Ива Кусто действительно куда более противоречива, чем его экранный образ добряка и мудрого исследователя океана. Даже странно, что бескомпромиссный и хваткий в жизни Кусто остался в памяти зрителей не морским волком, а милым дедушкой с доброй улыбкой. При всех ошибках и грехах Жак-Ива Кусто как человека вспоминать его будут всё же за его заслуги как изобретателя и исследователя.
|
Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян