Николай Ерёменко старший - изображение

Николай Еременко-старший прибавил себе три года и сумел убедить военкомат отправить его на фронт. За плечами были сражения, окопы, плен, допросы в НКВД после победы в Великой Отечественной. А потом - слава в кино. Николай Еременко-старший тяжело переживал 1990-е годы, не понимая, как всё, за что они с товарищами боролись многие десятки лет, вдруг стало никому не нужным в одночасье.


Актёр Николай Ерёменко-старший родился 17 июня 1926 года в Новосибирске, хотя родители его были из Витебской области. Войну Николай встретил в Сибири, куда переехала его мать после развода с отцом. Так как парень учился в ремесленном училище, ему надлежало работать на военном заводе, но пятнадцатилетний подросток мечтал защищать родину наравне со взрослыми и рвался на фронт. Еременко сумел подделать справку о рождении и убедить военкомат, что на самом деле его год рождения — 1923. Так он оказался на курсах младших лейтенантов, где будущих военспецов обучали по ускоренной программе. В начале 1942 года он уже обживал окопы на фронте. А летом 1942 года боец 11-го кавалерийского корпуса Николай Еременко попал под Вязьмой в окружение, а затем — в немецкий плен.

Дальше был концлагерь вблизи Штутгарта. Еременко предпринял попытку бежать, но его и других пленных схватили и отправили в штрафной лагерь, где им приходилось пахать с утра до вечера на каменоломне. Многие собратья по несчастью не выдержали и умерли от перенапряжения и голода. Но Еременко дал себе слово выжить... «Господи! За что мне все это? Два месяца войны. Три года концлагерей. Мне восемнадцать лет. Я только жить начинаю», — напишет он позже в своих воспоминаниях.

Но и после того, как заключенных освободили войска союзников, злоключения Еременко не закончились. Он был направлен в фильтрационный лагерь, как и все, кто возвращался из немецкого тыла. После проверки, когда выяснилось, что Еременко не сотрудничал с фашистами, его отпустили и восстановили в звании. Он отправился в Новосибирск, к семье. Но там вдруг выяснилось, что мать с сестрой уехали на родину, в Витебскую область, сразу после получения извещения о том, что Николай Еременко пропал без вести. Они не могли быть уверены, что он жив. Пришлось ехать в Витебск.

В Белоруссии он стал руководить районным ДК. И однажды судьба ему улыбнулась. Белорусский театр имени Якуба Коласа отсматривал артистов самодеятельности и пригласил Еременко на работу. Именно там он познакомился с будущей супругой Галиной Орловой. Галина Александровна вспоминала: «Он появился в нашей студии, и сразу все стали считать его самым красивым молодым актером. Еременко был высокий, плечистый, с копной вьющихся черных волос и пронзительным взглядом. Теперь мне кажется, что влюбилась в него в один миг».

Очень быстро молодые люди поженились, а 14 февраля 1949 года у пары родился сын Николай, который в будущем станет даже популярнее своего отца. Правда, родительское счастье чуть было не улетучилось до срока: у младенца случилось воспаление легких, ребенка едва выходили.

Крутой поворот

Работали супруги-актеры не покладая рук. Чтобы не умереть с голоду при их-то жалких зарплатах, они ездили с концертами в колхозы, где гонорар им платили «натурой»: картошкой, капустой, яблоками.

В кино Еременко дебютировал в 1960 году в картине «Впереди — крутой поворот», где исполнил роль следователя Радевича. Но слава к нему пришла в 1962 году, после фильма Сергея Герасимова «Люди и звери». Его герой - советский офицер, который попал в январе 1942 года в плен подо Мгой. Оказавшись в числе перемещенных лиц, герой не сразу решился на возвращение в СССР. Поскитавшись по чужбине 17 лет, Алексей все же вернулся на родину. Герою Еременко принадлежит фраза: «Жив ещё зверь в человеке. В одном сидит волк, в другом - лиса, в третьем - заяц или мышь. Тоже звери. А то все сразу, целой компанией».

Всего же Еременко-старший сыграл около 50 ролей в кино. Профессию любил и помог по блату (помогла дружба с Герасимовым) поступить в престижный актерский вуз и сыну, видя, что парень мечтает о кино. Думал ли тогда Еременко-старший, что вскоре его будут называть «отцом того самого Еременко»?

У обоих был общий учитель — большой советский режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Обоих хорошо знала наша бывшая страна, хотя поклонники у того и другого были разные. Старший Еременко играл революционеров, людей военной косточки, советских интеллигентов, рабочих, служащих, колхозников — как рядовых, так и руководящих лиц (для такого рода персонажей есть профессиональный термин: социальный герой). Значились в его творческой биографии и Иосип Броз Тито («Солдаты свободы» — историческая хроника о национально-освободительной борьбе народов Восточной Европы против фашизма), и секретарь обкома Веденин — прообраз будущего генсека Брежнева (в фильме о целинной эпопее «Вкус хлеба»). Его зрителями было его поколение — те, кто прошел войну, вытащил страну из разрухи, верил в ее идеалы и великое предназначение.

Младший Еременко играл молодых романтических героев современности и прошлого. Отсчет его массовой известности можно вести со второй половины 1970-х, когда он сыграл честолюбивого, волевого Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля «Красное и черное». А потом был старший механик в первом советском боевике «Пираты ХХ века», после которого популярность актера, что называется, зашкалила.

Когда Николай Еременко-младший только начал сниматься в кино, в титрах писали просто «Николай Еременко». Но после успеха многих картин публика начала путаться в Николаях. «Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах указан Николай Ерёменко. Все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?» Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Ерёменко, мы стали писать «старший» и «младший»», — рассказывал в интервью Николай Еременко-младший.

Сын за отца

С сыном у Еременко всегда были доверительные отношения. Но ни о том, что Николай злоупотребляет алкоголем, ни о том, что у сына две семьи параллельно, Еременко-старший с женой достаточно долгое время не знали. Когда узнали, это стало для них ударом... Еременко-старший не мог поверить в то, что, воспитывая сына в спартанских условиях, прививая ему семейные ценности и прекрасные жизненные принципы, он потерпел фиаско. Что его сын оказался многоженцем.

Девяностые годы дались Еременко тяжело. Когда в 1991 году Верховный совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР, для артиста это стало личной драмой. Два инфаркта — вот цена, которую он заплатил за то, что жить ему выпало в эпоху перемен, наблюдая крушение Союза и всех тех ценностей, за которые он был готов отдать жизнь. А к ним добавилась новая трагедия: алкоголизм сына. Все это сильно подорвало здоровье артиста. В кино на большие роли его уже не звали.

В один из моментов, когда зеленый змий его не одолевал, Ерёменко-младший решил вдохнуть жизнь в отца. В одном из интервью он рассказывал: «Говорю: «Давай кино снимать!» Он, понятное дело, ответил: «Ты что, с ума сошел? Еще мне не хватало в конце жизни облажаться!»»

Сниматься в фильме сына Николай Ерёменко-старший все же согласился. И наверное, совсем не ожидал, что «Сын за отца...» станет для него мощной «терапией», которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе «Костюмер», которая была отмечена призами на театральных фестивалях.

Николай Николаевич был большим поклонником футбола, болел за минское «Динамо». Одно время председательствовал в минском клубе болельщиков. Увлекался рыбалкой и любил отдых на природе. «Я прожил большую жизнь. Никаких подвигов не совершал, но в душе верю, что смогу оставить свой след, сохранив себя человеком. Я больше отдал людям, чем взял у них. И навсегда останусь верным этому принципу», — так сказал однажды о себе народный артист Беларуси и СССР Николай Еременко-старший.

P.S. В 2000 году Николай Ерёменко-старший собирался принять участие в международном фестивале искусств «Славянский базар» и выступить на сцене своего первого театра – Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. Но не успел…

Последняя работа на сцене - пьеса Бернарда Шоу «Милый лжец», в которой он играл вместе с женой за три дня до смерти. Его супруга вспоминала: «Зал был переполнен, Николай играл блистательно. Помню, ко мне в антракте подошли друзья и признались, что никогда не видели, чтобы Николай так отдавался роли. Мне кажется, он ощущал приближение смерти и прощался со своей любимой сценой, со зрителями, со мной. Знал, что уходит. Но поняла я это уже после того, как моего Николая не стало. Знаете, мы долгие годы жили с ощущением того, что муж может умереть в любую минуту. У Николая уже было два инфаркта, после второго врачи сказали, что смерть может прийти к нему неожиданно».

Умер Николай Еременко-старший 30 июня 2000 года в результате сердечного приступа. Меньше чем через год в Боткинской больнице из-за инсульта скончается Николай Еременко-младший. Его похоронят рядом с отцом в Минске, на Восточном кладбище.


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни


Читайте ещё на нашем сайте - Ким Кардашьян



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 27/06/2020

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Валгалла переезжает в Арлингтон

Валгалла переезжает в Арлингтон

Опубликовано: 05/12/2003

Знаете ли вы о том, что прах Савитри Дэви, сподвижницы Гитлера и одной из самых почитаемых неонацистами женщин, покоится не где-нибудь, а на известнейшем Арлингтонском кладбище в США?

По русским ме...

Триумф «ЧУДАКА».

Триумф «ЧУДАКА».

Опубликовано: 08/10/2003

Применительно к Биллу Гейтсу американские журналисты часто используют слово 'nerd'. Посмотрите в словаре сами: 'чудак' - наиболее мягкий, но самый тонкий вариант перевода. Главный отличительный призна...

Памела Смарт: Урок совращения

Памела Смарт: Урок совращения

Опубликовано: 03/07/2004

Она была учительницей, личностью с определенным положением и авторитетом. И в то же время Памела Смарт была помешана на сексе с подростком. Преступная страсть привела ее к жестокому убийству.